Эконоческие последствия присоединения Молдовы к ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Краткое описание

Республика Молдова в формировании торгово-экономической политики основывалась на либеральных принципах, исходя из выгодности своего географического положения, а также учитывая недостаточность природных ресурсов, особенно топливно-энергетических, и ограниченность внутреннего рынка. Либерализация внешней торговли явилась одним из основных направлений рыночного реформирования молдавской экономики, которая была осуществлена в 1992 году.
Для Молдовы характерен достаточно либеральный валютный режим, что немаловажно для потенциальных инвесторов. Так, разрешен обмен наличной иностранной валюты на леи и, наоборот, без каких-либо ограничений; разрешено получение и хранение прибыли, образованной в результате экспорта, на валютных счетах экспортеров; не существует обязательной продажи иностранной валюты государству; для иностранных инвесторов гарантировано право репатриации полученной прибыли от инвестиций, а также самих инвестиций.

Оглавление

1. Торгово-экономическая политика Молдовы на современном этапе.
2. Статус страны в ВТО
2.1. Процесс вступления в ВТО;
2.2. Уровень открытость процесса вступления в ВТО и вовлеченности различных секторов в дискуссии;
2.3. Осуществление программ, направленных на разъяснение правил ВТО, и возможность участия в них НПО, бизнеса и других секторов.
3. Возможные позитивные последствия вступления Республики Молдова в ВТО
3.1.Основные цели устойчивого развития, достижению которых может способствовать вступление в ВТО;
3.2. Меры по использованию возможностей, открывающихся в результате вступления в ВТО.
4. Возможные негативные последствия вступления Республики Молдова в ВТО
4.1. Основные проблемы, связанные со вступлением в ВТО;
4.2. Меры по предотвращению негативных последствий в результате вступления в ВТО.
5. Выводы и рекомендации

Файлы: 1 файл

Экономические последствия присоединения Молдовы к ВТО.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

     D. Политико-экономические  цели. Восстановление территориально-административной целостности страны и интеграция в европейские структуры.

     Стратегия устойчивого развития Республики Молдова  предусматривает следующую приоритетность целей развития во времени:

  • краткосрочный период – остановка падения экономики, стимулирование инвестиций и их аккумулирование в целях обеспечения роста экономики 2-5% ежегодно;
  • среднесрочный период – стабилизация экономического роста путем реструктуризации предприятий и секторов, переориентация внешнеторговых отношений и экономического сотрудничества;
  • долгосрочный период – реализация целей устойчивого развития: рост ВВП на душу населения, создание среднего класса, экологическая безопасность.

     Поскольку возможности внутреннего рынка  Молдовы ограничены, отсутствуют  энергетические и некоторые другие виды сырья, развитие экономики Республики Молдова зависит в основном от развития и эффективности внешнеэкономических  отношений, от возможности активизировать экспорт. Следовательно, вступление страны в ВТО может способствовать достижению целей устойчивого развития.

  • Присоединение к ВТО предоставляет Молдове преимущества
  • в укреплении политики и национальных учреждений в области торговли товарами и услугами;
  • в более уверенном развитии и улучшении доступа на основные экспортные рынки;
  • в доступе к механизму устранения разногласий в области торговли и продвижения национальных интересов на международном уровне.

     Выгоды  вступления в ВТО  могут быть объединены в три группы:

     А) Законодательные рамки ВТО обеспечивают среду для уверенной и стабильной торговли, обеспечивают ясность и  предсказуемость торговых отношений, избегая создание спорных торговых барьеров.

     В рамках системы ВТО правительства  находятся в лучшем положении  в смысле защиты от лоббирования узкогрупповых  интересов, направляя свое внимание на торговую политику, удовлетворяющую  интересы всех имеющих отношение  к экономике.

Правила ВТО включают обязательство не прибегать  к проведению неадекватной политики. Торговые барьеры служат предпосылкой коррупции и других проявлений «плохого»  управления. Прозрачность, отсутствие дискриминации и другие аспекты  «облегчения торговли» помогают снизить возможность для принятия спорных и ошибочных решений.

     B) Законодательные рамки ВТО представляют  собой основу для торговых  переговоров и соглашений, ориентированных  на облегчение торговли и повышение  экспортного потенциала через  идентификацию новых рынков товаров  и услуг. Система основывается  на прозрачности торговой политики  и практики торгового партнерства,  что укрепляет и стабилизирует  торговые обмены между партнерами.

     C) Только в рамках ВТО страны  имеют доступ к механизму разрешения  спорных вопросов, назначением которого  является защита прав и торговых  интересов или истребование компенсации  в случае нарушения правил  ВТО. Статус члена ВТО обеспечивает  механизм для выдвижения торговых  и экономических интересов Республики  Молдова через эффективное участие  в многосторонних переговорах  в рамках мировой торговой  системы, защищает малые или  слаборазвитые страны от одностороннего  давления со стороны более  сильных или высокоразвитых государств.

