Экономическая мысль Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:19, реферат

Краткое описание

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены системы экономических взглядов основных классов в различных общественно-экономических формациях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Экономическая мысль Древнего Египта и Древней Вавилонии………..4
Экономическая мысль Древней Индии: законы Ману. Трактат «Артхашастра»……………………………………………………………..6
Экономическая мысль Древнего Китая: учения конфуцианцев и легистов, трактат «Гуань-цзы»…………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по ИЭУ.docx

— 40.75 Кб (Скачать)

    Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государства. По его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного хозяйства. Причем подобный доход государства складывается из собственной «прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин. Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства на развитие промышленности, торговли, для проведения публичных работ. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать казнокрадство чиновников.

    В «Артхашастра» также говорится о застройке укрепленного города («в наилучшем месте застройки, куда возможен доступ всем четырем кастам, должно быть жилище царя»), о прокладывании дорог (намечено, где должны быть главные дороги и караванные пути; водные, сухопутные и секретные пути; пути для слонов и полевые; путь для крупного скота и путь для мелкого скота и людей). Упоминается о размещении и поселении в городе представителей различных каст и профессий. Жрецы, учителя, советники, представители учетного управления размещались в черте города, а шерстобиты, ткачи, изготовители циновок, производители лат, оружия и щитов — вне его пределов. В северо-восточной части города должны находиться помещения жертвоприношений и омовений, помещения для учителей, жрецов, советников.

    Создание  первых государственных образований (городов-государств) было обусловлено  наряду с другими причинами потребностью обеспечения общих условий хозяйственной  деятельности, например, необходимостью строительства оросительных систем, создания защиты от частых наводнений, сооружения укреплений и рвов для  обороны от внешних вторжений. Государство  выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников.

    В древнеиндийском трактате упоминается, что одной из обязанностей верховной  власти было создание страховых запасов  «на несколько лет пользования». Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.

    «Артхашастра» демонстрирует круг забот правителя и его чиновников — «управляющих городом», «заведующих хлебом, торговлей, материалами», «военных надзирателей».

    В трактате и других документах древности  регламентируется кастовое деление, возникшее  первоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (правители). Затем шли вайшии (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (работники). Занятие торговлей и ростовщичеством считалось более предпочтительным по сравнению с занятием земледелием или скотоводством.

    Социальное  и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии — индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному  совершенствованию, в известной  степени к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.

    Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском  обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная  власть оказывали существенное воздействие  на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.

Экономическая мысль Древнего Китая: учения конфуцианцев и легистов, трактат «Гуань-цзы»

    Основные  течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI — III вв. до н. э. Огромную роль в истории докапиталистического Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы (551 — 479 гг. до н. э.). Основной источник его учения — сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.

    В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим — одна из основных черт модели «благородного мужа», мыслителя. Такой человек никогда не будет  «выступать против вышестоящих». Он полагал, что проявление сыновней почтительности и дружба с братьями и есть управление государством. А регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Не случайно он рассматривал государство как большую семью, а правителя — как «отца народа». По его миссию, необходимо богатство распределить более равномерно, облегчить бремя налогов и привлекать народ к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

    Вторым  представителем древнего конфуцианства  был Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н. э.), или учитель Мэн. Мыслитель жил и творил в, период «борющихся царств» (V — III вв. до н. э.). Усиление произвола деспотической власти, военный разбой подрывали хозяйственные устои: Китая, обостряли классовый антагонизм.

    Мэн-цзы считал, что «народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место». Выступая за четкое деление китайского общества на «управляющих и управляемых», Мэн-цзы полагал, что небо предписало простым людям кормить господствующее сословие. В связи с этим мыслитель выдвинул своеобразный аграрный проект — размежевать общинную землю на девять равных долей. Девятый участок — «общественное поле» — должен обрабатываться крестьянами совместно, а урожай с него идти в распоряжение чиновников государства. Совершенномудрый правитель должен быть умеренным при взимании налогов, не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем поле.

    Другим  крупным представителем конфуцианской  идеологии в Древнем Китае  был Сюнь-цзы (313 — 238 гг. до н. э.). В отличие от Конфуция и Мэн-цзы Сюнь-цзы исходил из «злой природы» человека, и лишь практическая деятельность порождает добродетель. Сюнь-цзы был сторонником обогащения государства. Он не осуждал стремление людей к богатству, если они действовали в рамках закона. Но человек «не может одновременно владеть искусством многих ремесел. Так Сюнь-цзы пришел к идее о необходимости разделения труда. Государство в лице правителя установило социальные ранги и соответственно: различия в бедности и богатстве между людьми. Люди разных рангов носили разную одежду. Для управления господствующим сословием применялись ритуалы и музыка, а для простолюдинов — законы.

