Эконоческие последствия присоединения Молдовы к ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Краткое описание

Республика Молдова в формировании торгово-экономической политики основывалась на либеральных принципах, исходя из выгодности своего географического положения, а также учитывая недостаточность природных ресурсов, особенно топливно-энергетических, и ограниченность внутреннего рынка. Либерализация внешней торговли явилась одним из основных направлений рыночного реформирования молдавской экономики, которая была осуществлена в 1992 году.
Для Молдовы характерен достаточно либеральный валютный режим, что немаловажно для потенциальных инвесторов. Так, разрешен обмен наличной иностранной валюты на леи и, наоборот, без каких-либо ограничений; разрешено получение и хранение прибыли, образованной в результате экспорта, на валютных счетах экспортеров; не существует обязательной продажи иностранной валюты государству; для иностранных инвесторов гарантировано право репатриации полученной прибыли от инвестиций, а также самих инвестиций.

Оглавление

1. Торгово-экономическая политика Молдовы на современном этапе.
2. Статус страны в ВТО
2.1. Процесс вступления в ВТО;
2.2. Уровень открытость процесса вступления в ВТО и вовлеченности различных секторов в дискуссии;
2.3. Осуществление программ, направленных на разъяснение правил ВТО, и возможность участия в них НПО, бизнеса и других секторов.
3. Возможные позитивные последствия вступления Республики Молдова в ВТО
3.1.Основные цели устойчивого развития, достижению которых может способствовать вступление в ВТО;
3.2. Меры по использованию возможностей, открывающихся в результате вступления в ВТО.
4. Возможные негативные последствия вступления Республики Молдова в ВТО
4.1. Основные проблемы, связанные со вступлением в ВТО;
4.2. Меры по предотвращению негативных последствий в результате вступления в ВТО.
5. Выводы и рекомендации

Файлы: 1 файл

Экономические последствия присоединения Молдовы к ВТО.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

Российская  Федерация, Украина и Румыния  согласны предоставить Республике Молдова  выгодные экспортные квоты на ввоз сахара только при условии существования  гарантий, что данный сахар не был  получен в результате переработки  тростника.

     2) Табаководство Молдовы было самой  рентабельной отраслью сельского  хозяйства, а сегодня оно на  грани банкротства. Резко (практически  на порядок) сократились площади  посевов под культуру, снизился  урожай листьев табака. Помимо  поиска новых рынков сбыта  для табаководов республики, болезненной  проблемой является поставка  готовой продукции в Россию. Примером  качества изделий молдавских  табаководов могут служить сигареты 

"Мальборо", некогда выпускаемые отечественными  предприятиями с использованием  современных американских технологий  и сортов табака типа "Вирджиния". Однако отечественные предприятия  не могут состязаться в ценах  с россиянами по той лишь  причине, что поставки табачных изделий в Россию из Молдовы облагаются таможенной пошлиной. Если учесть стоимость энергоносителей в республике, то цена возрастает едва ли не на треть против цены конкурентов. Если же, какпланируется, ситуация изменится к 2004 году (двусторонняя отмена пошлин), то Молдова готова по специальным ценам осуществлять экспорт табака в РФ, в том числе и в ее северные регионы.

     3) Монокультурный экспорт первичной  сельскохозяйственной продукции  Молдовы сопряжен с риском  и неопределенностью. Это создает  объективные предпосылки для  ухудшения условий торговли. Аграрная  сфера сильно зависит от природных  условий и подвержена стихийным  колебаниям предложения. Производство  сельскохозяйственной продукции  полностью непредсказуемо и не  может контролироваться и регулироваться  в такой степени, как промышленное  производство. Кроме того, экспорт  продукции является основным  источником получения иностранной  валюты. Страны сами, расширяя экспорт,  создают предпосылки для его  обесценения, поскольку эластичность  спроса по доходу на первичные  продукты крайне низка и с  ростом богатства относительная  доля продуктов питания в бюджете  потребителя снижается. 

     4) В современном мире на международной  арене господствуют транснациональные  корпорации, которые закрепляют  специализацию развивающихся стран  на производстве трудоемкой продукции,  т.е. увековечивают неразвитость  материальных и человеческих  ресурсов. Немаловажным является  и принадлежность ресурсов, обеспечивающих  экспорт продукции, иностранному  капиталу. В структуре экспорта  Молдовы отмечается четкая тенденция  к увеличению доли сельскохозяйственной, главным образом, растениеводческой,  и продовольственной продукции.

