Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблематики современного аудита, проработка основных этапов развития и причин, породившие в нашей стране такое явление, как аудит, а также связанные с ним проблемы.
Обнаруживается сходство в том,
как аудитор и ревизор
Сближает аудит и ревизию по их роли в укреплении финансовой дисциплины тот факт, что правоохранительные органы в определенных случаях могут прибегать к услугам не только государственных ревизоров, но и аудиторов.
Наряду со сходством, аудит имеет ряд отличий от такого финансового контроля как ревизия. Их отличия заключаются в следующем:
3. Организация и регулирование
аудиторской деятельности в
Ведущие страны развитого рынка в Европе и Америке имеют многовековой опыт проведения аудита. Как развитый институт правовой экономики и современного гражданского общества аудит сформировался именно на Западе.
Международная теория и практика аудита
складывалась в условиях конкурентной
борьбы. На Западе все это сопровождалось
соответствующими исследованиями и
широкими публичными обсуждениями этих
исследований. В результате к настоящему
времени создана прочная
В целом действующие системы организации и регулирования аудиторской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой – Соединенных Штатах Америки, Швеции, Франции, Германии – определяются, главным образом, национальными традициями аудита, учитывающими специфику каждой страны, систему ее государственного устройства, уровень экономики, традиции общественного самоуправления и т. д. [6]
В этой связи интересным для изучения вопросом становится подготовка высококвалифицированных аудиторов в развитых странах. Так, например в США экзамены на дипломированного общественного бухгалтера обычно проводятся 2 раза в год. Письменный экзамен по 4-м направлениям: аудит, бухгалтерская практика, теория бухгалтерского учета и хозяйственное право – продолжается 2,5 дня. Знания по таким предметам, как профессиональная этика, юридическая ответственность аудиторов, федеральные налоги и доходы и количественные методы бухгалтерского учета, проверяются в качестве составляющих перечисленных 4-х направлений. Только около 10% экзаменующихся сдают экзамен с первого раза.[13]
В странах ЕС необходимым требованием для претендента на звание аудитора является соответствующее гражданство, диплом о высшем образовании или стаж работы в качестве ассистента аудитора или бухгалтера не менее 10 лет (во Франции – 15). К экзаменам не допускаются лица, не имеющие права занимать общественную должность вследствие приговора суда, при наличии психического заболевания, а также находящиеся в запутанном финансовом положении.
В России для получения права
заниматься аудиторской деятельностью
физическое лицо должно пройти аттестацию
и получить от уполномоченного органа
специальный документ – квалификационный
аттестат аудитора. К аттестации допускаются
лица, имеющие экономическое или
юридическое (высшее или среднее
специальное) образование, а также
стаж работы не менее трех лет из
последних пяти в качестве аудитора,
специалиста аудиторской
Хорошим примером для российских Аудиторско-Консалтинговых Групп может стать обязательное страхование аудиторской ответственности, столь широко практикуемое на Западе.
Пока же в большинстве своем
она носит характер статьи экономии
российских АКГ, т.к. в настоящее
время ответственность
К слову сказать, не уйти будет и от членства в профессиональных аудиторских организациях. Учитывая, что на них с принятием Закона «об аудиторской деятельности» ляжет дополнительная нагрузка по контролю качества услуг своих членов, а также помощи в разработке стандартов, можно ожидать, что взносы за членство увеличатся.
4. Основные проблемы развития аудита в России
4.1 Юридические основы российского аудита
Итак, аудит как вид деятельности в России состоялся. Но, к сожалению, как уже говорилось, наши аудиторы еще не в должной мере признаны за рубежом, и аудит российской компании, даже очень известной, не является ни для иностранцев, ни для соотечественников неоспоримым. Причина этого в том, что российскую отчетность не всегда могут понять иностранные инвесторы, акционеры, кредитные организации и, соответственно, на ее основе принять адекватное решение по покупке и продаже ценных бумаг, оценить способность компании выплачивать дивиденды, погасить в срок задолженность и т.д. Все это требует внесения в законодательную базу российского учета и аудита соответствующих корректив, обеспечивающих их «прозрачность» для иностранных граждан.
Справедливо сказать, что это только
одна из множества проблем, связанных
сегодня с осуществлением аудиторской
деятельности в России. Однако столь
же справедливым будет утверждение:
большую их (проблем) часть разрешается
путем принятия Федерального закона
«Об аудиторской деятельности».
Вообще в России система нормативного
регулирования аудиторской
В основе этой системы находится Закон об аудиторской деятельности. Бесспорное достоинство документа состоит в преемственности Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263. Они в свое время сыграли важную роль в становлении данного вида бизнеса, но сейчас уже не отражают всего накопленного практикой опыта и содержат очевидные пробелы в регулировании аудиторской деятельности.
Основы пруденциального
На сегодняшний день структура документа выглядит следующим образом:
1) Общие положения.
2) Осуществление аудиторской
3) Участники аудиторской
4) Аттестация на право
5) Регулирование аудиторской
6) Переходные и заключительные положения.
Федеральный закон решает ряд сложившихся
проблем в развитии аудита. Например,
широко известно, что в последнее
время появилось очень много
так называемых «черных аудиторов»
– фирм, которые получают лицензии
на осуществление аудиторской
Также новым в законопроекте
является попытка предусмотреть
контроль качества аудита, осуществление
которого может быть проведено как
федеральным органом
Законопроект значительно
Они не вправе передавать
эти документы или их копии
каким бы то ни было третьим
лицам либо разглашать устно
содержащиеся в них сведения
без письменного согласия лица,
подлежащего аудиту, вне зависимости
от того, принесет ли передача
документов или разглашение
Впервые вводится понятие заведомо
ложного аудиторского заключения, под
которым понимается заключение, составленное
без проведения аудиторской проверки
или явно противоречащее содержанию
документов, полученных и изученных
аудитором в ходе проверки. Соответственно,
предусматривается
В плане опять-таки повышения ответственности
аудитора законопроект предусматривает
также, что аудитор или аудиторская
организация обязан заключать договор
страхования своей гражданско-
Необходимо отметить, что были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Здесь конкретизируются меры уголовных и административных наказаний за допущенные аудитором нарушения. Но при всей своей актуальности настоящий Законопроект все же несовершенен. Например, наблюдается его непоследовательность в отношении аудиторов-индивидуалов.
Исходя из содержания ст. 2 они могут прекратить свою деятельность в этом статусе. Поскольку там упоминаются только аудиторские организации, то естественен вывод, что аудиторам можно работать только в их составе. Но в ст. 21-22 упомянуты еще самостоятельно работающие аудиторы, причем в ряде статей (22, 30 и др.) подразумевается либо прямо предусмотрена выдача лицензий индивидуальным предпринимателям.[1]
К данной норме, по мнению многих аудиторов,
а также представителей власти, нужно
отнестись более серьезно. Здесь
не должно быть двусмысленности. Накопленный
опыт показывает, что повышение уровня
требований к качеству аудита и степени
ответственности аудитора, в том
числе и материальной, возможно только
в отношении юридических лиц
– да и то не всяких, а обладающих
солидным уставным капиталом. Данные требования
позволили бы резко повысить размер
возможной имущественной
4.2 Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту
Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиальные группы нормативных документов.
Разработка стандартов аудита в
Российской Федерации была начата в
первой половине 90-х гг. Их разработчиками
были назначены ведущие научно-