Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:14, контрольная работа
История экономики — наука, изучающая экономическую сферу жизни людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней.
Объект изучения — экономические модели, с помощью которых организуется хозяйственная жизнь человека
История экономики — наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин — истории и экономики.
Традиционная история как научная дисциплина изучает преимущественно хронологию таких важных событий, как революции, восстания, войны, научные открытия, деятельность выдающихся политиков, воинов и ученых, а также пытается выявить причинно-следственные связи между событиями социально-политической жизни страны.
1.Предмет «Истории экономики». Междисциплинарный характер историко-экономической науки.
2. Мировоззренческая, гуманистическая, прогнозирующая функции истории экономики.
3. Проблема периодизации истории экономики. Черты хозяйственной эволюции. Различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики.
4.Источники для изучения истории экономики.
Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация производства, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. Возникли новые отрасли промышленности: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства. Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т. п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения. В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выделилось сталелитейное производство. На заводах Г. Форда в 1912—1913 гг. впервые был применен конвейер. Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства — танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.
В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи; увеличилась протяженность телеграфных линий.
Отраслями-лидерами на рубеже веков стали нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ.
Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная.
Государственная собственность образовывалась двумя основными способами: за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий. В конце XIX — начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света, второй использовался в странах переселенческого капитализма. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей, служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу Первой мировой войны Россия занимала 1-е место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.
Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства — монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми — картель, синдикат, трест, концерн.
Причинами монополизации рынка, помимо возрастания минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия, являлись стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т. д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирование патентного права, различного рода махинаций и злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя.
Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторс») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом — «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали.
Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей. Добиваясь удовлетворения своих интересов, тресты и банки подкупали членов правительства, чиновников, судей, проводили послушных им кандидатов на выборные должности. Хозяева банков и трестов сами стали занимать многие высшие должности в стране. Угодные им должностные лица получали крупные пакеты акций, посты в руководстве трестами и банками. Так финансовая олигархия срасталась с государственным аппаратом.
Рост масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции неизбежно требовали расширения рынка. Возросло значение внешней торговли: с 1891 по 1910 г. вся международная торговля выросла в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменение мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.
Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, недаром эту страну называли «мировым ростовщиком». Помимо процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны — Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции.
Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долларов США, Франция вывезла 10 млрд, Германия — 5 млрд, США — лишь 0,5 млрд долларов.
В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы — от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включались государства, изменявшие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стала растущая товарность сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.
Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией — созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на побережье Тихого океана. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства (Бельгия, Голландия, Португалия, Испания) приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преуспела Англия, которая за 1884—1900 гг. приобрела 3,7 млн квадратных миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захватившая территорию в 3,6 млн квадратных миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше — 1 млн квадратных миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завершен территориальный раздел мира горсткой государств. В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые государства в Азии и Латинской Америке.
Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии — Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в конце XIX — начале XX в. определяли понятием империализм. Позже большее распространение получил термин «монополистический капитализм».
Борьба за ресурсы и сферы влияния привела к усилению внутри ведущих стран мира позиций офицерского корпуса и военной промышленности. Военно-промышленные нужды стали поглощать все большую часть ресурсов и долю бюджетов. Особенно сильна эта тенденция была в России, Германии и Японии, где военная служба стала единственной приемлемой сферой деятельности старой феодальной аристократии, лишившейся абсолютного права землевладения. Не способная к иной деятельности каста военных толкала правительства своих стран к попытке решения экономических проблем силовым способом. Тем более, что война рассматривалась ими как благородное дело, к тому же способное поднять их авторитет в обществе.
Идеологическая подготовка к войне сопровождалась созданием образа врага, угрожающего всей нации.
2. Экономические причины Первой мировой войны
Основной причиной войны было стремление монополий различных стран, в первую очередь Германии, осуществить передел (экономический и территориальный) мировых сфер влияния. Для этого Германия инициировала строительство железной дороги Берлин — Стамбул — Багдад, успешное завершение которого позволило бы ей прорваться к стратегически важному региону Персидского залива и оттуда угрожать британским интересам в Индии и французским в Африке.