     5) Усиление экспортной ориентации  сельскохозяйственного производства  обусловливает его структурные  изменения, имеющие негативный  характер. На долю продукции растительного  происхождения приходится около  70% (в т.ч. зерновых культур - 31%, винограда - 10%, картофеля - 7%, подсолнечника  и овощей - по 5%), животного происхождения  - 30%. Увеличение валового сбора  культур происходит в меньшей  степени за счет повышения  урожайности, в большей - благодаря  расширению площади посевов. Структура  посевных площадей стабилизировалась  на позициях очень схожих с  ситуацией в этой сфере 50-летней  давности (преобладание зерновых  культур и подсолнечника). В результате  не соблюдается севооборот, деградируют  почвы, снижается урожайность,  уменьшается уровень доходов  основной массы сельского населения.  Все это происходит на фоне  постоянного сокращения долгосрочных  материальных активов предприятий  сельского и лесного хозяйства  (в 1998 году они составляли 9,6 млрд. леев, в 2001 - лишь 2,8 млрд. леев). Очевидно, что эти факторы являются плохой  предпосылкой для притока крупных  инвестиций и роста сельскохозяйственного  производства. Одновременно уменьшаются  возможности обеспечения экологической  стабильности территории и рационального  природопользования, поскольку это  возможно лишь при соблюдении  научно обоснованного баланса  регулируемых и саморегулирующихся  экосистем, т.е. экологического  равновесия. Обычно, когда речь идет  о минимально приемлемом соотношении  искусственных и естественных (средостабилизирующих) экосистем, говорят о 25-30% территории  страны, которые должны быть заняты  последними.

     6) Развитие «грязных» отраслей (например, производство цемента), расширяющееся  за счет сокращения производства  данных отраслей в странах  Евросоюза будет способствовать  негативному воздействию на окружающую  среду по мере роста объема  выпуска.

     7) Мировое хозяйство развивается,  и сравнительные преимущества  постоянно трансформируются, становятся  результатом структурных сдвигов.  Такие трансформации не случайны, они отражают долговременные  тенденции научно-технического прогресса,  от которого гораздо более  выигрывают развитые, чем развивающиеся  страны. Если в предыдущие годы  можно было полагаться и надеяться  на сохранение преимущества за  счет дешевой рабочей силы, то  в настоящее время на первый  план выходят «развитые» (не достающиеся по наследству) источники преимуществ. В этой связи многократно возрастает роль образования и его вклад в развитие национальной экономики.

     4.2. Меры по предотвращению  негативных последствий  в результате вступления  в ВТО

     Меры, компенсирующие возможные  потери от участия  Молдовы в ВТО:

  1. Установление максимально дозволенного правилами ВТО периода перехода к новым ставкам ввозного таможенного тарифа и поэтапности их снижения;
  2. Усиление защиты промышленности Республики Молдова за счет разрешенных ВТО нетарифных мер;
  3. Формирование на основе рыночных принципов системы перераспределения средств от экспорта сырья для финансирования развития перспективных отраслей и производств обрабатывающей промышленности;
  4. Получение статуса наименее развитой страны, чтобы иметь значительные льготы в международной торговле;
  5. Игнорирование в случае необходимости запретов на использование нетарифных мер защиты национального рынка;
  6. Формирование у молдавского потребителя позитивного отношения к отечественным товарам, в том числе за счет целенаправленной идеологической политики.
  7. Осуществление мер для решения проблем реструктуризации производства и снижения структурной безработицы.
 

     5. Выводы и рекомендации

     1. Формирование в Молдове рыночной  экономики открытого типа предполагает  активную вовлеченность страны  в международное разделение труда.  Основные решения, устанавливающие  правила в международной торговле, принимаются в рамках Всемирной  торговой организации, что делает  безальтернативным участие в  ней также и Молдовы.

     2. В политическом плане присоединение  к ВТО считают необходимым  и власть, и бизнес. Однако пока  остается открытым вопрос о  балансе народнохозяйственных выгод  и потерь, в особенности в краткосрочном  периоде. В связи с тем, что  такие подсчеты отсутствуют, а  кратковременность членства Молдовы  в ВТО не позволяет корректно  использовать статистические данные  о соотношении динамики внешней  торговли и производства, в общей  дискуссии, главным образом, преобладают  эмоциональные аргументы, порождающие  полярность мнений. Вместе с тем,  без оценки ожидаемого эффекта  трудно наметить конкретные меры, необходимые для максимизации  возможностей и минимизации вероятных  негативных последствий вступления  Республики Молдова в ВТО

     3. За некоторыми аргументами «против»  стоит отраслевой, но не национальный  интерес. В то же время отсутствие  конкуренции в ряде секторов  экономики (финансовом, например) делает  бесперспективным повышение их  эффективности в обозримом будущем.  Поэтому при обсуждении вопроса  об интеграции в ВТО необходимо  различать национальный и отраслевой  интересы. Это требует умения  договариваться, что осложняется  неразвитостью институтов гражданского  общества в Молдове.