     Сопричастность  и последствия  вступления

     В общих чертах вступление Республики Молдова в ВТО имеет положительные  последствия для торгово-экономических  отношений со странами-членами ВТО. Более того, вступление не отразилось отрицательно на отношениях Республики Молдова со своими главными партнерами из СНГ в связи с существованием режимов торгового предпочтения.

     А) В глобальном плане. Экономическая политика не изменяется, однако меры, имеющие прямое воздействие на торговлю в аграрном, банковском, налоговом и других секторах, должны быть согласованы с базовыми принципами ВТО (национальный, не дискриминационный и прозрачный подход). Все сектора национальной экономики почувствуют последствия вступления через совершенствование механизмов осуществления торговых обменов. Корректность и прозрачность сделок облегчит путь молдавских экспортеров на рынки.

     В) На двустороннем и  региональном уровнях. Членство в ВТО – это только часть качественного интегрирования в систему региональной торговли и является знаком того, что страна имеет серьезные намерения относительно установления торговых контактов с третьими странами и что ее законодательство гарантирует равноправный и недискриминационный подход.

  • В рамках процесса вступления торговых партнеров Молдовы в ВТО запущена процедура возврата к переговорам по соглашениям о свободной торговле на новых принципах, исходящих из требований ВТО. Потребуется обоснование аргументов, определяющих предоставление привилегий или льгот некоторым государствам.
  • ВТО может служить средством разрешения любого типа проблем (экономических, политических или социальных). Решение двусторонних проблем в рамках Органа ВТО по разрешению разногласий обеспечит поддержку и со стороны других членов ВТО.
  • Развитие региональных торговых отношений на основе международных принципов снизит риск сомнительных и неэффективных торговых обменов. Соблюдение международных правил об обязательных требованиях к продуктам и их продаже, в строгом соответствии со стандартами и техническими требованиями, действующими на территории Республики Молдова, обеспечит высокую степень доверия потребителей к национальным продуктам.
  • Соблюдение таможенной классификации при обороте товаров в соответствии с международной системой кодировки и описания, а также норм таможенного декларирования товаров увеличит поступления в бюджет.
  • Создание благоприятного и стабильного климата вызовет желание развивать и далее торговые сделки. Будет интенсифицирован и увеличен поток иностранных инвестиций, иностранные инвесторы не станут требовать гарантии государства или другие системы гарантий, неразвитые в Молдове.
  • Воспитание экономических субъектов в международном стиле управления будет гарантировать доступ местного предпринимателя на крупные рынки, продвигая не только свой товар, но и имидж страны.
  • Мировая система торговли влияет на развитие общества в целом. Она вносит свой вклад в обеспечение адекватного уровня защиты местного
  • производителя, стимулирует снижение производственных расходов, предлагает более широкий и разнообразный ассортимент товаров, способствует увеличению доходов,
  • стимулирует экономический рост и повышение эффективности национальной экономики, способствует внедрению инструментов экономической политики, соответствующих принципам ВТО.

     3.2. Меры по использованию  возможностей, открывающихся  в результате вступления  в ВТО

     Внешняя торговля является важной предпосылкой быстрого экономического роста. Однако в основе успеха, как показывает опыт, лежит либо экспорт продукции  обрабатывающей промышленности, либо экспорт энергоносителей.

     Для внешней торговли Молдовы на современном  этапе характерны:

  • рост дефицита торгового баланса;
  • односторонняя географическая ориентация на отдельные рынки сбыта (СНГ) и недостаточное использование западных рынков;
  • низкая конкурентоспособность местных товаров на внешних рынках, вызванная несоответствием качества.
    • Данная ситуация требует принятия системы мер по продвижению экспорта и накоплению валютных средств для выплаты внешнего долга.

Такая система мер включает:

     Определение приоритетных отраслей развития экспорта.  
В качестве приоритетных экспортных секторов определены: винодельческая промышленность, переработка фруктов и овощей, легкая промышленность, сектор конструкции машин, оборудования и обработки металлов, информационные технологии. Другую категорию составляет продукция для текущего потребления (табачные изделия, сахар), а также растительное масло, ароматические и лекарственные растения, ароматические масла. Экспорт продукции мясной и молочной продукции требует решения проблем ее сертификации и соответствия стандартам качества.

     Улучшение качества товаров, включающее

  • переориентацию предприятий – производителей товаров с экспортным потенциалом на внедрение международных (ISO) и европейских (EN) стандартов;
  • широкое развитие деятельности по внедрению систем качества на местных предприятиях в соответствии с международными стандартами;
  • внедрение системы штрихового кодирования для того, чтобы местная продукция соответствовала требованиям мирового рынка;
  • продвижение местной продукции посредством рекламы ее экологической чистоты, отсутствия в ней отравляющих веществ и т. д.;

     Создание  институциональной  и информационной базы 
для продвижения экспорта, способствующей укреплению и расширению экспортных возможностей государственных структур, вовлеченных в разработку, координацию и проведение внешнеторговой политики;

     Создание  правовой базы, включающей, прежде всего, расширение и обновление правовой базы экономических отношений по двустороннему сотрудничеству и сотрудничеству в рамках Всемирной торговой организации, а также оптимальному использованию Генеральной системы преференций;

     Развитие  сети торговых представительств 
за рубежом путем реорганизации деятельности экономических представительств, призванных оказывать практическую помощь национальным экспортерам;

     Определение мер и способов финансирования и  стимулирования экспорта 
посредством проведения интегрированной и последовательной политики кредитования, гарантирования и обеспечения экспорта.

