Эконоческие последствия присоединения Молдовы к ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Краткое описание

Республика Молдова в формировании торгово-экономической политики основывалась на либеральных принципах, исходя из выгодности своего географического положения, а также учитывая недостаточность природных ресурсов, особенно топливно-энергетических, и ограниченность внутреннего рынка. Либерализация внешней торговли явилась одним из основных направлений рыночного реформирования молдавской экономики, которая была осуществлена в 1992 году.
Для Молдовы характерен достаточно либеральный валютный режим, что немаловажно для потенциальных инвесторов. Так, разрешен обмен наличной иностранной валюты на леи и, наоборот, без каких-либо ограничений; разрешено получение и хранение прибыли, образованной в результате экспорта, на валютных счетах экспортеров; не существует обязательной продажи иностранной валюты государству; для иностранных инвесторов гарантировано право репатриации полученной прибыли от инвестиций, а также самих инвестиций.

Оглавление

1. Торгово-экономическая политика Молдовы на современном этапе.
2. Статус страны в ВТО
2.1. Процесс вступления в ВТО;
2.2. Уровень открытость процесса вступления в ВТО и вовлеченности различных секторов в дискуссии;
2.3. Осуществление программ, направленных на разъяснение правил ВТО, и возможность участия в них НПО, бизнеса и других секторов.
3. Возможные позитивные последствия вступления Республики Молдова в ВТО
3.1.Основные цели устойчивого развития, достижению которых может способствовать вступление в ВТО;
3.2. Меры по использованию возможностей, открывающихся в результате вступления в ВТО.
4. Возможные негативные последствия вступления Республики Молдова в ВТО
4.1. Основные проблемы, связанные со вступлением в ВТО;
4.2. Меры по предотвращению негативных последствий в результате вступления в ВТО.
5. Выводы и рекомендации

Файлы: 1 файл

Экономические последствия присоединения Молдовы к ВТО.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Торгово-экономическая  политика Молдовы на современном  этапе.
  2. Статус страны в ВТО

    2.1. Процесс вступления  в ВТО;

    2.2. Уровень открытость процесса вступления в ВТО и вовлеченности различных секторов в дискуссии;

    2.3. Осуществление программ, направленных на  разъяснение правил  ВТО, и возможность  участия в них НПО, бизнеса и других секторов.

   3. Возможные позитивные последствия  вступления Республики Молдова  в ВТО

    3.1.Основные  цели устойчивого  развития, достижению  которых может  способствовать вступление  в ВТО;

     3.2. Меры по использованию  возможностей, открывающихся  в результате вступления  в ВТО.

   4. Возможные негативные последствия  вступления Республики Молдова  в ВТО

     4.1. Основные проблемы, связанные со вступлением  в ВТО;

     4.2. Меры по предотвращению  негативных последствий  в результате вступления  в ВТО.

     5. Выводы и рекомендации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Торгово-экономическая  политика Молдовы  на современном этапе.

     Республика  Молдова в формировании торгово-экономической  политики основывалась на либеральных  принципах, исходя из выгодности своего географического положения, а также  учитывая недостаточность природных  ресурсов, особенно топливно-энергетических, и ограниченность внутреннего рынка. Либерализация внешней торговли явилась одним из основных направлений  рыночного реформирования молдавской экономики, которая была осуществлена в 1992 году.

     Для Молдовы характерен достаточно либеральный  валютный режим, что немаловажно  для потенциальных инвесторов. Так, разрешен обмен наличной иностранной  валюты на леи и, наоборот, без каких-либо ограничений; разрешено получение  и хранение прибыли, образованной в  результате экспорта, на валютных счетах экспортеров; не существует обязательной продажи иностранной валюты государству; для иностранных инвесторов гарантировано  право репатриации полученной прибыли  от инвестиций, а также самих инвестиций. В дополнение к этому, законодательство Молдовы не предусматривает ограничений  в отношении создания банков с  иностранным капиталом или отделений  иностранных банков на территории Молдовы. Относительная стабильность национальной валюты и низкая инфляция также являются позитивным фактором для привлечения  иностранных инвестиций.

     Существуют  льготы, стимулирующие  инвестиционный поток:

  • материальные ценности, ввезенные в качестве имущественного вклада при формировании или увеличении уставного капитала предприятия, освобождаются от таможенных пошлин;
  • предприятие с иностранными инвестициями освобождается от уплаты таможенных пошлин на товары (сырье и полуфабрикаты), импортируемые для производства изделий на экспорт;
  • предприятия с иностранными инвестициями, в уставном капитале которых доля иностранных инвестиций превышает сумму, эквивалентную 250 тыс. долларов США, и более 50% валового дохода которых образуется от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, имеют право на снижение на 50% подоходного налога в течение пяти лет;
  • предприятия, в уставном капитале которых доля иностранных инвестиций превышает сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США, освобождаются от уплаты подоходного налога в течение трех лет со дня заключения соглашения с Главной государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов.