Англо-французская коалиция с помощью войны хотела прекратить экономический рост в Германии, окончательно лишить ее колоний, сырья и рынков сбыта и таким образом вернуть себе лидирующие позиции в мире.
Дополнительной причиной стало желание за счет нагнетания военной истерии, а в будущем за счет дележа добычи сплотить нацию и отвлечь нижние слои общества от борьбы за свои экономические интересы. Особенно сильной такая мотивация была у Японии и России.
Великобритания
Великобритания по-прежнему оставалась одной из богатейших стран мира. Ей принадлежало 1-е место в мировой торговле и вывозе капитала. Английская валюта выполняла роль мировых денег, выступала в качестве расчетной единицы в мировых торговых сделках. Лондон являлся финансовым и торговым центром мира. Однако по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия начала отставать от США и Германии. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в Англии 2,1 %, в США — 4,2 %, Германии — 4,1 %. В начале XX в. Германия обогнала Англию по выплавке стали, США — по производству чугуна, стали и добыче каменного угля. Удельный вес Великобритании в мировом промышленном производстве снизился с 32 % в 1870 г. до 14 % в 1913 г., хотя само производство за этот период выросло в 2,3 раза.
Особое место среди английских монополий занимал ряд крупнейших компаний, связанных с эксплуатацией колониальных владений. Банковский капитал значительно опережал промышленность по темпам концентрации и централизации.
Основой британского капитализма являлась колониальная империя. Английские колонии компенсировали британскому капиталу отставание промышленного развития. Прибыли от вывоза капитала стали главной статьей национального дохода Англии. Они были в 4 раза больше дохода от собственно английской промышленности. До 75 % капитала направлялось в Британскую империю и слаборазвитые страны Латинской Америки, около 20 % — в США, почти 6 % — в страны Европы. Английский капитал финансировал железнодорожное и портовое строительство во всех районах мира, инвестировался в экспортные отрасли сельского хозяйства колоний. Увеличение экспорта капитала приводило к его нехватке внутри страны, особенно в новых отраслях и сельском хозяйстве.
Мелкие фермеры-арендаторы, составлявшие основную часть сельского населения, не имели средств для ведения хозяйства на современном агротехническом уровне. Урожайность их участков была низкой, а себестоимость продукции высокой. Они не могли конкурировать с более дешевой продукцией из США и колоний даже на рынке самой Англии. Число фермеров и площадь обрабатываемых земель с каждым десятилетием сокращались. Малая доходность сельского хозяйства удерживала предпринимателей от вложения капиталов в эту отрасль экономики. Аграрный кризис подтолкнул структурную перестройку сельского хозяйства. Англия теряла собственную аграрную базу. Она все больше зависела от ввоза продовольствия.
В 1870—1913 гг. Англия сохраняла лидерство в мировой торговле. Однако из экспортера она превратилась в мирового импортера сырья и продовольствия. За последнюю треть XIX в. импорт увеличился в 2 раза больше, чем экспорт, внешнеторговый баланс имел постоянное отрицательное сальдо. Вместе с тем платежный баланс неизменно был активным за счет доходов от вывезенного капитала, посреднических торговых и банковских операций, туризма.
Колониальное господство и лидерство в мировой торговле являлись важнейшими особенностями английского монополистического капитализма на рубеже двух столетий.
США
Промышленный центр мира смещался в США — в 1913 г. их доля в мировом промышленном производстве составила 36 %.
Бурное развитие экономики, начавшееся после окончания Гражданской войны, к концу XIX в. превратило США в мощную индустриально-аграрную страну. После Гражданской войны активизировалась колонизация Запада, возросла миграция населения. Городское население удваивалось каждые 20 лет. Важным фактором роста экономики стала аккумуляция в США наиболее энергичной рабочей силы из Европы. Всего за 1870—1900-е годы в страну прибыло 14 млн иммигрантов.