  • Разработка системы мер по переориентации молдавского экспорта на новые рынки, а также определение позиции Молдовы относительно приемлемых уровней тарифов при вступлении России и Украины в ВТО, поскольку в настоящее время они имеют более высокий уровень импортных пошлин, что является препятствием на пути молдавских товаров на восточный рынок.
  • В целом выгоды для страны от интеграции в ВТО будут превосходить возможные минусы. Протекционизм нанес бы больший ущерб национальным интересам, так как затормозил бы развитие отраслей, насущно необходимых для развития страны и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Выход из этой ситуации – нахождение разумного баланса интересов страны и производителей.
  • Оптимальное сочетание конкуренции и регулирования требует полноценного законодательства и соответствующей нормативной базы.
  • В свете вступления страны в ВТО крайне необходима отработка важнейшего регулятора – системы регистрации, лицензирования, сертификации, аккредитации и т.п. Эти процедуры должны быть транспарентными, проводиться по объективным критериям, что поставило бы заслон проникновению на рынок недобросовестных иностранных компаний.
  • Наступлению мощного и интегрированного зарубежного бизнеса будет легче противостоять на основе консолидации отечественного капитала путем слияний и поглощений действующих молдавских компаний. Конкурентоспособность можно повышать и объединяя ресурсы и усилия самостоятельных производителей на временной основе для реализации тех или иных сложных и крупных проектов.
  • На современном этапе ключевым условием конкурентоспособности молдавского бизнеса является расширение взаимодействия с зарубежными поставщиками.
  • Вступление в ВТО необходимо использовать для реинтеграции страны, поскольку признанность международными организациями является важным фактором в диалоге между регионами на разных берегах Днестра.
 
 
 
 
 
  1. Возможные негативные последствия  вступления Республики Молдова в ВТО
 

     4.1. Основные проблемы, связанные со вступлением  в ВТО

Следует учитывать возможны е потери от участия Молдовы в договоренностях в рамках ВТО.

  1. Затруднения в защите молдавских производителей из-за значительного снижения тарифов, облегчение доступа иностранных товаров и услуг на молдавский рынок;
  2. Несвобода в принятии протекционистских мер, ограничение возможностей государства регулировать внешнеэкономическую деятельность;
  3. Уменьшение поступлений в госбюджет Республики Молдова в связи со снижением таможенных пошлин, повышение ставок акцизов, НДС и других налогов с целью компенсировать уменьшение поступлений в госбюджет;
  4. Перемещение через границы экологически опасного товара, чрезмерная эксплуатация отдельных видов растений или животных;
  5. Негативное воздействие либерализации торговли на более чистые и социально направленные традиционные технологии, а также стимулирование распространения и использования опасных, менее экологически чистых технологий;
  6. Усиление негативного воздействия на окружающую среду, при условии отсутствия нормативно-правовой базы, гарантирующей экологическую безопасность дополнительной деятельности;
  7. Рост доли отраслей специализации, использующих природные ресурсы или загрязняющие технологии. Ухудшение состояния окружающей среды и быстрое истощение природных ресурсов, в результате реализации международных потребностей за счет национальных природных ресурсов.

     Два года членства Молдовы в ВТО –  недостаточный срок для того, чтобы  на основе достоверной информационной базы говорить конкретно об эффективности  или о возможных негативных последствиях вступления страны в ВТО. Вместе с  тем, в ряде отраслей национальной экономики  уже наметились тенденции, связанные, в том числе, и с выполнением  требований ВТО, которые позволяют  делать предварительные оценки.

     1) После вступления в ВТО сахарные  заводы страны не могут реализовывать  свекловичный сахар по выгодной  цене, поскольку продолжается интервенция  тростникового сахара на внутренний  рынок. По этой же причине  заводы не готовы предложить  сельхозпроизводителям более высокую  цену на свеклу. Существующая  на сегодняшний день ситуация  приводит к тому, что не функционирует  нормальный производственный цикл, ставя под угрозу само существование  свеклосахарной отрасли в Республике  Молдова, которая является одним  из самых прибыльных видов  деятельности для северной зоны  страны. В настоящее время сохраняется  угроза сокращения площадей в  2003 году до 29-30 тысяч га (сокращение  с 59 до 54 тысяч га в 2002 году), что обусловлено бездействием  и промедлением в решении проблем  свеклосахарной отрасли. 

Информация о работе Эконоческие последствия присоединения Молдовы к ВТО