Издержки обращения в торговле: оценка и пути оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 07:55, курсовая работа

Краткое описание

Издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организации торговли. В связи с этим выбранная тема актуальна на сегодняшний день.

Оглавление

Введение 3
Экономическая сущность издержек обращения, их состав и классификация 4
Экономический анализ издержек обращения как необходимое условие их оптимизации 8
Анализ издержек обращения по общему уровню в магазине № 7 компании 11
Заключение 19
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭК ПК ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ.doc

— 203.00 Кб (Скачать)
 

     Оптимальные издержки обращения – это издержки, которые позволяют увеличивать  объемы деятельности торгового предприятия, получать максимальную прибыль, при  этом не снижать качества обслуживания. Это важно в любой деятельности, т.к. оптимизация издержек обращения повышает конкурентоспособность предприятия, а, соответственно, и его дальнейшею судьбу.

     В предприятиях торговли оптимизация  издержек обращения также актуальна, но не стоит забывать о качестве обслуживания покупателей. Торговое предприятие- это сфера обслуживания и основные затраты, помимо расходов на транспорт, рекламу и содержание задний, это затраты на заработную плату. Можно пойти на уменьшение затрат по расходам на персонал, но это может отразиться на выкладке товара в магазине, его упаковке, передачи покупателю. Также количество кассиров – их недостаточное количество может провести к образованию очередей, недовольству покупателей, а, как следствие, потери покупателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экономический анализ издержек обращения как необходимое условие их оптимизации
 

     Анализ  издержек обращения торгового предприятия  является предпосылкой их экономически обоснованного планирование на будущий  год. Задачей анализа издержек обращения  является изучение текущих затрат за ряд лет. Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли – продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.

     Полный  анализ издержек обращения необходимо проводить не реже одного раза в  квартал, а неполный – ежемесячно. При этом целесообразно ежедневно, в крайнем случае еженедельно, сравнить произведенные затраты с допустимыми, нормативными, прогнозируемыми, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью. Анализ ежемесячных отклонений занимает первое место среди срочных работ, выполняемых в конце месяца. Он включает три этапа: обнаружение отклонений и их денежную оценку; установление причин, вызвавших эти отклонения; распределение ответственности.

     Анализ  издержек обращения проводится по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего бухгалтерского учета, первичных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений.

     В ходе анализа выявляют факторы, закономерности и тенденции, повлиявшие на изменение  издержек обращения в базисом  периоде, и определяют их возможное  влияние в планируемом году; выявляют непроизводственные расходы и потери; изыскивают резервы экономии расходов для их учета в планируемом году.

     Задачами  полного анализа издержек обращения  является определение:

    • Ожидаемых (фактических) уровней выполнений плана издержек обращения и суммы затрат по общему уровню и по отдельным статьям,
    • Динамики и степени выполнения пана по издержкам,
    • Размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня издержек обращения по сравнению с плановым уровнем,
    • Величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям,
    • Изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых,
    • Изменений в издержках обращения подведомственных предприятий,
    • Издержкоемкости отдельных видов товаров, размера различий в сравнении с издержками конкурентов.

     Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения (или в  динамике) представляет собой абсолютную экономию (перерасход). Однако на основе абсолютных отклонений нельзя объективно оценить выполнение плана по издержкам  обращения. С перевыполнением плана товарооборота растет сумма издержек обращения, и, наоборот, уменьшение объема товарооборота, как правило, приводит к их абсолютной экономии. Анализ выполнения плана по издержкам обращения следует увязывать с объемом товарооборота, то есть изучать из не по общей сумме, а по относительному уровню (в процентах к обороту), для чего вычисляют следующие показатели; [3, с. 25-26]

    1. Абсолютная сумма расходов. Этот показатель используют при оценке совокупных издержек обращения и их величины по отдельным статьям затрат.
 

    А эк./пер = ИО факт – ИО план. 

    1. Уровень издержек обращения – показатель издержкоемкости. Его находят по общему объему и  отдельным статьям. Его величина характеризует размер затрат на 100 рублей товарооборота.
 

    Jn= (Сумма ИО/Товарооборот) * 100 

    1. Отклонение  относительного уровня издержек обращения. Этот показатель показывает, на сколько  процентов изменился уровень издержек обращения.
 

О = J факт - J план 

    1. Темп изменения, показывает, на сколько процентов изменился уровень издержек обращения по отношению к планируемому периоду.
 

Т = (J факт - J план / J план) * 100 

    1. Показатели  эффективности использования потребленных ресурсов (издержек обращения).
 
      1. Издержко  – отдача. Этот показатель показывает, какой товарооборот приходится на 100 рублей затрат.
 

ИОт.=(Товарооборот/Сумму  издержек) * 100 

      1. Издержко  – рентабельность, показывает сколь  прибыли приходится на 100 рублей затрат.
 

ИРент.=(Прибыль/Сумму  издержек) * 100 

    1. Индексные показатели. Сравниваются показатели своей организации и показателями конкурирующей организации.
 
      1. Индекс  конкурентоспособности.
      2. Индекс сравнения
 

J=J своей орг. / J конк. орг. 

    1. Удельный  вес. Рассматривается удельный вес  каждого вида издержек обращения по отношению к общей сумме.
 