     С 1992 г. Молдова является членом Международного агентства по гарантированию инвестиций, и это может быть использовано иностранными инвесторами для страхования  от политических и экономических  рисков.

     В Молдове не существуют ограничения  на экспорт и импорт товаров. Таможенные пошлины варьируют от 0% до 15%.

     В 2000 году Молдова приняла новый  Таможенный кодекс, разработка которого велась совместно со специалистами  Евротаможни. Принятие положений о  таможенных режимах стало важным шагом к реализации в Молдове  требований Киотской конвенции по упрощению  и гармонизации таможенных процедур. Существовавшая до этого нормативная  база носила общий характер и допускала  различное толкование, как самих  режимов, так и порядка их применения.

Таким образом, торгово-экономическое законодательство формировалось на либеральных принципах  и вступление в ВТО во многом явилось  лишь подтверждением соответствия действующих  в стране законов международным  нормам и правилам ВТО. 
 
 
 

  1. Статус  страны в ВТО
 

     2.1. Процесс вступления в ВТО

     Республика  Молдова начала подготовку к вступлению в ВТО еще в 1993 году. В то время  законодательная база и экономические  условия не позволяли стране вступить в эту организацию, поэтому на протяжении 7 лет были подготовлены и осуществлены все необходимые  изменения в законодательной  базе.

     Начиная с 1996 года, были проведены 6 раундов  двусторонних переговоров со странами-членами  ВТО, из которых 3 – по таможенным тарифам  и 3 – по предоставлению банковских, телерадиовещанию и телекоммуникационных услуг. В сентябре 1996 года Республика Молдова представила Меморандум, который подробно описывал режим  внешней торговли и, помимо этого, содержал большой объем статистической информации. Одновременно в распоряжение стран-членов ВТО были предоставлены списки применяемых  таможенных тарифов, а также законы и положения, регламентирующие торговую деятельность. Странам было предложено представить в письменном виде вопросы  о функционировании режима внешней  торговли и порядке применения таможенных и иных тарифов.

     Процесс присоединения сопровождался детальным  изучением соответствия законодательных  норм страны общепринятым в ВТО правилам. Состоялось 8 раундов двусторонних переговоров; наиболее трудными были переговоры по предоставлению сельскохозяйственным производителям поддержки со стороны  государства в связи с существенными  отличиями системы субвенционирования в Молдове от принятой в рамках ВТО.

     В 1997-1999 годах Молдова представила 8 пакетов ответов на вопросы, начиная  с тарифных предложений и услуг (май-июнь 1997г.) и кончая уровнем государственной  поддержки сельского хозяйства (февраль-сентябрь 1999г.).

Рабочая группа по подготовке вступления Молдовы  в ВТО, практически, завершила свою деятельность подготовкой Доклада  о вступлении Республики Молдова  в ВТО, который был утвержден  на заседании 19 февраля 2001 года.

     8 Мая 2001 года в Женеве во время  заседания Главного Совета ВТО  состоялось подписание Протокола  о вступлении Республики Молдова  в ВТО со всеми прилагающимися  документами. Приняв Закон №  218-XV от 1 июня 2001года, Парламент Республики  Молдова утвердил вступление  Республики Молдова в ВТО и  ратифицировал Протокол о вступлении  в ВТО. 26 июня 2001 года Министерство  иностранных дел направило ратификационную  грамоту Секретариату ВТО, который,  в свою очередь, объявил, что  Республика Молдова стала 142 членом  ВТО.

     Результаты  переговоров

  • Уступки и обязательства Республики Молдова по товарам в сравнении с другими присоединившимися к ВТО странами представлены в таблице 4. Среди главных успехов вступления Республики Молдова в ВТО можно назвать следующие:
  • В трансатлантических разногласиях республика добилась признания своей европейской принадлежности, что является важным условием для его эффективного использования в отношениях с Европейским Союзом;
  • Получено согласие на достаточно высокий уровень субсидирования сельского хозяйства Молдовы. Ежегодный уровень допустимого субсидирования составляет 15,98 млн. СПЗ, дополнительно к минимальному уровню - 5% годового объема сельскохозяйственной продукции. Это очень важно при углубленной региональной интеграции типа «единого таможенного союза». Более того, Молдова может внедрять правительственные программы развития аграрного сектора, включающие прямое субсидирование;
  • Для защиты внутреннего рынка от импортных товаров Республика Молдова настояла на уровне согласованных таможенных тарифов (средневзвешенная величина – 12,5%) более высоком, чем применяемый в последние годы (средневзвешенная величина которого не превышала 5 процентов). В ходе переговоров о вступлении учитывались, в частности, приоритетные сектора национальной экономики, в том числе необходимость защиты сельскохозяйственной продукции.
  • Вопреки многочисленным спекуляциям и давлению со стороны стран-членов, на двустороннем уровне Молдова не пошла на уступки в областях, не подпадающих пока под положения Соглашений ВТО и являющихся составной частью будущих переговоров.
  • Несмотря на большую продолжительность процесса вступления, трудности вступления и преодоление политических препятствий укрепили авторитетность страны.

     2.2. Уровень открытость процесса вступления в ВТО и вовлеченности различных секторов в дискуссии

     Несмотря  на значительную продолжительность  процесса вступления Республики Молдова  в ВТО уровень открытости данного  процесса являлся очень невысоким. Широких общественных дискуссий  по вопросам вступления страны в ВТО, оценке последствий и механизмах реализации возможностей, предоставляемых  членством в этой организации, проведено  не было. Все вопросы решались на правительственном уровне без вовлечения различных секторов общества в систему  принятия решений, что сделало практически  закрытым процесс вступления в ВТО.

     2.3. Осуществление программ, направленных на  разъяснение правил  ВТО, и возможность  участия в них  НПО, бизнеса и  других секторов 

     После вступления Республики Молдова в  ВТО произошли некоторые позитивные сдвиги в вопросах доступа к информации в данной сфере. В 2002 году начал выходить журнал «Moldova in OMC» и был создан Интернет-сайт (http://www.moldovainomc.org), которые  являются источниками текущей информации по вопросам, связанным с членством  Республики Молдова в ВТО.

     Усилиями  международных организаций была проведена работа по освещению процесса законодательных изменений в  целях приведения их в соответствие с соглашениями ВТО. Однако возможности  участия в них НПО, бизнеса  и других секторов были весьма ограничены.

     Наиболее  открыто обсуждение вопроса с  привлечением представителей всех секторов было организовано экологическим обществом  «БИОТИКА» в рамках проекта «Глобализация, ВТО и ННГ: расширение диалога  для устойчивого развития» при  поддержке Фонда Форда и при  координации Центра «Эко-Согласие»  и Совета Земли. Итогам работы двух круглых столов и анализу обсуждаемых  на заседаниях проблем посвящены  статьи в газетах, информация размещалась  на веб-сайте Регионального экологического центра Молдовы.

     Между тем, реализация данного проекта  и проведенная дискуссия выявили  серьезные пробелы не только в  информированности общественности относительно условий вступления страны в ВТО и в уровне их знаний о  правилах ВТО и функционировании международной торговой системы, но также и в уровне подготовки специалистов, уполномоченных вести переговорный процесс в рамках ВТО. Результаты дискуссий отражены в данном докладе.

Вопросы расширения диалога различных секторов общества о возможностях использования  механизма ВТО в целях устойчивого  развития страны имеют особую актуальность и требуют дальнейшего развития. 
 
 
 

  1. Возможные позитивные последствия  вступления Республики Молдова в ВТО
 

     3.1.Основные  цели устойчивого  развития, достижению  которых может  способствовать вступление  в ВТО

     Основной  целью стратегии социально-экономического развития Республики Молдова является сохранение макроэкономической стабильности и достижение высоких темпов экономического роста, обеспечивающих достойный уровень  жизни каждого гражданина страны.

     А. Социальные цели. Создание институциональной, законодательной и организационной базы, благоприятной для построения общества, в котором человек является высшей ценностью, и которому предоставляются условия, обеспечивающие его благосостояние, охрану здоровья, а также защиту от безработицы.

     B. Экономические цели. Переход от существующей экономики, в которой преобладает аграрный сектор, к информационной, инновационной, в которой акцент будет поставлен на ускоренное развитие промышленности и сферы услуг. Приоритетными целями создания новой экономики являются:

  • создание условий для устойчивого экономического роста и обеспечение среднегодовых темпов увеличения ВВП на 6-7%; при этом необходимо, чтобы темпы увеличения экспорта превышали импорт, а темпы роста инвестиций в основной капитал, а также роста промышленной продукции превышали темпы роста ВВП;
  • сохранение макроэкономической стабильности с уровнем бюджетного дефицита не более 2-3% от ВВП и уровнем инфляции, не превышающем 10%.

     С. Эколого-экономические  цели. Признание иерархичности организации природной и антропогенной среды, включающей компоненты природного капитала и социально-экономических систем. Поэтому в процессе социально-экономического развития страны приоритетными целями являются:

  • регулирование влияния экономической деятельности на окружающую среду, предупреждение ее загрязнения и деградации;
  • совершенствование методов использования природных ресурсов и обеспечение безопасной их эксплуатации для окружающей среды.

Информация о работе Эконоческие последствия присоединения Молдовы к ВТО