Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа
Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель». Первоначально оно обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus — «рука».
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах.
Введение………………………………………………………………………………..
1 Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений……………….
1.1 Понятие и процесс разработки управленческого решения……………………………
1.2 Типы управленческих решений: критерии, преимущества и недостатки……………..
2 Человеческий фактор принятия управленческого решения…………………………………..
2.1 Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений………………….
2.2 Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях………………………………………………………………………………………...
3 Особенности сервисного предприятия…………………………………………………………..
3.1 Понятие сервис………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………………
Поведенческие особенности руководителей влияют на стиль их руководства, избираемые формы и методы принятия управленческих решений представлены на рисунке 2
Рисунок 2- Система управления персоналом современной организации
Поведенческие особенности руководителей включают:
1) Используемые руководителем методы оценки и контроля.
2) Реагирование на возникновение в организации проблем или критических ситуаций.
3) Реализуемую ролевую модель, побуждающую работников к подражанию.
4) Критерии распределения ресурсов организации.
5) Критерии, по которым
руководитель определяет
6) Критерии, которые использует
руководитель при найме,
Модель поведения руководителя фиксируются в сознании подчиненных через неформальные каналы коммуникации. Каждодневная информация, поступающая от руководителя — это поступки, рассказы, жаргон, символы, символические действия. Это основной механизм закрепления основ культуры.
Система управления персоналом (См.: рис. 2.) должна быть сформирована таким образом, чтобы работники имели возможность обучаться, получать объективную оценку своей деятельности, продвигаться по карьерной лестнице, иметь социальные гарантии и мотивацию к участию в принятии важных решений. Имеет значение кадровая политика, социально-психологический климат в коллективе, культура, возможность реализовать демократический стиль руководства.
Таблица 1- Влияние стиля руководства на процесс принятия управленческих решений
Стиль руководства |
Типы управленческих решений |
Организа-ционные структуры |
Методы разработки решений |
Контроль за исполнением решений |
Авторитарный |
Индивидуаль-ные |
Централизо-ванные |
Анализ ситуации, построение сценариев, моделирование |
Регулярный, жесткий контроль |
Демократи-ческий |
Коллективные Коллегиальные |
Высоко децентрали-зованные |
Дельфи, экспертное прогнозирование и моделирование, открытое обсуждение проблем |
Мягкие формы контроля, доверие подчиненным |
Либеральный |
Коллегиальные |
Средне децентрали-зованные |
Метод деловых совещаний, прогнозирование и решение проблем в малой группе |
Различные формы контроля (в зависимости от объекта контроля) |
Авторитарный стиль
Демократический стиль руководства характеризуе
Либеральный стиль руководства характеризуе
Стили руководства оказывают значительное влияние на процесс разработки управленческого решения: избираемые формы контроля, методы управления (См.: таблица 1.). Стили руководства находятся в тесной взаимосвязи со структурным построением организации, системой общего менеджмента.
Изучая человеческий фактор разработки управленческих решений, отметим: определяющая роль в этом сложном процессе принадлежит руководителю. Требования к профессиональной компетенции менеджера включают не только необходимые знания и навыки, но и определенные человеческие свойства его как личности.
2.2 Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях
Разработка управленческих
решений в туристических
Заключение договора с известным туроператором, оформление пакета документов для туриста, покупка мебели и техники, направление сотрудников в ознакомительный тур, увеличение расходов на рекламу, создание своего сайта, — все это примеры принятия управленческих решений в туризме. Данная сфера деятельности требует от менеджеров особых знаний и навыков.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров в области туризма предполагают:
1) Владение технологией
продаж туристического
2) Навыки делового общения и знание психологии клиентов.
3) Знание основ страноведения
и основных направлений
4) Умение работать с документами и базами данных.
5) Знание правовых основ туристической деятельности.
6) Свободное владение интернет-технологиями, навыки продаж и бронирования в сети.
7) Использование позитивных моделей поведения.
Вспомним основные понятия менеджмента туризма, которые фигурируют в законодательных актах.
Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
Туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
Турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
Туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу;
Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — туроператор);
Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);
Туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
Туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
Отметим, что туристические агентства — это, как правило, небольшие организации, имеющие ограниченный штат сотрудников. Успех такой организации находится в зависимости от умения менеджеров своевременно реагировать на запросы потребителей и ситуацию на рынке.
Крупные туроператоры, продвигают на региональные рынки турпродукты. Они должны заботиться о качестве туров и сервиса.
Решения, которые принимаются в туристических организациях, зависят от вида туристской деятельности (туроператорская, турагентская и др.)
Управленческие решения, принимаемые в туроператорской организации:
заключение договоров
с региональными
материальное обеспечение организации,
проведение рекламных компаний и акций;
заключение договоров с индивидуальными клиентами;
разработка новых направлений туристической деятельности;
выход на новые рынки;
заключение договоров с иностранными партнерами;
создание резервного фонда;
создание системы электронных продаж и ее усовершенствование;
создание условий для обеспечения безопасности туристов и др.
Управленческие решения, принимаемые в турагентской организации:
заключение договоров с туроператорами, обладателями известных брендов,
оформление пакета документов для туриста;
материальное обеспечение фирмы, оформление помещений и снабжение оргтехникой;
направление сотрудников на обучение;
создание сайта организации и продвижение на рынок;
использование системы электронного бронирования;
организация эффективной системы работы с клиентами (по телефону и при встрече);
решение непредвиденных ситуаций и проблем.
Менеджер в туристическом бизнесе большую часть времени тратит на коммуникации и общение с потребителем, поэтому особое значение должно уделяться созданию адекватной корпоративной культуры с высоким контекстом управления.
Культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности.
Культура организации, по определению Э. Шейна — это совокупность коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции.
Составляющие элементы организационной культуры — это:
наблюдаемые поведенческие стереотипы при взаимодействии людей (язык, обычаи, традиции);
групповые нормы (ценности, стандарты, свойственные рабочим группам);
провозглашаемые ценности (объявляемые
во всеуслышание принципы и ценности,
к которым стремится
формальная философия (общие и идеологические принципы, которыми определятся действия группы по отношению к акционерам, служащим, клиентам, посредникам);
правила игры (правила поведения на работе, ограничения, которые нужно усвоить новичку);
климат (чувства, определяемые физическим составом группы и манерой взаимодействия членов);
существующий практический опыт (методы и технические приемы, не требующие письменной фиксации);
склад мышления и ментальные модели (системы, определяющие восприятие, мышление и язык, передаваемые членам группы на этапе социализации);
принятые значения (мгновенное взаимопонимание, возникающее при общении);
базовые метафоры (идеи, чувства и образы, выработанные группой для самоопределения, находят воплощение в зданиях, офисной структуре и др. материальных аспектах, отражают эмоциональные и эстетические реакции членов группы).
Культура обладает свойствами всеобщности, неформальности и устойчивости. Она охватывает все стороны деятельности и связана с традициями, повторяющимися на протяжении ряда лет.
Культура выполняет функции:
Итак, разработка управленческих решений в туризме — это инициатива, творческий труд, инновационный подход к работе, доброжелательность и деятельность по ситуации.
3 Особенности сервисного предприятия
3.1 Организация сервиса на предприятии
Под сервисом понимается система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, а также экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя [3, с.688].
Цель сервиса - предложить покупателям имеющийся товар и оказать им помощь в получении наибольшей пользы от приобретенного товара.
Деятельность производителя
любых изделий, но особенно технически
сложных, как производственного, так
и сбытового назначения обречена
на неудачу, если не организован должным
образом высококачественный сервис
- это непременное условие