    По  мнению Сюнь-цзы, экономическая политика государства должна была основываться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки. Считалось, что «достаток» — это удовлетворение того уровня потребностей, который соответствует социальному рангу человека. Сюнь-цзы выступил с неприкрытой апологией эксплуатации, призывая деспотическое государство к регламентации не только производства и распределения общественного продукта, но и его потребления. Последнее становилось важным стабилизирующим фактором экономики.

    В VI — III вв. до н. э. у конфуцианских идеологов появились серьезные оппоненты-легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и власти родовой аристократии. «Законники» были – сторонниками политической централизации и объединения страны.

    Возникновение школы легистов относится к VI — V вв. до н. э. и связано с именем крупных политических деятелей того периода — Цзы Чаня и Ли Куя.

    Взгляды Ли Куя о главной роли земледелия в укреплении государств развил крупнейший представитель школы легистов Гуньсунь Ян (390 — 338 гг. до н. э.), известный в истории Китая под именем Шан Яна — правителя области Шан в царстве Цинь. Экономические взгляды Шан Яна изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IX — первой половине III в. до н. э.

    В концепции Шан Яна сельскому хозяйству, а точнее хлебопашеству, отводилась невиданная доселе роль. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем ставилась задача накопления больших запасов продовольствия для подкармливания чиновников и ведения экспансионистской войны. Шан Ян подчеркивал, что государство добивается процветания при помощи двух средств: земледелия и войны. В этой связи Шан Ян предлагал провести в стране всеобщую подворную перепись крестьянства и законодательно оформить введение единого налога с количества собранного зерна.

    Кроме того, государство с помощью законов  должно проводить активную политику «возвращения к земле», привлекать к земледелию «нахлебников», «кутил», «бродячих бездельников». Шан Ян выступал против крестьянской торговли сельскохозяйственными продуктами и деятельности крупных хлеботорговцев, за стабилизацию цен, против скупки зерна по дешевой цене и спекуляции в неурожайные годы. Он предлагал резко повысить пошлины на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества. Торговцы утратили бы предприимчивость и занялись земледелием.

    Выступая  против превращения свободного податного  населения в арендаторов, наемных  работников и рабов, Шан Ян предлагал разными способами запретить выход из общины бедных и малоземельных крестьян. Вместо традиционных патриархально-общинных связей в деревне он предложил ввести систему взаимной ответственности за преступления. Подобная система круговой поруки была введена Шан Яном в царстве Динь в 351 г. до н. э.

    Особое  место в истории экономической  мысли Древнего Китая занимает трактат  «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.). В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

    В отличие от легистов авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма  стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен. «Рынок, это то, — отмечалось в  «Гуань-цзы», — по чему и знают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства». Поэтому если правитель «сам держит в руках возможности регулирования хлеба, денег и металлов, то тогда вся страна будет в устойчивом состоянии».

    Важнейшим условием стабилизации экономики является «усиление земледелия», а также  создание государством постоянных хлебохранилищ. Однако ни ремесло, ни торговля не считались  бесплодными занятиями, как полагали легисты. Чтобы «управлять землей», государству необходимо знать природные  свойства земли. Кроме того, следует  более равномерно распределять посевные участки, не отвлекать крестьян во время  земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень  налогообложения должен исходить из плодородия земли, т. е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. «Гуань-цзы» предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. «Гуань-цзы» советует «взять в казну горы и моря». Трактат ставил перед государством одно важное условие — регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь «возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.».

    «Гуань-цзы» выдвинул «принцип уравновешивания хозяйства». Для этого в руках правителя должно накапливаться до половины всего хлеба, и он «управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки». Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

    Трактат «Гуань-цзы» сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

    Особое  место в истории древнекитайской  идеологии занимает даосизм, который получил широкое распространение и оказал большое влияние на формирование китайской культуры. Основоположником даосизма был Лао-цзы — современник Конфуция. Лао-цзы советовал правителям не управлять страной с помощью знаний, отменить запретительные законы; поскольку их много — «народ становится бедным». Лао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества: «небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот». Поэтому он призывал вернуться к первобытным временам: снова начать плести узелки и применять их вместо письма, не использовать имеющиеся орудия труда. Социальная утопия даосов, безусловно, содержала элементы реакционности: полное отрицание достижений материальной культуры. Но она по-своему отражала протест народных масс, когда достижения цивилизации служили средствами их эксплуатации. Отсюда стремление отказаться от элементов культуры и вернуться в «естественное» состояние первобытного мира.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока