Издержки производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление сущности издержек производства и методов их снижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие издержкам производства;
- охарактеризовать виды издержек производства;
-охарактеризовать концептуальные подходы к издержкам производства;

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………….3
1 Роль и место издержек в системе общественного производства
1.1 Альтернативные концептуальные подходы к издержкам производства
экономической науке…………………………………………..……………....7
1.2 Виды издержек производства в современных условиях
экономики…………………………………….……………………………..…16
2 Пути и методы снижения издержек производства на примере российских и зарубежных предприятий
2.1 Основные методы снижения издержек производства…………..……..22
2.2 Специфика снижения издержек производства на предприятиях
России…………………………………………………………………..……...28
2.3 Японская модель сокращения издержек производства………………...37
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников и литературы……………………………...47

Файлы: 1 файл

издержки производства на предприятии.docx

— 117.36 Кб (Скачать)

Влияние государства на цены, тарифы, акцизы, ссудный процент, количество денег в обращении, инфляцию — провалы во всех видах государственной деятельности дорого обходятся предприятию, а через предприятия — всему населению.

Внутренние факторы воздействия на издержки выявляются путем анализа производства на предприятии, их снижения, в первую очередь, экономия по всем тем их видам, которые мы уже рассмотрели: постоянные, переменные, предельные, транзакционные издержки. Углубляя этот анализ, можно предложить пути снижения издержек производства в рамках каждого их элемента, образующего постоянные (экономия на зарплате администрации предприятия, аренде помещения и т.д.) и переменные (сырье, электроэнергия, зарплата наемным работникам и т.д.) издержки. Можно бы рекомендовать владельцу капитала вообще отказаться от затрат, которые не приносят дохода предприятию.

На самом деле экономия на факторах производства имеет свои формы проявления, которые являются результатом сложного взаимодействия труда работников со всеми видами издержек производства.

При более глубоком анализе проблемы снижения издержек производства на предприятии выясняется, что определяющее влияние на их изменение оказывает активность живого труда, его производительность, которая в немалой степени в современной экономике поддерживается денежным стимулированием.

Каждый владелец капитала придает большое значение анализу и контролю за наиболее полным использованием своего главного материального богатства, сосредоточенного в основных производственных фондах. Фондоотдача — это тот доход, который предприниматель «снимает» в результате эффективного использования основного производительного капитала. Рассматривая коэффициент фондоотдачи в качестве формы проявления в изменении постоянных издержек производства, необходимо понимать главное: изменение фондоотдачи является результатом соотношения темпов роста фондокапиталовооруженности труда и производительности работников предприятия[1, c.283].

Для того чтобы фондоотдача повышалась (или фондоемкость снижалась), необходимо, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его технической или фондовооруженности.

Хорошо известно значение для эффективной работы предприятия экономии на переменных издержках производства.

Материально-производственные затраты (сырье, материалы, топливо) составляют в большинстве обрабатывающих отраслей до 3/5 в общей структуре затрат на производство готовой продукции. Снижение этих затрат в издержках предприятия может быть достигнуто двумя путями: во-первых, за счет снижения запасов товароматериальных ценностей на складах предприятия, необходимых для обеспечения непрерывности производственного процесса; во-вторых, за счет экономии количества расходуемых материально-производственных ресурсов в процессе непосредственного изготовления готовой продукции работниками.

Что касается первого пути, то здесь добиваются успеха предприятия, которые рассчитывают и достигают оптимальных размеров партий закупаемых материально-производственных ценностей, определяют поставщиков, которые удовлетворяют требованиям по качеству и своевременности поставляемого сырья.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер затрат, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.).

Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем над прохождением счетов и др.[19, c.163]. Таким образом, задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов практически важна для каждого предприятия.

Второй путь снижения издержек производства за счет снижения материально-производственных затрат в расчете на единицу производимой продукции состоит, по общепринятой терминологии, в использовании ресурсосберегающих технологий. Однако как практически осуществляется экономия текущих материально-производственных затрат, современная микроэкономическая теория не дает объяснений [12, c.18].

Для характеристики влияния переменных издержек на общую их структуру и результаты экономической деятельности часто употребляется понятие «материалоемкость продукции». Само собой признается позитивное действие снижения материалоемкости продукции на результаты экономической деятельности предприятия.

