Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:48, курсовая работа
Целью работы является изучить кривые «доход - потребление» и кривые Энгеля, кривую «цена - потребление», а также эффект дохода и эффект замещения и показать с их помощью поведение потребителя при различных условиях. Задачами работы является дать определение, изучить, построить, а также показать поведение кривых «доход - потребление», кривых Энгеля, кривой «цена - потребление», эффектов дохода и замещения для различных категорий товаров.
Введение.
Микроэкономика
— это раздел экономической науки,
связанный с изучением
Теория потребления является небольшим разделом микроэкономики. Она изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как покупатель осуществляет выбор рыночных благ. Возникает много вопросов, связанных с особенностями потребительского проведения, именно поэтому темой нашей работы мы выбрали «Кривые «доход-потребление» и кривые Энгеля. Кривая «цена-потребление». Эффекты дохода и замещения».
Целью
работы является изучить кривые «доход
- потребление» и кривые Энгеля, кривую
«цена - потребление», а также эффект дохода
и эффект замещения и показать с их помощью
поведение потребителя при различных
условиях. Задачами работы является дать
определение, изучить, построить, а также
показать поведение кривых «доход - потребление»,
кривых Энгеля, кривой «цена - потребление»,
эффектов дохода и замещения для различных
категорий товаров.
1. Кривые « доход – потребление » и кривые Энгеля.
Кривые « доход-потребление » и кривые Энгеля используют для анализа поведения потребителя.
Зависимость между реальными доходами и потреблением впервые обосновал и показал графически в 19 веке английский экономист Джон Ричард Хикс и назвал « кривой уровня жизни». Немецкий статистик Эрнст Энгель, изучая структуру рабочих семей, дополнил и уточнил закономерности распределения доходов между такими группами товаров, как пища, одежда, жилище и коммунальные услуги, а также товары и услуги более высокого порядка.2
Кривая «доход-потребление» показывает траекторию расширения потребления за счёт роста дохода потребителя. На кривой «доход-потребление» расположены все товарные наборы, максимизирующие полезность при различной величине дохода потребителя и при неизменных ценах благ.3
Изменение в цене товара соответствует движению вдоль кривой спроса. Так как каждая кривая спроса соответствует определенному уровню дохода, то любое изменение в доходе ведет к смещению самой кривой спроса. Увеличение дохода при неизменных ценах заставляет потребителя изменить выбор, кривая спроса сдвигается вправо.4
Кривая «доход – потребление» для нормальных, некачественных и нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон. Нормальный товар –это товар, спрос на который растет при росте доходов потребителя.5 К товарам
низшей категории, или некачественным (инфериорным) товарам, относятся те, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном изменению дохода.6 Нейтральные (или независимые) товары – это товары, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода, расходы на них занимают относительно незначительную часть бюджета потребителя.7
Кривая для нормальных благ имеет положительный наклон, поскольку с увеличением дохода увеличивается потребление обоих благ X и Y.8
Кривая «доход – потребление» для некачественных благ имеет отрицательный наклон. После достижения определенного уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления блага. При достижении этого уровня дохода кривая «доход – потребление» принимает отрицательный наклон. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ.9
Кривая «доход – потребление» для нейтральных (независимых) благ вертикальна.10
Кривая
"доход—потребление" позволяет
построить индивидуальную кривую Энгеля.
Немецкий статистик Эрнст Энгель на основе
данных о расходах семей с разным уровнем
дохода установил, что с ростом дохода
его доля, расходуемая на продукты питания,
снижается, на содержание жилья, одежду
— остается относительно неизменной,
на удовлетворение культурных потребностей
— увеличивается.
Кривая Энгеля характеризует связь между объемом потребления товаров и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.
На практике чаще интересуются расходами потребителей на продовольственные и непродовольственные товары (услуги), поэтому кривые Энгеля модифицируются в кривые расходов Энгеля .
Кривые расходов Энгеля характеризуют зависимость расходов на разные товары от уровня дохода покупателя и показывают различия между нормальными, некачественными и высококачественными товарами.
Для большинства нормальных товаров кривая Энгеля имеет возрастающий характер с затуханием, то есть определенный прирост дохода вызывает меньший прирост потребления товара Х.11 Это, прежде всего, объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Однако для определенной группы товаров кривая Энгеля может возрастать с ускорением. К этой группе относятся предметы роскоши, потребление которых возрастает быстрее, чем возрастает доход потребителя. Эти зависимости были подмеченные Энгелем и сформулированные в виде законов, которые вошли в экономическую теорию как законы Энгеля:
1.
При неизменных ценах на все
блага часть семейного бюджета,
2.
