Издержки производства и прибыль фирмы на рынке совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Таким образом, цель данной курсовой работы: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Из этой цели следуют основные задачи исследования:
изучить природу издержек и понятие прибыли;
рассмотреть классификацию издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде;
выявить основные соотношения между средними и предельными издержками;
выяснить принципы поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции;
представить некоторые практические аспекты поведения фирмы в совершенной конкуренции

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоритические аспекты издержек производства и прибыли……………….5
Природа издержек и понятие прибыли……………………………………………5
Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки……9
Средние и предельные издержки……………………………………………........12
Средняя предельная и общая выручка фирмы…………………………………...14
Глава 2. Принципы поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции……..16
2.1. Критерий целесообразности производства в долгосрочном периоде………….16
2.2. Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде…………17
2.3. Оптимизация выпуска……………………………………………………..………22
Глава 3. Некоторые практические аспекты поведения фирмы в совершенной конкуренции…………………………………….........................................................................27
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 269.60 Кб (Скачать)
  1. производство ради максимизации прибыли;
  2. производство ради минимизации убытков;
  3. прекращение производства.

     Графическая интерпретация всех трех вариантов  представлена на рис. 5.

     На  рис.5. показаны стандартная динамика валовых общих издержек некой  фирмы и три варианта кривых (точнее, прямых) валового дохода, которые сложатся: TR1 – при высоком уровне цен на продукцию фирмы; TR2 – при среднем уровне цен; TR3 – при низком. Как уже отмечалось, кривая валового дохода поднимается тем круче, чем выше цены.

     Легко видеть, что кривая валового дохода только в первом случае (TR1) оказывается на определенном своем участке выше кривой валовых издержек (TC). Именно в этом случае фирма будет получать прибыль, причем выберет тот уровень производства, при котором прибыль максимальна. Графически это будет уровень производства (Q1), для которого кривая TR будет выше кривой TC на максимальное расстояние. Размер прибыли (π1) выделен на рис. 5 жирной линией.

Рис. 5. Принципиальные варианты поведения фирмы, действующей в  краткосрочном периоде

Q

P

0 = Q3

TC

TR1

TR2

TR3

Q1

Q2

π1

π2

π3

     Во  втором случае (TR2) кривая дохода на своем протяжении находится ниже издержек, т.е. прибыли быть не может. Однако размеры разрыва между обеими кривыми, а именно так графически отображается размер убытка, неодинаковы. Вначале убытки значительны. Затем по мере роста производства они снижаются, достигая при выпуске Q2 единиц продукции своего минимума (π2). А потом начинают вновь расти. Очевидно, что выпуск Q2 единиц продукции в этих условиях оптимален для фирмы, так как обеспечивает минимизацию убытков.

     Наконец, в третьем случае разрыв между  издержками и доходом (кривой TR3) с ростом производства только нарастает. Иными словами, убытки монотонно увеличиваются. В этой ситуации фирме лучше прекратить производство (Q3 = 0), смирившись с неизбежными в этом случае убытками в размере валовых постоянных издержек (π3).

     Чтобы поставить условия, при которых реализуется каждый из трех вариантов поведения фирмы, необходимо проанализировать проблему в категориях средних издержек. Средние показатели имеют преимущество. Они рассчитываются на единицу продукции, и это позволяет прямо сравнивать  их с ценой той же единицы продукции.

     Производство  ради максимизации прибыли

       Нацеленное на максимизацию прибыли  производство возможно в тех  ситуациях, когда цена превышает  величину средних совокупных  издержек (P> ATC).

     При такой цене фирма более чем  покрывает свои расходы (рис.6). Цена (Р) превышает минимальную величину средних совокупных издержек (ATC), поэтому возможно получение прибыли.

     Если  быть точнее, фирма получает прибыль  в зоне между точками 1 и 2 (их принято  называть критическими точками), где  кривая цен лежит выше уровня издержек, или, что то же самое, при объеме производства от Q1 до Q2. По размерам же прибыль равна разнице цены и средних общих издержек (P–ATC), умноженной на избранный объем производства Qn, т.е.

     π = (P–ATC) х Qn.

     Графически  прибыль представлена на рис.6 площадью заштрихованного прямоугольника.

     Часто бывает удобней выразить эту формулу  через величину средней прибыли (т.е. прибыли в расчете на единицу  продукции – Аπ):

     π = Аπ х Qn.

     В такой форме особенно четко видны  два принципиальных пути повышения  прибыли. Этого можно достигнуть:

  1. повышая среднюю прибыль, т.е. заключенную в каждом проданном товаре величину прибыли;
  2. увеличивая размер реализации, т.е. число проданных товаров.

P

Q

0

P = AR = D

ATC

AVC

1

2

N

QN

Q2

Q1

Рис.6. Деятельность фирмы, максимизирующей  прибыль.

     Производство  ради минимизации  убытков

     Второй  вариант поведения фирмы (производство ради минимизации убытков) реализуется, когда фирма получает такой доход, которого не хватает на возмещение всех издержек (из чего, собственно, и  вытекает убыточность). Вместе с тем  доходы превышают величину, необходимую для покрытия переменных издержек, а их остаток может быть израсходован на частичное покрытие постоянных издержек.

     Другими словами, рыночная цена продукции фирмы  больше минимальной величины средних  переменных издержек, но меньше минимальной  величины средних общих издержек (ATC > P > AVC). Если фирма прекратит производство (даже временно), ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких бы то ни было текущих доходов. Это означает, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому-то фирма продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их.

     Графически  минимизация убытков показана на рис. 7. При выпуске Q убытки равны потерям на единицу продукции (ATC – P), умноженным на Q1. Эта величина равна площади заштрихованного прямоугольника и значительно меньше площади прямоугольника ABCD – полной суммы постоянных издержек (ведь TFC = AFC x Q1 = BD x Q1).

P

Q

0

Q1

A

B

D

ATC

AVC

P = AR

AFC

Рис. 7. Деятельность фирмы, минимизирующей убытки

     Прекращение производства

     В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек (P < AVC), фирма прекращает производство продукции.

     Действительно, данная цена не только не покрывает  все издержки, она не в состоянии  полностью покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица  к неизбежному убытку в размере  постоянных издержек прибавляет еще  и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском именно этого товара. В таких случаях чем больше производство, тем больше убытки.

     То  есть цена на продукцию упала настолько, что фирма, дабы свести убытки к минимуму, должна приостановить выпуск продукции.

ATC

При любом  положительном объеме выпуска потери (убытки) больше совокупных постоянных издержек. Это отчетливо видно  на графике. Величина убытков при  объеме производства Q равна площади всего заштрихованного прямоугольника на рис.8. [(ATC – P) x Q]. Постоянные же издержки могут быть рассчитаны как средние постоянные издержки в расчете на единицу продукции (AFC = ATC – AVC), умноженные на Q1 . На графике они выделены как часть менее густо заштрихованного прямоугольника. Вся часть прямоугольника, покрытая густой штриховкой, – это чистые убытки из-за отказа от прекращения производства.

Q

0

P

P = AR

AVC

Q1

AFC

     

     Остановив завод, на них можно сэкономить. Именно это и делают многие фирмы, попавшие в трудную обстановку. На практике важную роль во временном прекращении выпуска часто играет и еще один мотив: пауза позволяет очистить склады, распродав накопившиеся ранее нереализованные излишки готовой продукции. Обратим внимание на то, что краткосрочное прекращение производства не означает ликвидацию самого предприятия (фирмы). Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск продукции. Стоять оно будет, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, при котором производство имеет коммерческий смысл. Но фирма может убедиться и в долгосрочном характере понижения иены. Тогда она окончательно прекратит свое существование.

    1. Оптимизация выпуска

     Выбор принципиального варианта поведения (максимизация прибыли, минимизация  убытков, временное прекращение  производства) представляет собой лишь первый шаг фирмы на пути оптимизации  своего положения на рынке. Следующий  шаг состоит в точном установлении того объема производства, который  максимизирует прибыль или минимизирует убытки (при менее благоприятных  условиях).

     В принципе это может быть сделано  посредством прямого сравнивания  валового дохода и валовых издержек, как на рис.5. Именно так и поступают  единоличные предприниматели и  менеджеры малых фирм, не имеющие  возможности опереться на мощные бухгалтерские подразделения, но зато по практическому опыту отлично  знающие как рыночную цену, так  и все виды своих издержек. Но более точным способом определения  оптимального размера производства является сравнение предельного  дохода (MR) и предельных издержек (MC) – см. рис.9.

     Правило MR=MC

Рис.9. Правило MR = MС.

P

0

Q

MC

MR = P

O

A

B

C

D

E

F

     Увеличение  выпуска продукции повышает прибыль  только в том случае, если доход  от продажи дополнительной единицы  продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если MR > MC. На рис.9 этому условию соответствуют объемы выпуска A, B, C. Дополнительные прибыли, получаемые в результате выпуска этих единиц, выделены на нем жирными линиями.

     Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < MC), то, произведя соответствующую порцию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки (см. точки D, E, F; жирно выделены дополнительные убытки).

     Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль (или минимальные убытки) будет достигнута при том объеме производства (на рис.9 – в точке  О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет  кривую предельного  дохода, т.е. сравняется с ней (MR = MC). Действительно, пока MR > MC, увеличение производства, приближающее его к точке О, дает все большую прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR < MC, увеличивать прибыль позволяет, наоборот, сокращение производства. Другими словами, прибыль растет при приближении размеров производства к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. Следовательно, максимум прибыли достигается в самой точке.

     Эту закономерность в экономической  науке принято называть правилом MR = MC. Согласно ему максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельного дохода и предельных издержек.

     Правило P = MC для совершенной конкуренции

     В условиях совершенной конкуренции  предельный доход равен цене товара. Поэтому правило MR = MC может быть представлено и в иной форме:

     P = MR = MC, или P = MC.

     То  есть в условиях совершенной конкуренции  максимизация прибыли (минимизация  убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке  равенства предельных издержек и  цены.

     На  рисунке 10 правило MR = MC применено к процессу выбора оптимального объема производства для всех трех важнейших рыночных ситуаций.

     Рисунок 10а, в частности, показывает, как  выбор происходит в условиях максимизации прибыли. Максимизируя, фирма устанавливает объем своего производства на уровне Q0, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC (на графике – точка О). На рисунке 10б показана менее благоприятная ценовая ситуация: рыночные цены не покрывают всех издержек даже в точке минимума последних. Фирма и в данном случае ориентируется на правило MR = MC, но делает это ради минимизации убытков.

     Ограничения правила MR =MC

     Оговорим  важную деталь: правило MR = MC позволяет определить оптимальный объем производства не во всех случаях. Так, при третьем принципиальном варианте поведения (рис.10в), т.е. при остановке производства, правило MR = MC вообще не применимо. Как было показано раннее, прекращение производства в краткосрочном периоде целесообразно, если P < AVC. В этом случае любой объем производства, кроме нулевого, вызывает убытки, превышающие величину постоянных издержек. Поэтому правильный выбор состоит в остановке производства, а не в выпуске любого количества продукции. Не оптимизирует финансовые результаты, в частности, и Q0, соответствующее MR = MC.

Информация о работе Издержки производства и прибыль фирмы на рынке совершенной конкуренции