    Уд.вес = ИО по отд. статье / Сумму издержек 

     По  итогам анализа составляется пояснительная  записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих затрат в  торговле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  издержек обращения  по общему уровню в магазине «Декор»
 

     В своей работе я рассмотрю один из магазинов. Магазин расположен в спальном районе г.Новосибирска, общая площадь около 800 кв.м.

     Анализ  проводится на данных планируемого и  исполненного бюджет за 2006г. 
 
 
 

 

     

     Данные  для проведения анализа 

     Таблица 1

      Планируемые Данные по товарообороту  и издержкам обращения  за 2006г. по магазину
                                 
        Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Итого за год
    Товарооборот 18 713 664 19 982 265 15 405 980 18 207 86254 21 091 749 20 836 193 20 836 193 19 800 202 18 989 248 20 528 991 19 825 853 25 754 040 239 972 242
    Издержки  обращения 2 340 555 2 502 854 2 269 001 2 459 178 2 367 909 2 350 815 2 488 302 2 331 422 2 319 866 2 505 497 2 362 929 2 486 749 28 785 077
      Транспортные  расходы 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 60 000
      Расходы на оплату труда 1 099 226 1 246 964 1 068 602 1 230 267 1 122 098 1 117 962 1 254 999 1 110 010 1 102 319 1 252 108 1 110 191 1 165 973 13 880 719
      Расходы на содержание зданий 904 694 904 694 901 726 898 081 883 243 875 330 873 663 873 663 879 104 897 275 904 694 904 694 10 700 861
      Амортизация основных средств 82 667 82 667 82 667 82 667 82 667 82 667 82 667 82 667 82 667 82 667 82 667 82 667 992 004
      Расходы на содержание основных средств 17 862 17 862 17 862 17 862 16 506 16 506 16 506 16 506 16 506 16 506 16 506 16 506 203 496
      Износ санитарной и специальной одежды 11 592 11 592 11 592 11 592 11 592 11 592 11 592 11 592 11 592 11 592 11 592 11 592 139 104
      Расходы на упаковку товаров 117 289 125 241 96 558 114 119 132 192 129 437 130 593 124 099 119 017 128 667 124 260 161 416 1 502 888
      Недостачи и  потери 97 487 104 096 80 256 94 852 109 873 107 583 108 544 103 147 98 923 106 944 103 281 134 163 1 249 149
      Прочие расходы 4 738 4 738 4 738 4 738 4 738 4 738 4 738 4 738 4 738 4 738 4 738 4 738 56 856
 
 

Таблица 2

        Фактические Данные по товарообороту  и издержкам обращения  за 2006г. по магазину
                                   
          Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Итого за год
      Товарооборот 18930350 18228638 13988170 10636345 15431780 12987560 13478290 11378910 10982760 11389208 10982478 15271890 163 686 379
      Издержки  обращения 3715816 2062131 2165608 2100766 2058078 2255875 2113004 2122751 2071697 2201504 2117770 2156984 27 141 984
        Транспортные  расходы 11600 12000 11100 37250 15000 13800 12600 11100 11100 11600 11600 15000 173 750
        Расходы на оплату труда 1143104 924323 937292 959154 980154 1102678 990367 950367 923780 910267 900478 910765 11 632 729
        Расходы на содержание зданий 2308560 827338 910109 829383 801360 800340 850340 870980 900450 900130 900100 890100 11 789 190
        Амортизация основных средств 82667 82667 82667 82667 82667 82667 82667 82667 82667 82667 82667 82667 992 004
        Расходы на содержание основных средств 18399 7040 89821 7884 11287 28950 3050 8340 12640 15600 12420 13820 229 251
        Износ санитарной и специальной одежды 10430 10430 10430 10430 10430 10430 10430 10430 10430 10430 10430 11500 126 230
        Расходы на упаковку товаров 32082 118923 51643 125978 120600 119450 110350 130567 98650 110360 110729 150781 1 280 113
        Недостачи и  потери 108974 79410 72546 48020 36580 97560 53200 58300 31980 160450 89346 82351 918 717
        Прочие расходы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
 
 
 

.  

Анализ  представленных данных:

    1. Сравним запланиремые и фактические показатели товарооборота и издержек обращения:

                                                                                                                                        Таблица 3

      Показатели Ед.измерения План Факт % выполнения Отклонения
      Товарооборот руб. 239 972 242 163 686 379 0,682 -76 285 863
      Издержки  обращения руб. 28 785 077 27 141 984 0,943 -1 643 093

     \

     Из  представленной Таблицы 3 можно сделать  вывод:  

    1. План по товарообороту не выполнен (на 31,7 %), сумма отклонения составляет 76 285 863,00 рублей.
    2. Издержки обращения фактически оставили на 5,7 % меньше, чем было запланировано, что составляет

          1 643 093,00 рублей  

    1. Найдем  уровень издержек обращения по плану  и по факту – показатель издержкоемкости:
 

                                                                                         Таблица 4

      Показатели Ед.измерения План Факт
      Товарооборот руб. 239 972 242 163 686 379
      Издержки  обращения руб. 28 785 077 27 141 984
      Издержкоемкость % 11,995 16,582

Информация о работе Издержки обращения в торговле: оценка и пути оптимизации