Для снижения коэффициента материалоемкости необходимо, чтобы темны роста материально-производственных ресурсов, необходимых для производства продукции в расчете на одного работника, возрастали бы медленнее, чем темпы выработки продукции из этих ресурсов в расчете на одного работника. Иначе говоря, для снижения материалоемкости продукции необходимо, чтобы темпы роста готовой продукции сопровождались экономией ресурсов в расчете на единицу готовой продукции.

Общий вывод, который следует из рассмотрения внутренних факторов снижения издержек производства, состоит в том, что эту проблему решает работник и темпы роста производительности его труда. Для успешного решения этой проблемы необходимо, чтобы заработная плата работника росла в меру роста производительности его труда. Именно темпы роста производительности живого труда решают и производительность всех факторов производства, а также снижение валовых издержек в расчете на единицу продукции.

Неслучайно в западных странах, как показывает статистика, средняя заработная плата растет в меру роста производительности труда, а иногда исходя из общих интересов и опережает их.

Таким образом, для предприятий в рыночных условиях во всех отношениях важно иметь хорошо поставленную маркетинговую службу. В конечном счете, проблема реализации продукции оказывается решающим условием возобновления воспроизводственного цикла на предприятии.

 

 

 

 

 

2.2 Специфика снижения  издержек производства на предприятиях 

России

 

Рассмотрим специфику снижения издержек на конкретных предприятиях (в организациях) России.

Общепринятым сегодня является тезис о том, что автоматизация, помогая наладить учет, способствует также снижению издержек [24, c.122]. В общем случае это верно, как верно и то, что, помимо применения информационных технологий (ИТ), имеется немало способов сократить нерациональные потери и уменьшить неоправданные убытки.

Однако пока далеко не каждый руководитель задумывался о том, что, встав на этот путь, надо идти до конца, и даже использование информационных технологий может таить в себе "скрытые резервы", подлежащие оптимизации.

Нет нужды говорить, что применение информационных технологий в торговле сегодня практически неотвратимо. Все знают и о том, что это недешевое "удовольствие": помимо серьезных единовременных затрат на покупку техники и программного обеспечения, развертывание системы автоматизации, на предприятие ложится необходимость ее поддержки, сопровождения и развития. Если речь идет о торговой сети, пусть даже небольших магазинов, то, как правило, сложно обойтись здесь без целого штата ИТ-сотрудников: несколько человек в центральном офисе (ИТ-отдел) и хотя бы по одному в каждой торговой точке. В обязанности такого сотрудника, если речь идет о продовольственном магазине, входит ежедневное обновление прайс-листов на кассовых терминалах, весах, отслеживание технических неполадок и пр. Однако, даже учитывая тот факт, что здесь требуется специалист средней квалификации (с соответствующим окладом - около $500-550), эти затраты для сети магазинов вырастают пропорционально их количеству в весьма заметную сумму. Кроме того, понятно, что отдача от технического сотрудника среднего уровня также будет средней - для устранения серьезных неполадок все равно придется вызывать специалиста из центрального офиса или фирмы-поставщика.

Не следует забывать и о том, что в подобных случаях обязательно возникает проблема с мотивацией такого технического персонала - ведь работа на этой позиции весьма однообразна (сформировать и загрузить информацию в кассы, весы, принтеры, мобильные терминалы, выгрузить ее, при необходимости отослать в центральный офис и т.п.), перспектив карьерного роста, как правило, нет. Это приводит либо к постоянной текучести кадров на этой позиции, нехватке таких сотрудников, либо к весьма низкому уровню квалификации. И то, и другое - прямые убытки. Но даже наличие сотрудника нужного уровня от этого не гарантирует - в магазинах небольших и средних размеров ему не удается обеспечить полную рабочую нагрузку.

Говоря о непроизводительных затратах, нельзя забывать и о следующем: при обычных технологиях работы загрузка информации, например, в весы, требует 5-10 минут времени, в течение которого весы не работают. При наличии в магазине нескольких весов такие ежедневные простои становятся весьма заметными (и, соответственно, затратными). Можно подсчитать также, сколько времени занимает формирование и снятие с каждого POS-терминала кассовых отчетов, их консолидация (если в магазине несколько кассовых машин) и передача в центральный офис (для торговой сети)[21, c.30].

Вот они, "скрытые резервы", которые таятся даже в технологиях автоматизации. "Всех вышеперечисленных затрат сегодня можно избежать, - считает Всеволод Михайлов, продакт-менеджер по оборудованию компании "Сервис Плюс", - и сделать это помогут те же информационные технологии, причем с одновременным улучшением качества обслуживания оборудования - в первую очередь, за счет новых решений [23, c.38].

Речь идет о сетевых информационных технологиях, когда используются не только возможности локальных сетей (объединяющих компьютеры в одном помещении), но и технологии для удаленной работы в территориально распределенных точках (например, в торговых сетях), позволяющие передавать информацию и/или управлять работой оборудования на расстоянии. Высокая скорость прогресса в этой отрасли позволяет производителям существенно снижать цены на соответствующие решения с сетевым интерфейсом.

За последние пять лет стоимость такого оборудования снизилась в несколько раз, и сейчас оно доступно даже средним российским предприятиям. В результате сегодня появляется экономическая целесообразность внедрения таких решений, в частности, для сетей с торговыми предприятиями среднего и небольшого размера".

Что же мы получаем в результате? Исключаются затраты на рабочее место, компьютер и специалист для загрузки. Кроме того, сокращается время простоя оборудования, так как современные сетевые весы, терминалы и т.д. обычно позволяют проводить обмен информацией в фоновом режиме (т.е. весы могут взвешивать во время считывания отчетов или загрузки в них новой информации).

Рассмотрим вопрос о том, где и как целесообразно применять технологии удаленной работы. Разумеется, в первую очередь, это торговые сети с централизованным управлением, для которых характерна территориальная распределенность объектов. Однако для разных типов сетей и разных форматов магазинов, в них входящих, технологии удаленного управления будут иметь свои особенности.

Так, для сети крупных супермаркетов с большим ассортиментом и зачастую с самостоятельной для каждого магазина ценовой политикой оперативный обмен информацией (ежедневная загрузка прайс-листов в весы, кассы, мобильные терминалы), как правило, производится на месте (в магазине), так как объем ее достаточно велик и частота обновления такова, что есть возможность обеспечить полную рабочую нагрузку специального сотрудника [23, c.32]. Однако, здесь будут интересны и выгодны централизованные возможности удаленного сопровождения оборудования, его диагностики, позволяющие планировать обслуживание и профилактический ремонт техники, оперативно реагировать на сбои и поломки. Кроме того, с помощью дистанционных технологий здесь можно проводить каталогизацию оборудования - для торговых сетей с большим количеством техники это тоже важная задача.

А вот для сети небольших магазинов или минимаркетов с 1-2 кассами, 3-4 весами и соответствующим ассортиментом разумнее использовать полный набор возможностей удаленного управления - и сопровождение, и дистанционный обмен информацией. Тогда здесь действительно можно обойтись без выделенных для этого в каждом магазине компьютеров и сотрудников, а усилия команды квалифицированных инженеров и программистов в центральном офисе направить на организацию удаленной работы.

Уже есть конкретные примеры. Одним из них является Группа компаний "Контур", имеющая сеть магазинов в Москве и области.

Внедрение инноваций – очень распространенный способ снижения издержек, применяемый в различных отраслях промышленности. Продуктовые инновации. При проектировании и внедрении на предприятиях всех отраслей инноваций типа "новая продукция" одновременно учитывается несколько факторов, как внутренних, так и внешних.

Внешние факторы: спрос на данную продукцию, возможные потребители и объемы потребления, наличие на рынке необходимого сырья и материалов, возможные поставщики сырья и цены, затраты на перевозку, конкуренты и цены на аналоги и т.п.

Внутренние факторы связаны с возможностями предприятия производить новую продукцию: технологическое и техническое обеспечение, наличие квалифицированных работников, организационное обеспечение. Новая продукция, осваиваемая в производстве, должна удовлетворять требованиям принципиальной новизны для данного предприятия, конкурентоспособности и рентабельности производства[22, c.86].

Информация о работе Издержки производства на предприятии