Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:42, реферат
Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции, которые знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Введение.
Спрос и его кривая. Закон спроса .
Эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода и эффект замещения по Хиксу.
Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому.
Заключение.
Список литературы.
Если оба продукта являются антиблагами, то эффект замены может быть отрицательным. Эту ситуацию позволяет объяснить эффект Веблена, когда при понижении относительной цены нормального товара спрос на него сокращается в силу того, что он становится менее «престижным».
Существует, однако, два подхода
к определению реального
Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов. Сначала мы рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем покажем особенности решения, предложенного Слуцким.
Общий эффект изменения цены
распадается на эффект дохода и эффект
замены по Хиксу. Первоначальная бюджетная
линия соответствует денежному
доходу и ценам. Ее касание с кривой
безразличия определяет оптимум
потребителя, которому соответствует
объем потребления товара в количестве.
В случае снижения цены и неизменном
денежном доходе бюджетная прямая займет
положение. Она касается более высокой
кривой безразличия в точке, которой
соответствует потребление
Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть:
–– отрицателен, как показано на рис. 3 и 4 для нормальных товаров,
–– положителен (в случае
некачественного товара, когда кривая
доход- потребление имеет
–– нейтрален (если кривая
доход-потребление вертикальна)
В рассмотренных примерах
эффект дохода усиливает действие эффекта
замены, увеличивая потребление товара
X при снижении его цены и сокращая
потребление при повышении
Теоретически для некоторых товаров эффект дохода может достаточно большим, чтобы вызвать рост спроса на товар. Такой товар мы называем товаром Гиффена. Первоначально потребитель находится в точке А, покупая относительно немного одежды и много продовольствия. Затем цена продуктов питания снижается. Ее снижение высвобождает достаточную часть дохода, так что потребитель хочет приобрести больше одежды и меньше питания, что отражает точка В. Вероятно, более прилично одетый индивидуум получит больше приглашений на обед и сократит необходимость приготовления пищи дома.
Хотя товар Гиффена
теоретически интересен, практически
он встречается редко. Это товар
с большой отрицательной
Подход Слуцкого к разложению
общего результата изменения цены на
эффект дохода и эффект замены отличается
от подхода Хикса трактовкой реального
дохода. Элиминирование эффекта дохода
достигается определением такого его
уровня, который обеспечил бы потребителю
возможность приобрести после изменения
цен тот же самый набор товаров,
что и до изменения, а не сохранить
прежний уровень
Проанализировав два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.
Заключение.
В процессе написания работы были решены следующие задачи:
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами;
Спрос выступает одним
из самых важнейших факторов при
формировании экономической стратегии
предприятия, так как только производство
«нужных», пользующихся спросом у
покупателей товаров
Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.
Список литературы