Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:14, контрольная работа
История экономики — наука, изучающая экономическую сферу жизни людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней.
Объект изучения — экономические модели, с помощью которых организуется хозяйственная жизнь человека
История экономики — наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин — истории и экономики.
Традиционная история как научная дисциплина изучает преимущественно хронологию таких важных событий, как революции, восстания, войны, научные открытия, деятельность выдающихся политиков, воинов и ученых, а также пытается выявить причинно-следственные связи между событиями социально-политической жизни страны.
1.Предмет «Истории экономики». Междисциплинарный характер историко-экономической науки.
2. Мировоззренческая, гуманистическая, прогнозирующая функции истории экономики.
3. Проблема периодизации истории экономики. Черты хозяйственной эволюции. Различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики.
4.Источники для изучения истории экономики.
Раздел III. Постиндустриальная экономика
Вторая половина XX в. ознаменовалась качественными изменениями в развитии мировой экономики. Рассматриваемый период можно условно разделить на два основных этапа. Первый начался в момент окончания Второй мировой войны и продолжался до начала 1970-х годов. Его наиболее яркой характеристикой являются невиданные темпы развития индустриальных стран, достигшие своеобразной вершины к 1970-м годам, а также первые проявления кризиса индустриальной модели. С момента окончания послевоенного восстановительного периода темпы роста среднемирового валового продукта с 1950 по 1973 г. были в 3 раза выше, чем в первой половине XX в., а темпы роста международного торгового оборота равнялись соответственно 7 и 1,3 %.
Второй этап ознаменован попытками преодоления структурного кризиса на пути трансформации экономики ведущих стран в постиндустриальное состояние и характеризуется заметным падением темпов роста, чередой глубоких кризисов.
Лекция 9.Основные тенденции развития мирового хозяйства после Второй мировой войны и варианты его трансформации
1.Экономические итоги Второй мировой войны
2. Международные валютные
3.Страны Европы — от
4.Новый центр деловой активнос
5.Системный кризис 1970-х — начала 1980-х годов и его последствия
6.Научно-техническая революция
7.Становление глобальной
1.Экономические итоги Второй мировой войны
Более 55 млн человек погибло, более 100 млн осталось инвалидами. Совокупные расходы воюющих государств превысили 900 млрд долларов США в текущих ценах. Европа к концу войны обеспечивала себя лишь на треть от необходимого уровня производства промышленных товаров и от 25 до 60 % сырья. Транспорт был полностью дезорганизован. Было уничтожено 90 % японского флота, более 80 % французского парка локомотивов, более 70 % мостов и дорог. В Германии было разрушено 40 % жилья, в Великобритании — 30 %, во Франции — 20 %, в Японии — 25 %. Промышленное производство сократилось более чем на треть к предвоенному уровню, в т. ч. в Японии — в 5 раз, в Германии — в 2,5 раза.
При этом численность занятых в США возросла с 54 млн человек в 1940 г. до 64 млн в 1945 г., а объем промышленной продукции возрос в 1,5 раза. К концу войны на долю США приходилось более 1/2 мирового ВВП и промышленного производства и 2/3 мирового золотого запаса. ВВП Швеции увеличился за годы войны на 25 %, Швейцарии — на 33 %. К тому же швейцарские банки стали хранителями нацистского золота, сыгравшего не последнюю роль в превращении этой страны в мировой банковский центр.
Создание ООН
25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций — крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов из 50 стран. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Сан-Францисская конференция была заключительным шагом в создании ООН.
Инициаторами создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были державы антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритания. Члены ООН обязались принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и пресечения актов агрессии, договорились разрешать свои споры мирными средствами, избегая угрозы силой или применения силы. Они решили развивать дружественные отношения между собой на основе уважения, равноправия и самоопределения народов, сотрудничать в разрешении экономических, социальных и культурных проблем, поощрять уважение к правам человека.
План Маршалла
К началу 1947 г. в Европе сложилась весьма тревожная ситуация. Значительные разрушения военного времени, огромная задолженность, превышавшая 7 млрд долларов, холодная зима, апатия значительной части населения привели континент на грань голода и новых социальных потрясений. С другой стороны, имелась довольно-таки развитая рыночная инфраструктура, богатые традиции предпринимательства еще не были забыты, рабочая сила не потеряла квалификацию, а буржуазные ценности, основанные на «священности» частной собственности, глубоко укоренились в психологии значительной части населения. Для восстановления экономического роста необходим был внешний импульс — единовременное вливание в экономику материальных и финансовых ресурсов, которое не только позволило бы запустить экономический механизм, но и восстановило бы психологические силы европейских наций, дав им надежду на лучшее будущее. Осуществить такое вливание могли в тот период только Соединенные Штаты.
В июне 1947 г. Госсекретарь США генерал Джордж Маршалл выдвинул план помощи европейским государствам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации финансового обращения, снятию напряженности в политической сфере. В апреле 1948 г. Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам и осуществление плана Маршалла началось. За 4 года (1948—1951) западноевропейские страны (прежде всего, Британия, Франция, Германия и Италия) получили помощь на 17 млрд долларов США в текущих ценах (более 150 млрд в ценах конца столетия), из которых 70 % пришлось на топливо и продовольствие. Американский экспорт за этот период возрос на 60 %, европейский — на 50 %. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60—200 %. В 1951 г. европейский ВВП на 15 % превысил довоенный уровень.
