Экономическая мысль Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:19, реферат

Краткое описание

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены системы экономических взглядов основных классов в различных общественно-экономических формациях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Экономическая мысль Древнего Египта и Древней Вавилонии………..4
Экономическая мысль Древней Индии: законы Ману. Трактат «Артхашастра»……………………………………………………………..6
Экономическая мысль Древнего Китая: учения конфуцианцев и легистов, трактат «Гуань-цзы»…………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по ИЭУ.docx

— 40.75 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Университет

Приборостроения и Информатики

По  дисциплине “История экономических учений”

ТЕМА: “Экономическая мысль  Древнего Востока”

 

                              Выполнил:

Студент группы

ЭФ-1031

Дорофеев  А.А. 

Проверил:

Абрамян С.И. 

Москва 2011 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Экономическая мысль Древнего Египта и Древней Вавилонии………..4
  3. Экономическая мысль Древней Индии: законы Ману. Трактат «Артхашастра»……………………………………………………………..6
  4. Экономическая мысль Древнего Китая: учения конфуцианцев и легистов, трактат «Гуань-цзы»…………………………………………..11
  5. Заключение………………………………………………………………..17
  6. Список использованной литературы…………………………………….18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены системы  экономических взглядов основных классов  в различных общественно-экономических  формациях.

    В процессе исторического развития общества неизбежно появляются экономические  идеи – представления о том, что  такое экономика, что есть богатство  общества, как его увеличить, как  рационально использовать. Что же касается экономической мысли древности, то с уверенностью можно сказать, что она является ключевой точкой отсчета в развитии всей экономики  в целом, ведь именно в то время  начали зарождаться первые экономические  идеи, которые затем расширялись  и совершенствовались на протяжении десятков веков.

    История древневосточных государств, возникших  в IV в. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший  этап в развитии человечества –  распад родового строя, возникновение  классов и древних рабовладельческих  обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как  организованной сферы деятельности человека.

    Перед философами Древнего Востока возникала  проблема, актуальность и важность которой сохраняется до сих пор  и едва ли когда будет утрачена. Это проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества.

    В каждой из стран Востока существовал  свой путь решения данной проблемы, это обуславливалось различиями в сложившихся традициях и  устоя.

    Экономическая жизнь древневосточных обществ  имеет практически полностью  натурально-хозяйственную основу и  регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен традицией, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той  же традиции. Памятники экономической  мысли Древнего Востока – это, как правило, своды законов и  сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит  догматический, априорный характер. Периодическое повторение одних  и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного  ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних  лет.

Экономическая мысль Древнего Египта и Древней Вавилонии

    Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Древний Египет, ХХ11 в. до н. э.). Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается... Награждай вельмож податными списками, жрецов — участками земли». Для подбора людей в аппарат управления автор советует приближать «к себе человека за дела его», не делая различия между сыновьями знати и простолюдинов. Это отражает еще не завершившийся процесс классообразования в Древнем Египте.

    Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий. Чиновников (писцов) готовили в специальной «школе писаний». Своеобразной апологией профессии чиновника является «Поучение Ахтоя своему сыну Пиопи» (период Среднего царства). Показывая альтернативы карьере писца, автор описывает положение непосредственных производителей (медника, плотника, строителя и т. п.) и заключает: «Смотри, нет занятий, свободных от начальников, кроме писца. Он сам — начальник... Смотри, нет писца, лишенного пропитания из имуществ Дома царя...».

    Интересным  памятником древнеегипетской мысли  является «Речение Ипусера» (начало XVII в. до н. э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для Ипусера - «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные декларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины страны стали богатыми», «руководимые стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими». Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

    Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.

    В отличие от Древнего Египта для первых цивилизаций Месопотамии было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. В условиях отсутствия гарантий свободы человеческой личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Такие процессы ослабляли государство, теряющее воинов и налогоплательщиков. Памятники экономической мысли данного региона дают много примеров, когда государство с помощью законодательных мероприятий пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (ХVIII в. до н. э.).

    Основная  тема законов — создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Так, запрещалась продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий вавилонских подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация (20% — в денежной и 33% — в натуральной ссуде); долговое рабство, независимо от суммы долга, ограничивалось тремя годами. Наряду с правовой защитой личности непосредственных производителей кодекс признавал право частной собственности, в том числе на земельные участки. Защищались интересы сторон в частноправовых сделках: так, если арендатор не исполнял необходимой работы, он все равно должен был отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем на соседних полях. Покушения на частную собственность влекли экономическую ответственность.

    Издание кодекса Хаммурапи стало важным мероприятием по консолидации старовавилонского общества. Он представляет собой один из первых примеров попыток управления страной, в том числе и ее экономической жизнью, с помощью системы правовых норм.

Экономическая мысль Древней  Индии: законы Ману.

Трактат «Артхашастра»

    В Древней Индии понятие права  как совокупности самостоятельных  норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (в древнеиндийском языке Маnu означало "человек"; в индийской мифологии так называли первопредка, прародитель людей).

    Законы  Ману написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав; 1-я глава содержит представления древних индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, сословий (варн); 2-я – правила жизни человека в период ученичества; 3-4-я – правила жизни семьянина-домохозяина (брачные обычаи, культовые предписания и прочее); 6-я – правила жизни отшельника; 7-я – наставления об обязанностях царя и управлении государством; 8-я – наставления о судопроизводстве и юридической практике; 9-10-я посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; 11-я – предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов; 12-я – описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

    Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

    Законы  указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни. В Древней Индии был  известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет).

    При этом подчеркивалось, что только при  законном подтверждении человек  из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

    Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.  
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

    Закон твердо устанавливает нерушимость  и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга  в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    Известен  был в Древней Индии и договор  аренды земли. 
Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

    Купля-продажа  является одним из договоров, о котором  упоминается в Законах Ману. Договор  считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в  качестве продавца должен был выступать  собственник вещи. Закон устанавливает  определенные требования к предмету договора и запрещает продавать  товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.

    Помимо  законов Ману на протяжении IV-III вв. до н. э. свидетельством древнеиндийской экономической мысли является трактат под названием Артхашастра, означающий в переводе учение (артха) о доходах (шастра).

    Автором «Артхашастры» считается Каутилья — советник и министр императора Чандрагупты. Трактат состоит из нескольких разделов, из которых третий — наука об управлении и четвертый — раздел о богатстве; они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.

    Глава государства должен быть деятелен и  установить твердый распорядок своей  работы в течение дня и ночи. Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства  страны. На особом положении находилась ведущая сфера материального  производства — сельское хозяйство, и, прежде всего, земледелие. Государство должно производить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал сажать на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Идея «защиты земледелия» как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле. Государство должно взять на себя обязанность охранять ирригационные сооружения. Кроме того, негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока