Издержки производства и прибыль фирмы на рынке совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Таким образом, цель данной курсовой работы: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Из этой цели следуют основные задачи исследования:
изучить природу издержек и понятие прибыли;
рассмотреть классификацию издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде;
выявить основные соотношения между средними и предельными издержками;
выяснить принципы поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции;
представить некоторые практические аспекты поведения фирмы в совершенной конкуренции

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоритические аспекты издержек производства и прибыли……………….5
Природа издержек и понятие прибыли……………………………………………5
Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки……9
Средние и предельные издержки……………………………………………........12
Средняя предельная и общая выручка фирмы…………………………………...14
Глава 2. Принципы поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции……..16
2.1. Критерий целесообразности производства в долгосрочном периоде………….16
2.2. Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде…………17
2.3. Оптимизация выпуска……………………………………………………..………22
Глава 3. Некоторые практические аспекты поведения фирмы в совершенной конкуренции…………………………………….........................................................................27
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 269.60 Кб (Скачать)

     Кривая  средних издержек имеет большое  значение для предпринимателя, поскольку  позволяет определить, при каком  объёме производства издержки на единицу  продукции  будут минимальными.

Рис. 4. Издержки производства на единицу продукции: МС – предельные, АFС – средние постоянные, АVС – средние переменные, АТС – средние общие издержки производства.

MC

AFC

AVC

ATC

U(min)

K(min)

     Предельные  издержки

     Понятий общих и средних издержек бывает недостаточно для анализа поведения  фирмы. Поэтому экономисты используют еще один вид издержек – предельные.

     Предельные издержки (МС – marginal costs) – это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

     Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести  фирме в случае производства еще  одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки – эта величина, которую фирма может контролировать прямо.

     Предельные  издержки получаются как разность между  общими издержками производства (n+ 1) единиц и издержками производства единиц продукта:

     МС = ТСn+1 – ТСn или МС = DТС / DQ,

     где D – малое изменение чего-либо,

     ТС – общие издержки;

     – объем производства.

     Графически  предельные издержки представлены на рис.4.

 
 
 

     Основные  соотношения между  средними и предельными издержками

     Прокомментируем основные соотношения между средними и предельными издержками.

     1. Предельные издержки (МС) не зависят от постоянных издержек (), так как последние не зависят от объема производства, а МС – это приростные издержки.

     2. Пока предельные издержки меньше средних (МС АС), кривая средних издержек имеет отрицательный наклон. Это означает, что производство дополнительной единицы продукции уменьшает средние издержки.

     3. Когда предельные издержки равны средним (МС АС), это значит, что средние издержки перестали уменьшаться, но еще не стали расти. Это точка минимальных средних издержек (АС = min).

     4. Когда предельные издержки становятся больше средних (МС АС), кривая средних издержек идет вверх, что свидетельствует об увеличении средних издержек в результате производства дополнительной единицы продукции.

     5. Кривая МС пересекает кривую средних переменных издержек (АVС) и средних издержек (АС) в точках их минимальных значений.

     Для расчета издержек и оценки производственной деятельности предприятия на Западе и в России применяют различные  методы. В нашей экономике широко использовались методы, опирающиеся  на категорию себестоимости, включающую общие затраты на производство и реализацию продукции. Для подсчета себестоимости проводят классификацию затрат на прямые, непосредственно идущие на создание единицы товара, и косвенные, необходимые для функционирования фирмы в целом.

     На  основе введенных ранее понятий  издержек, или затрат, можно ввести понятие добавленной стоимости, которая получается вычитанием из общего дохода или выручки предприятия переменных затрат. Другими словами, она состоит из постоянных затрат и чистой прибыли. Этот показатель является важным для оценки эффективности производства.

    1. Средняя, предельная и общая выручка фирмы

     Выручкой (доходом) фирмы называют платежи, поступающие в ее пользу при реализации продукции. Как и многие другие показатели, доход в экономической науке подсчитывается в трех разновидностях.

       Общей выручкой (total return — TR), как уже отмечалось, называют всю сумму выручки, которую получает фирма. Средняя выручка (average return —AR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции или, что то же самое, обшая выручка, деленная на число реализованных продуктов. Наконец, предельная выручка (marginal return — MR) представляет собой дополнительную выручку, полученную в результате продажи последней из реализованных единиц продукции.

     Так вот. Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что средняя выручка при любом объеме выпуска равна одной и той же величине — цене товара и что на том же уровне всегда находится предельная выручка.. Таким образом, существует равенство между средней, предельной выручкой и ценой

(AR =MR = Р).

     Поэтому кривая спроса на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.

       Что касается общего дохода (обшей выручки) фирмы, то существует прямая, линейная зависимость его величины от объема производства:

TR = PQ.

     Уровень цен (Р) является для конкурентной фирмы  константой при любом объеме производства. Соответственно график общего дохода имеет вид линейной функции типа у=ах и, следовательно, выглядит как луч, исходящий из начала координат и поднимающийся пропорционально увеличению выпуска продукции.

     Выполнение  критерия совершенной конкуренции имеет серьезные экономические последствия. Наиболее важно в этом смысле постоянство уровней среднего и предельного дохода. Фактически речь идет о том, что для расширения объема продаж своей продукции конкурентной фирме нет нужды снижать иены. Можно сказать, что внешняя среда, в которой она действует, никак не ограничивает размеры выпуска.

 

     Глава 2. Принципы поведения  фирмы на рынке  совершенной конкуренции

     Максимизация  прибыли как основной мотив поведения  фирмы

     Целью всякой фирмы можно считать максимизацию прибыли.

     Как уже отмечалось, прибыль (π) – это разница между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (TC) за период продаж:

       π = TR – TC.

     Учитывая  то, что совокупный доход равен  произведению количества реализованных  товаров на их цену, эту формулу  можно представить иначе:

        π = PQ – TC.

       Легко заметить, что из трех  переменных, находящихся в правой  части равенства, главным рычагом  управления объемом прибыли для  фирмы является объем производства (Q). Действительно, цена (P) представляет собой в условиях совершенной конкуренции константу, то есть не меняется. Это внешнее условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять. Что касается издержек (TC), то они сами во многом зависят от объема производства.

     Другими словами, в условиях совершенной  конкуренции важнейшие решения  менеджера по управлению фирмой связаны прежде всего с установлением объема производства, который позволяет достичь максимальной прибыли. По каким же признакам менеджеры выбирают оптимальный объём выпуска?

     2.1. Критерий целесообразности  производства в  долгосрочном периоде

     Прежде  чем отвечать на этот вопрос, каждой фирме надо принципиально решить, стоит ли вообще заниматься производством. То есть найти критерий целесообразности производства.

     Как и многие другие показатели, этот критерий не одинаков для краткосрочного и  долгосрочного периодов. Если говорить о долгосрочном периоде, то очевидно, что таким критерием будет  наличие неотрицательной экономической  прибыли (π≥0). Другими словами, фирма  как минимум должна получать бухгалтерскую  прибыль в средних, типичных для  данной экономики размерах. В противном  случае не понятно, почему она не переносит  свою активность в другую отрасль.

     Ликвидация  и банкротство

 

     Действительно, если в долгосрочном периоде появляются экономические убытки, владельцы  фирмы прибегают к ее ликвидации, т.е. закрытию и распродаже имущества. Напомним, что входные и выходные барьеры при совершенной конкуренции  отсутствуют, поэтому потерь при  распродаже фирма не несет.

     Для целого ряда мелких фирм, использующих универсальное оборудование, это  достаточно реалистичное допущение. Расходы  на ликвидацию фирмы (а затем, возможно, на открытие новой) невелики. Для крупных  и специализированных фирм цена выхода с рынка может быть значительной. Но длительное хранение убыточного бизнеса  может обойтись еще дороже. Поэтому  вопрос о ликвидации фирмы не должен быть табу для менеджера – иногда лучшее решение состоит в уходе  с рынка.

     Однако  даже если собственники убыточной фирмы  не желают ее закрывать (скажем, упорно надеясь на улучшение положения  в будущем), прекращение деятельности фирмы часто происходит помимо их воли. Точнее, это становится абсолютно  неизбежным, если экономические убытки переходят в бухгалтерские. Это значит, что вложение средств в дело не просто приносит меньше дохода, чем при альтернативном их применении, но собственник год за годом прямо теряет деньги.

     Действительно, ради продолжения производства долговременно  убыточной фирме приходится делать займы, погасить которые она не в  состоянии (раз πбух < 0, доходы меньше расходов). Рано или поздно такая политика приводит к банкротству, или несостоятельности, т.е. к неспособности фирмы платить по своим обязательствам. После признания (в судебном порядке) фирмы банкротом прежние собственники отстраняются от управления ею, а имущество направляется на покрытие долгов перед кредиторами.

     Институт  банкротства является в рыночной экономике одним из важнейших  механизмов обеспечения социальной ответственности предпринимателей. Обладая свободой предпринимательства, т.е. правом по своему произволу принимать  любые (законные) хозяйственные решения, капиталисты должны расплачиваться за возможные ошибки утратой принадлежащего им имущества. Угроза банкротства и  связанного с ним принудительного  лишения собственности дисциплинирует предпринимателя, удерживает его от авантюрных проектов, невыполнения обязательств перед партнерами, неосмотрительного  привлечения заемных средств  без возможности их возвратить.

     2.2. Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде

     На  первый взгляд может показаться, что  получение прибыли будет определять решение о целесообразности производства и в краткосрочном периоде. Однако на деле ситуация сложнее. Ведь в краткосрочном периоде часть издержек фирмы носит постоянный характер и при остановке производства не исчезает. Скажем, арендную плату за землю, на которой расположено предприятие, придется вносить независимо от того, работает ли или стоит завод. Другими словами, убытки фирме гарантированы даже в случае полного прекращения

     выпуска продукции.

     Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной остановки  завода доходов не будет, а расходы  точно сравняются с величиной  постоянных издержек. В случае продолжения  производства к постоянным издержкам  прибавятся переменные, но зато появятся и доходы от реализации продукции.

     Таким образом, в неблагоприятных условиях решение о временном прекращении  производства принимается не в момент исчезновения прибыли, а позже, когда  убытки от производства начинают превышать  величину постоянных издержек. Критерием  целесообразности производства в краткосрочном  периоде является непревышение убытками размера постоянных издержек (π > -TFС).

     Подчеркнем  и еще один момент. Критерий целесообразности производства справедлив не только для  совершенной конкуренции, но и для  любых других типов рынка. Не случайно при его выведении мы не использовали ни одного из условий совершенной  конкуренции.

     Три варианта поведения  фирмы

     Очевидно, что в силу сказанного для фирмы, действующей в краткосрочном  периоде, возможны три принципиальных варианта поведения:

Информация о работе Издержки производства и прибыль фирмы на рынке совершенной конкуренции