Изначальными условиями предоставления помощи были отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов. Позднее к ним добавились ограничения в торговле со странами соцлагеря и предоставление территорий для размещения американских военных баз.
План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели:
СЭВ
Коммунистические страны были отгорожены от остального мира «железным занавесом». Опираясь на военную силу, СССР диктовал этим странам линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней политике. Однако их послушность объяснялась не только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства социализма, но и огромной материальной помощью СССР. За 1945—1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 3 млрд долларов США. Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с образованием Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
2. Международные валютные
отношения. Бреттон-Вудская
Первые международные валютные соглашения были заключены в 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе. Для стран-участниц Бреттон-Вудской системы была введена система корректируемых фиксированных курсов валют. Курсы валют фиксировались на уровне, позволяющем странам реализовать свои внутренние программы развития. Если через какое-то время не удавалось привести равновесные курсы к фиксированным, фиксированный курс корректировался.
Курсы валют были привязаны к доллару США, доллар США — к золоту и свободно на него обменивался. Однако при разных темпах экономического развития стран-участниц было тяжело поддерживать систему жестких курсов, что привело в конечном счете к ограничению международной торговли.
В 1971 г. доллар США девальвировался, Бреттон-Вудская система распалась. Была введена система управляемых плавающих курсов (отклонение до 2,5 %). Но многие страны и сейчас не пускают свои валюты в «свободное плавание», а стараются поддержать определенную связь между ними и одной из «главных» валют.
Международный валютный фонд (МВФ). Был создан на Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Официальными целями МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.
В настоящее время в МВФ входит более 170 стран, капитал фонда составляет более 150 млрд долларов США (около 30 % приходится на долю США, по 5—6 % — на Великобританию, Францию, Германию и Японию, 4 % на Саудовскую Аравию, по 2,5—3,5 % — на Италию, Канаду, Голландию и Китай).
Советскому Союзу было предложено вступить в МВФ еще в 1946 г., с третьей по величине долей после США и Британии, но Сталин отверг это предложение, так же как предложение использовать рубль в международных расчетах наряду с долларом при курсе 1:1. Россия была принята в МВФ в 1992 г. с шестой по величине долей участия.
Международный (Всемирный) банк реконструкции и развития (МБРР, или ВБРР). Специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса определяются квотой страны в капитале банка. Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит «большой семерке».
Официальная цель деятельности банка — оказание финансовой и организационной помощи странам-участницам на компенсационной основе. Первоначально МБРР аккумулировал средства для стимулирования частных инвестиций в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 1950-х годов деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Источник средств — акционерный капитал, размещение облигационных займов, продажа облигаций.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры — энергетику, транспорт, связь.
3.Страны Европы — от возрождения к интеграции
Великобритания
Потери Англии в войне не были столь ощутимыми, как в других европейских странах, на территории которых велись военные действия. Уже в 1948 г. ее промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 г. общий индекс промышленного производства превзошел его на четверть. Главным следствием войны стало существенное ослабление финансово-экономических позиций Великобритании по отношению к США, куда перекочевала значительная часть золотого запаса страны в результате оплаты военных поставок, при росте общей внешней задолженности Англии более чем в 7 раз по сравнению с довоенным периодом. Значительный урон был нанесен английскому экспорту и торговому флоту. Потеря господствующего положения в мире не могла не оказывать влияния на политику послевоенных правительств, стремившихся восстановить статус ведущей хозяйственной державы.
Экономическую политику
правительства в 1950—1960-х годах
определял постоянно
Немаловажным фактором, влиявшим на экономическое развитие Англии, стал распад ее колониальной системы. Поиски новых форм и методов взаимоотношений с бывшими колониями привел к созданию организации, получившей название Британского Содружества, в рамках которого Англии удалось отстоять свои экономические интересы и превратиться в метрополию без колоний.
В условиях послевоенного кризиса на парламентских выборах 1945 г. победили левые партии во главе с лейбористами, пришедшими к власти с программой национализации ряда отраслей хозяйства, установления жесткого контроля над монополиями, развития социальной сферы. На основе предвыборных программ в 1946—1951 гг. была проведена частичная национализация базовых отраслей хозяйства — энергетики, транспорта, угольной и сталелитейной промышленности — и ряда сфер инфраструктуры. В результате около 20 % британской промышленности оказалось под непосредственным контролем государства, к которому помимо всего прочего перешли Английский банк, авиационные компании, аэропорты и автомобильные дороги. Следует отметить, что национализация частной и корпоративной собственности проводилась исключительно в форме выкупа, зачастую на весьма выгодных для бывших владельцев условиях.
Национализация предоставила британскому правительству возможность контроля над инвестициями, что, в свою очередь, создавало условия для борьбы с депрессивным состоянием хозяйства. Она предоставила возможности для достижения приемлемого общего уровня занятости и рационализации отстающих угольной и металлургической отраслей. Однако эти возможности не были реализованы из-за отсутствия в стране государственной системы управления национализированными отраслями. Среди достижений правительства лейбористов следует отметить и активизацию социальной политики государства, которая выразилась во введении новой системы социального страхования, развитии муниципального жилищного строительства и др. Однако социальная политика государства ограничивалась серьезными бюджетными проблемами. На нее повлияла череда кризисов.