Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:14, контрольная работа
История экономики — наука, изучающая экономическую сферу жизни людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней.
Объект изучения — экономические модели, с помощью которых организуется хозяйственная жизнь человека
История экономики — наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин — истории и экономики.
Традиционная история как научная дисциплина изучает преимущественно хронологию таких важных событий, как революции, восстания, войны, научные открытия, деятельность выдающихся политиков, воинов и ученых, а также пытается выявить причинно-следственные связи между событиями социально-политической жизни страны.
1.Предмет «Истории экономики». Междисциплинарный характер историко-экономической науки.
2. Мировоззренческая, гуманистическая, прогнозирующая функции истории экономики.
3. Проблема периодизации истории экономики. Черты хозяйственной эволюции. Различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики.
4.Источники для изучения истории экономики.
Кризис сопровождался социальными потрясениями. Заработная плата наемных работников снизилась более чем в 2 раза. Неуклонно росла безработица. В конце 1933 г. количество безработных в США достигло 17 млн человек, уровень безработицы составил 25,2 %.
Страну охватили массовые выступления различных слоев населения. Был создан Национальный совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовало 1,2 млн безработных. В горнодобывающей, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила 1 млн человек. Организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (1931—1932), поход ветеранов Первой мировой войны (1932). Была создана стачечная ассоциация фермеров. Активизация массовых социальных протестов вызвала напряжение политической обстановки. Даже представители деловых кругов осознавали несостоятельность республиканской администрации. На проходивших в 1932 г. президентских выборах убедительную победу одержала демократическая партия, возглавляемая Ф.Д. Рузвельтом. На выборах за него отдали голоса 22,8 млн человек, а за Г. Гувера — 15,7 млн человек. Рузвельт предложил для выхода из кризиса набор реформ, вошедших в историю под названием «Новый курс».
«Новый курс» администрации Ф. Рузвельта
Выражая интересы монополистической буржуазии, правительство Ф. Рузвельта встало на путь осуществления целой системы государственных мероприятий в экономической и социально-политической областях. Чтобы преодолеть последствия кризиса, оно пыталось смягчить обострившиеся противоречия капитализма США. Эта система получила практическое выражение в «новом курсе» Рузвельта. Ее теоретической основой стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, обосновавшего необходимость участия государства в регулировании хозяйственной жизни.
Прежде всего, были проведены финансовая и банковская реформы. В начале ее осуществления Ф. Рузвельт ввел чрезвычайное положение и закрыл все банки. 9 марта 1933 г. была создана чрезвычайная сессия конгресса, которому предложили утвердить Чрезвычайный закон о банках. Несмотря на то что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на этот шаг. В принятом единогласно законе предусматривалось возобновление функций банков и получение правительственных кредитов из Федеральной резервной системы.
Экспорт золота запрещался. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы. Ранее созданная Реконструктивная корпорация расширяла свои операции. За первые два года «Нового курса» сумма выданных ею займов превысила 6 млрд долларов США. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.
Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание снизилось на 41 %. Примененный правительством Рузвельта метод девальвации доллара заслуживает особого внимания. Девальвация затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн долларов. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят Закон о золотом резерве, устанавливавший новую цену на золото, которая существовала до 1971 г.
Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшились задолженности монополий правительству, расширились экспортные возможности страны. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков была создана Корпорация по страхованию банковских вкладов. Введение государственного страхования повысило доверие вкладчиков и остановило отток вкладов из банков.
В законодательстве «нового курса» важнейшее место занимал закон о восстановлении национальной промышленности. При участии монополистов для всех отраслей индустрии вырабатывались «кодексы честной конкуренции». Они устанавливали объем производства, цены на продукцию, размеры заработной платы, регулировали рынки сбыта и т. д. Национальная администрация восстановления (NRA) пыталась осуществить плановое сокращение производства, обеспечив корпорациям выход из кризиса с наименьшими потерями.
Конгресс учредил
В целях сокращения безработицы правительство осуществляло программу общественных работ. Безработные привлекались на строительство мостов, дорог, стадионов. Создаются трудовые лагеря для безработной молодежи.
Под воздействием рабочего и демократического движения «новый курс» в 1935 г. вступил во второй этап, когда был осуществлен ряд социальных реформ, в частности проведено рабочее законодательство. Конгресс принял закон о трудовых отношениях (закон Вагнера). Он закрепил за рабочими право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров с предпринимателями. Впервые в США был принят закон о социальном страховании, предусматривавший пособие по безработице и пенсию по старости. Специальным законом устанавливался минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочей недели (был предусмотрен также постепенный переход к 40-часовой рабочей неделе).
