Эффективность предприятия общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:42, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности всех хозяйствующих субъектов потребительского рынка, в том числе в общественном питании, укреплением финансовой самостоятельности предприятий, совершенствованием методов хозяйствования, направленных на повышение их эффективности. Деятельность предприятий общественного питания заключается в решении как экономических, так и социальных задач, направленных на удовлетворение потребности населения в организации внедомашнего питания и досуга.

Файлы: 1 файл

Эффективность предприятия общественного питания.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

В третьей  главе «Оценка эффективности и разработка основных направлений развития общественного питания (на примере крупнейшего города)» проведена оценка эффективности субъектов  отрасли на территории с использованием авторской методики и предложены основные направления повышения эффективности предприятия общественного питания в соответствии с развитием рыночных отношений в стране.

В заключении изложены основные итоги исследования, выводы и предложения в соответствии с поставленными целями и задачами диссертационного исследования, имеющие значение для решения отраслевых  задач в контексте с рыночными социально-экономическими процессами в стране.

В приложении представлены вспомогательные аналитические материалы, иллюстрирующие отдельные положения диссертационной работы.

 

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ,

И ИХ НАУЧНАЯ  НОВИЗНА

  1. Уточнены понятия «общественное питание», «услуга предприятия общественного питания» и  даны авторские определения названных понятий.

В системе общественного питания  рыночные отношения получили наибольшее развитие и способствуют формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей населения в услугах по организации внедомашнего питания и досуга.

В условиях дореформенного периода развития экономики общественное питание рассматривалось как отрасль, основной целью которой являлось удовлетворение потребности населения в услугах по организации питания. Определенной спецификой советской системы общественного питания являлось одномоментное массовое обслуживание населения как в общедоступных предприятиях общественного питания, так и при промышленных предприятиях.

В настоящее время миссия предприятий общественного питания заключается в удовлетворении персонифицированных потребностей населения не только в услугах по организации питания, но и по организации досуга и отдыха населения.

Меняется содержание функций, выполняемых общественным питанием. Наряду с производственной, торговой функциями и функцией организации питания необходимо выделить такую функцию общественного питания как «организация досуга и социальных мероприятий населения», так как эффективность, конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от выполнения этой функции.

В связи с рыночными преобразованиями в стране изменилась сущность общественного питания.  Термин «общественное питание» нами рассматривается как «отрасль национального хозяйства, специфический вид экономической деятельности по удовлетворению потребностей населения в сфере внедомашнего питания и организации досуга путем производства, реализации и организации потребления продукции собственного производства и покупных товаров, оказания разнообразных услуг населению с целью получения прибыли».

Услуги общественного  питания занимают все большую  долю в деятельности предприятий. Выделение услуг общественного питания обусловлено их значимостью в современной жизни потребителей. Помимо организации питания, реализации продукции, все большую долю в структуре функций занимают разнообразные услуги, которые являются основополагающими при выборе населением предприятий питания.

Сущность услуги общественного  питания, по нашему мнению,  следует понимать как «совокупность действий и/или результат деятельности предприятий и граждан предпринимателей, связанных или не связанных с продукцией общественного питания, направленных на удовлетворение потребностей населения в питании и проведении досуга и являющихся объектом купли-продажи».

2. Разработана  и обоснована авторская классификация  услуг предприятий общественного питания, выделены основные и специфические свойства данного вида услуг.

Анализ теоритико-методологических положений по сущности классификации услуг и собственные исследования позволили дать авторскую классификацию услуг предприятий общественного питания, учитывающую современные тенденции развития отрасли.

Классификация услуг  позволяет выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить их место и значимость  в системе организации питания и досуга населения. По мнению автора, ранее приведенные классификации услуг не в полной мере отражают сущность услуг предприятий общественного питания, не в достаточной степени учитывают их специфику в развитии рыночных процессов.

Целью проведения классификации  услуг предприятий общественного питания явилась необходимость их систематизации в соответствии с рыночными условиями хозяйствования, изменившимся содержанием понятия «услуга предприятия общественного питания», повышением спроса населения на услуги предприятий общественного питания.

Предлагаемая классификация  услуг предприятий общественного  питания основана на систематизации различных признаков с учетом современных требований к услугам, направлена на повышение их качества и интенсивного развития (рисунок 1).

 

 

 

 

 



 










 



 




 



 



 

 

Рисунок 1 – Классификация  услуг предприятий общественного питания

 

Особенности общественного  питания обуславливают и специфические  черты услуг в данной сфере. Проведенный  анализ позволил констатировать, что  услугам предприятий общественного  питания присущи как общие  для всех видов услуг, так и специфические свойства (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Свойства услуг предприятий общественного питания

 

3. Систематизированы этапы эволюции предприятий общественного питания в России.

На основе комплексного анализа условий и факторов развития городов в контексте становления российской государственности, а также выявленных тенденций трансформации их экономической структуры, выделены и раскрыты семь этапов эволюции предприятий общественного питания в России (таблица 1).

 

Таблица 1 – Эволюция предприятий общественного питания в России

Этап 

Тип предприятия общественного питания

Предоставляемые услуги

Основные факторы возникновения  и развития предприятия

1

Древняя Русь –

ХVII в.

Корчма

 

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Концентрация общественной жизни в предприятиях общественного питания как центрах политической жизни.

Растущее значение развлекательной  функции предприятий общественного питания.

Кабак

Производство, реализация и организация потребления алкогольных напитков, организация досуга

Харчевня

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции, полупива и кваса

2

Начало XVIIIв.  - середина XIX в.