     4. Рассмотрение аргументации сторонников  и противников глобализации свидетельствует  о том, что основной круг  возникающих вопросов – это  стандартный набор проблем, тормозящих  развитие экономики, со вступлением  в ВТО напрямую не связанных  – плохой инвестиционный климат, нересруктурированные промышленность  и сельское хозяйство, неконкурентоспособный  финансовый сектор, коррумпированное  и неэффективное правительство.  Эти вопросы необходимо решать  независимо от того, является  ли Молдова членом ВТО или  нет. 

     5. Вступление в ВТО может стать  точкой отсчета, с которой начнется  перестройка экономики, если ориентироваться  на необходимость встраивания  в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности. Вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков. Для встраивания в глобальную экономику потребуется существенное перераспределение труда, капитала и человеческого капитала между секторами и регионами, а также изменение предприятиями своих организационных структур и стимулов для сотрудников.

     6. В долгосрочном плане внешняя  торговля положительно влияет  на экономический рост, однако, в  краткосрочной перспективе открытие  экономики может повлечь за  собой негативные социальные  последствия. Последствия присоединения  к ВТО различны для отдельных  регионов Молдовы в зависимости  от степени их вовлеченности  во внешнеэкономическую деятельность  и местного потенциала импортозамещения. Это требует осуществления мер  для решения проблем реструктуризации  производства и снижения структурной  безработицы.

     7. Открытость экономики предполагает  специализацию в производстве  тех товаров, по которым у  страны есть сравнительные преимущества.. Однако монокультурный экспорт  первичной сельскохозяйственной  продукции Молдовы сопряжен с  риском и неопределенностью. Это  создает объективные предпосылки  для ухудшения условий торговли.

     8. Рост доли отраслей сельскохозяйственной  специализации, использующих природные  ресурсы, могут способствовать  ухудшению состояния окружающей  среды и быстрому истощению  природных ресурсов, прежде всего  почвенных. Негативному воздействию  на окружающую среду будет  способствовать и развитие «грязных»  отраслей (таких как производство  цемента), расширяющееся за счет  сокращающихся отраслей в странах  Евросоюза. 

     9. Вступление в ВТО в целом  не приведет к сколько-нибудь  масштабным изменениям производства  в большинстве отраслей отечественной  промышленности. В то же время  со вступлением в ВТО возможно  появление серьезных проблем  в пищевой, вкусовой (что это  такое?) и ряде других отраслей  хозяйства. Однако протекционистская  защита отечественного производителя  должна строиться с учетом  интересов молдавского потребителя,  заинтересованного в появлении  на рынке более дешевых и  разнообразных товаров. 

     10. При рассмотрении динамических  аспектов возникает основной  аргумент протекционизма – аргумент  развивающейся отрасли: необходимость  защиты (тарифами или квотами)  почти конкурентной в глобальной  экономике отрасли до достижения  ею уровня конкурентоспособности  с последующим открытием рынка.  Однако на практике он используется  не вполне корректно.

     11. В части экспорта присоединение  страны к ВТО не приводит  к его взрывному росту. Основные  потребители молдавской продукции  не являются членами ВТО (Россия, Украина) и на практике применяют  более высокие тарифы для защиты  своего внутреннего рынка. Что  делает молодавские товары неконкурентоспособными. Однако от улучшения внешних  условий торговли выиграют экспорто-ориентированные  промышленные и приграничные  регионы. 

     12. Отсутствие статистической базы  не позволило количественно оценить  последствия вступления Молдовы  в ВТО в сфере услуг. Однако  на практике все молдавские  рынки услуг уступают зарубежным  по любым стандартам, и динамика  их роста будет зависеть не  столько от ВТО, сколько от  притока в них отечественного  и иностранного капитала.

     13. Правовая доктрина Молдовы предусматривает  приоритет положений международных  договоров перед отечественным  правом, поэтому присоединение страны  к ВТО было связано со значительным  объемом законодательной и нормотворческой  деятельности. В результате, Молдова  имеет в своем распоряжении  обширный и систематизированный  блок современного делового законодательства, сопоставимого с международным правом, что в современных условиях является одним из важных преимуществ присоединения Молдовы к ВТО.

Информация о работе Эконоческие последствия присоединения Молдовы к ВТО