Потребление образовательных,
Один
и тот же товар, выступая в качестве
нормального при низком уровне дохода,
может быть некачественным при уровне
достаточно высоком. Это изменение
предпочтений потребителя в отношении
товара X, начиная с
уровня дохода I2.12
Наклон
кривой Энгеля может быть выражен
как отношение изменения в
доходе к изменению количества
покупок товара (
). Кривая Энгеля соответствует обратному
виду функции I (X). Но часто ее удобнее
строить для функции, отображающей прямую
зависимость количества спроса на товар
от дохода X (I).13
2. Кривая «цена-потребление».
Кривая «цена-потребление» есть геометрическое место точек, отражающих товарные наборы, максимизирующие полезность потребителя при различных ценах товара 1 и при неизменном доходе и неизменной цене блага 2.14
Кривая
«цена – потребление» аналогично
кривой «доход – потребление» дает
информацию о характере изменения
величины спроса по обоим товарам. Кривую
«цена – потребление» и кривую
спроса можно построить для
На
основе кривой «цена-потребление» можно
построить линию
Кривая «цена – потребление» аналогично кривой «доход – потребление» дает информацию о характере изменения величины спроса по обоим товарам. Кривая «цена – потребление» и кривая спроса бывают для нормального товара3; с падением цены товара X количество спроса на товар Y растет. Товар Y выступает по отношению к товару X комплиментом, и кривая «цена – потребление» имеет положительный наклон. Однако при сохранении отрицательности наклона кривой спроса на X, Y может выступать по отношению к X и субститутом; изменения цены товара X и величины спроса Y
однонаправленны; кривая «цена – потребление» имеет положительный наклон. В случае, когда величина спроса на Y не реагирует на изменения цены товара X (X и Y независимы), кривая «цена – потребление» горизонтальна.17
Кривая
«цена – потребление» может иметь отрицательный
наклон, а кривая спроса – положительный.
Такая кривая «цена – потребление» должна
быть построена для некачественного товара.
Товар, для которого положительный наклон
кривой спроса сочетается с некачественностью,
называется товаром Гиффена. Однако
положительный наклон кривой спроса потребителя
на тот или иной товар может и не сочетаться
с некачественностью данного товара.18
3. Эффекты дохода и эффект замещения.
Влияние изменения цены на величину спроса обусловлено двумя видами эффектов: эффектом дохода и эффектом замещения.
Эффект замещения показывает, как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате его подорожания или удешевления относительно других благ. Понижение цены товара вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим товаром другие товары, оказавшиеся относительно более дорогими.19
Эффект дохода показывает, как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате повышения или понижения реального дохода потребителя. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество товаров, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ.1
В
микроэкономической теории возникает
проблема, которая состоит в
В
зависимости от определения неизменного
реального дохода различают два
подхода к разграничению
и неизменный уровень реального дохода. Подход Слуцкого дает возможность количественного решения проблемы на базе статистических данных. Точка касания кривой безразличия U1 и бюджетной линии MN1 определяет оптимальный выбор потребителя (точка А) при заданных ценах товаров и бюджете потребителя. Допустим, что цена товара X понижается. Теперь равновесие потребителя перемещается в точку B. Величина характеризует общий эффект снижения цены в отношении величины спроса на товар X, т.е. сумму эффекта дохода и эффекта замещения. Чтобы рассмотреть отдельно действие эффектов, воспользуемся вспомогательной бюджетной линией MN3, которая имеет такой же наклон, как и бюджетная линия MN2 (это говорит об изменении цен). В то же время бюджетная линия MN3 проходит через точку A. Это означает, что при таком бюджетном ограничении потребитель имеет возможность приобретать первоначальный набор благ X1, Y1, т.е. неизменность реального дохода (по Слуцкому).20
Согласно
подходу Дж. Хикса, отвечающему основным
положениям ординалистской теории, реальный
доход измеряется полезностью благ, на
которые расходуется денежный доход, разные
уровни денежного дохода, обеспечивающие
один и тот же уровень удовлетворения,
представляют одинаковый уровень реального
дохода. Первоначально выбор потребителя
характеризуется набором товаров (X1,
Y1) в точке касания кривой
безразличия U1
и бюджетной линии MN1. Снижение
цены товара X приводит к смещению
бюджетной линии в положение MN2,
а равновесие потребителя перемещается
в точку B. Величина
характеризует общий эффект изменения
цены. Проведем вспомогательную бюджетную
линию MN3, которая параллельна
бюджетной линии MN2, и, значит,
отражает
изменившийся уровень цен и одновременно касается кривой безразличия U1. Это означает, что новый оптимальный набор в точке С имеет ту же полезность, что и первоначальный набор в точке А, и, следовательно, согласно подходу Хикса, реальный доход потребителя не изменился.21