Трактир

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Европеизация страны, петровские реформы, развитие дорожного транспорта, торговли.

Герберга

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга, организация проживания

3

середина

XIXв. – 1917г.

Ресторация, кофейный дом, кафе

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Развитие промышленности, влияние научно-технического прогресса, индустриализация экономики. Формирование среднего класса

Столовая, кухмистерская

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции

Гостиница

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация проживания

4

1917 – 1985гг

Рабочая столовая, фабрика-кухня,  чайная, комбинат питания

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции.

Административно-командная система управления народным хозяйством, освоение целинных земель

5

1985 – 1991

Ресторан, бар,

кафе, закусочная

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Переход от  административно-командной системы к рыночной экономике, развитие кооперации, частной собственности

Столовая 

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции

6

1992 – 1998

Ресторан

Бар

Кафе

Закусочная

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Либерализация цен, коммерциализация и акционирование государственных предприятий,  «шоковая терапия»

Столовая 

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции

7

1999 – настоящее время

Ресторан, бар, кафе, кофейня, закусочная, предприятия быстрого обслуживания, предприятия выездного обслуживания

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Развитие рыночной  экономики, конкуренции, диверсификация, индустриализация отрасли, интенсивное развитие торговли и общественного питания, появление сетей

Столовая 

Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции


 

 

При анализе развития общественного питания в историческом разрезе, выявлена растущая диверсификация форм данного вида деятельности. В результате общественно-экономических преобразований возникают новые типы предприятий общественного питания, в то время как другие исчезают.

В настоящее время  основным признаком классификации  предприятий общественного питания  является тип предприятия. В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание.  Классификация предприятий» основными типами предприятий общественного питания являются: ресторан, бар, кафе, закусочная, столовая. В результате рыночных преобразований в экономике России получили развитие новые типы предприятий общественного питания, адекватные рыночной экономике, которые не нашли отражения в нормативных документах.

В связи с этим была уточнена классификация типов предприятий, которая позволяет сгруппировать предприятия общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг (таблица 2).

 

Таблица 2 – Классификация  типов предприятий общественного питания

Тип предприятия

Классификационный признак

Пример

Ресторан 

Ассортимент реализуемой продукции

Рыбный, пивной, национальной, зарубежной кухни, кофейня

Место расположения

При гостинице, вокзале,  вагон-ресторан

Бар

Ассортимент реализуемой продукции и способу приготовления

Пивной, гриль-бар, молочный, коктейль-бар

Специфика обслуживания потребителей

Видео-бар, спорт-бар

Кафе 

Ассортимент реализуемой продукции

Общего типа, кафе-мороженое, кафе-кондитерская

Контингент потребителей

Детское, семейное, молодежное

Предприятие быстрого обслуживания

Ассортимент реализуемой продукции

Общего типа, специализированные

Мобильность

Стационарные, мобильные (киоски), фуд-корты

Предприятие выездного обслуживания

Ассортимент реализуемой продукции

Доставка блюд, обедов

Обслуживание  различных мероприятий

Закусочная 

Ассортимент реализуемой продукции

Общего типа

Специализированные: пельменная, блинная, пирожковая, чайная, кофейня

Столовая 

Ассортимент реализуемой продукции

Общего типа, диетическая

Обслуживаемый контингент

Рабочая, школьная, студенческая

Место расположения

Общедоступная, по месту  работы, учебы


Предложенная нами классификация  предприятий общественного питания по типу предприятия учитывает особенности ведения бизнеса в данной сфере и определяет место новых типов предприятий в системе общественного питания.

        4. Разработана методика оценки эффективности предприятий общественного питания, имеющая универсальный характер,  и методический инструментарий ее применения на практике.  

Проведенный научный  анализ методических подходов к оценке эффективности предприятий общественного питания отечественных экономистов показал, что в настоящее время отсутствует единая комплексная методика оценки эффективности предприятий, как в экономическом, так и в социальном аспектах. Это приводит к тому, что каждое предприятие общественного питания проводит оценку эффективности своей деятельности субъективно, а отсутствие единого подхода к оценке эффективности, не позволяет в большинстве случаев дать всестороннюю объективную оценку эффективности. В связи с этим, нами предпринята попытка разработки методики оценки эффективности предприятий общественного питания на основе системного, дифференцированного подхода с учетом социальной значимости предприятий отрасли  в экономике и социальной жизни нашей страны.

Так как специфика  предприятий общественного питания  состоит в производстве, реализации, организации потребления продукции  собственного производства и покупных товаров, организации досуга населения с помощью оказания услуг, то важнейшими критериями экономической эффективности предприятия общественного питания, по нашему мнению, являются: эффективность использования ресурсов, результативность деятельности предприятия, конкурентное положение предприятия, а социальной эффективности предприятия общественного питания: качество производственной деятельности, качество сервиса, качество обслуживания (рисунок 3).


Рисунок 3 – Критерии эффективности предприятий общественного  питания

Функционирование любого предприятия осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса  факторов, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, характеризующих экономическую и социальную эффективность субъекта.

Показатели эффективности  нами сгруппированы в блоки, позволяющие  оценивать экономические и социальные аспекты деятельности предприятия.

На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность аналитических показателей и методика их преобразования в синтетические показатели, позволяющие выявить причинно-следственные связи и степень влияния на эффективность предприятия общественного питания (таблица 3).

Информация о работе Эффективность предприятия общественного питания