В 1937 г. США вновь охватил экономический кризис, из которого удалось выйти лишь после начала Второй мировой войны.
4.Экономика Германии в 1920—1930-х годах
Частичная стабилизация экономики Германии имела более шаткую основу, чем в других капиталистических странах, поскольку одним из ее основных источников служил приток иностранного капитала, главным образом из США и Великобритании. Помимо получения от своих вложений сверхприбылей, США и Англия помогали восстановлению военно-промышленного потенциала Германии. Этим планам отвечало и благоприятное для немецких монополий решение репарационного вопроса. Германия, выплатившая в течение 1924—1931 гг. в счет репараций 11 млрд марок, получила займов и прямых капиталовложений в экономику на сумму 26 млрд марок.
Своеобразный «золотой дождь» иностранных займов был использован немецкими капиталистами для модернизации индустрии. В Германии возникли новые мощные монополии. В Голландии, Швейцарии, Испании и других странах на предприятиях, находившихся под контролем немецких монополий, строились военные самолеты и подводные лодки для Германии. В этих условиях Германия вышла на 1-е место по объему промышленной продукции среди капиталистических стран Европы.
С середины 1931 г. многие финансовые магнаты Германии стали добиваться передачи власти Гитлеру — лидеру СДПГ, т. к. они еще в начале 1920-х годов оказывали покровительство и денежную помощь нацистам. 30 января 1933 г. Гитлер был назначен рейхсканцлером, а весной — летом 1933 г. в основном завершилось формирование фашистского режима. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Более того, эти законы могли не соответствовать конституции. Гитлеровская диктатура утвердилась на социально-политической основе монополистического капитализма и вскоре приступила к осуществлению системы мер по государственному регулированию экономики. Основной чертой капитализма в гитлеровской Германии стало всеобщее регулирование государством всей экономики с целью подготовки к войне.
Милитаризации экономики Германии способствовали многие крупные монополии Великобритании и США. Широко развернувшееся производство различного вида вооружений обеспечило немецким военным концернам невиданный рост прибылей. Укрепление монополий вело к массовому разорению мелких и средних предпринимателей.
Вопросы для самопроверки
Термины и основные понятия: Экономические последствия Первой мировой войны. Образование двух полюсов в мировом хозяйстве. Версальская система. Изменения в соотношении сил в мировой капиталистической экономике. Период стабилизации. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг.: эпицентр экономических, социальных потрясений, обострение политической ситуации в ведущих капиталистических странах.
США. Либерально-реформистский вариант. Новаторский характер реформ правительства Ф.Д. Рузвельта. Прямое вмешательство государства в экономику: направления, границы. Сферы и методы косвенного регулирования. Организация системы социального обеспечения. Долгосрочные последствия реформ.
Германия. Тоталитарный вариант. Крах Веймарской республики, установление фашистской диктатуры. Всеобщая милитаризация, монополизация государством функций контроля и управления экономикой. Рост масштабов государственного хозяйства. Трудовая повинность, социальная политика правительства
Англия. Политика «регулируемых денег». Программа «национальной экономии». Отмена золотого стандарта. Создание стерлингового блока. Протекционизм, контроль за внутренними ценами.
Франция. Попытка создания смешанной экономики: экономическая программа Народного фронта, начало ее реализации, свертывание.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник
Дополнительная литература
Лекция 8.Становление экономической системы государственного социализма в СССР
1.Политика «военного коммунизма»
2.Новая экономическая политика (НЭП)
3.Свертывание НЭПа и
1.Политика «военного коммунизма»
С началом Гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции Советская страна была объявлена единым военным лагерем и установился военный режим, целью которого было сосредоточение в руках государства всех имевшихся ресурсов и спасение остатков хозяйственных связей.
Эта политика, получившая позднее название «военный коммунизм», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и представляла собой проведение трех основных групп мероприятий:
В сложившейся обстановке ускорился процесс вызревания идеи о немедленном построении бестоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Поэтому в конце 1920 — начале 1921 г. целенаправленно проводились «военно-коммунистические» мероприятия. Резко усиливалась централизация управления. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального использования наличных ресурсов. Верховным органом стал с 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны, который был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и теснейшую координацию работы ведомств.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия в это время начала определять перспективы развития страны, что нашло выражение в плане ГОЭЛРО (декабрь 1920) — первом перспективном народно-хозяйственном плане. План предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства — отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение 10 лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении численности рабочих всего на 17 %. Намечалось строительство 30 крупных электростанций. Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о том, чтобы на этой основе перевести экономику на интенсивный путь развития. Главным было обеспечение быстрого роста производительности труда при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов страны.