Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:12, реферат
Когда экономист приступает к историческому исследованию, он стремится, как всякий иной историк, упорядочить материал во времени, предложить какую-либопериодизацию истории. Можно, конечно, этого не делать, а просто излагать факты экономической жизни, предоставив читателю самому пытаться, если захочется, искать закономерности этапного движения человечества. Но тогда это будет не научный и тем более не методический труд, а просто хронологический справочник событий, что, впрочем, тоже небезынтересно.
Но у цивилизационного подхода, особенно в его крайних ортодоксальных формах, есть свои недостатки: неопределенность критериев при выделении цивилизаций и при определении степени развитости той или иной цивилизации; невозможность определить направление движения цивилизации при неявном признании прогрессивности этого движения; преувеличение возможностей отдельных личностей изменять ход истории. Даже само определение содержания цивилизации столь неопределенно и разнообразно, что трудно сделать выбор. Вот несколько образцов определений:
А. С. Ахиезер: цивилизация - основная типологическая единица человеческой истории. В основе типологии лежит практическое и духовное отношение человека к самому себе, к своему развитию, то есть уровень рефлексии, что выражается прежде всего в способности к самоизменению**.
Л. И. Семенникова: цивилизация - это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре***.
Ю. В. Яковец различает мировые и локальные цивилизации. Мировые цивилизации -этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства; по сути дела речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса, саморазвитие человечества. Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от него. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций****.
Не смея комментировать подробно
определения Ю. В. Яковца, сделаю предположение,
что его мировые цивилизации мало чем отличаются от марксистской общественно-
Для марксистов формация - это "общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером"*. Только марксисты твердо придерживаются идеи о том, что каждой формации соответствует присущий ей способ производства как исторически определенное единство производительных сил и производственных отношений, а также политических, юридических, национальных, семейных, идеологических проявлений общественной жизни. "Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет,- писал К. Маркс. - Возьмите определенный уровень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена (commerce) и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов,- словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества"**.
Сравните определения
К. Маркса и Ю. В. Яковца и убедитесь,
что здесь больше лексических, чем
содержательных различий. То же самое
можно сказать по поводу локальных
цивилизаций, если сравнить с оп ределением
Данилевского, считавшего, что "главное
должно состоять в отличении культурно-
Что же теперь делать нам, признавать или не признавать цивилизационный подход к истории экономики? Несомненно, признавать! Но при этом все же нужно договориться о терминах. В этой книге я буду различать доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации и соответствующие им эпохи. В учебных целях я предельно упростил содержание этих терминов, дабы не вызывать разночтений. Нетрудно заметить, что мое понимание цивилизаций практически идентично точке зрения Д. Белла.
Доиндустриальная цивилизация - это общество, находящееся на "аграрной" стадии развития, когда основной отраслью производства является сельское хозяйство, поглощающее подавляющее число работников, земля является главным объектом собственности, а землевладельцы - ведущей социально-экономической и политической силой общества.
Индустриальная цивилизация, со
Постиндустриальная цивилизация - это современное общество самых развитых социально-экономических систем, в котором главной отраслью производства становится сфера услуг, ведущую роль приобретает наука и образование, главным объектом собственности выступает информация, а ведущей силой общества - ученые и профессиональные специалисты*.
Если очень захотеть, то можно увидеть, что формационная теория вполне корреспондирует с цивилизационной концепцией, а обе эти доктрины могут быть синтезированы в одну. Этот гипотетический синтез можно увидеть в табл. 4.
Естественно, в истории не все так схематично, но все-таки таблица показывает, что между двумя концепциями нет "китайской стены".
Таблица 4 Гипотеза синтеза цивилизационного и формационного подходов
* Если у читателя возникнет
подозрение, что определение
«Политика военного коммунизма. Советская страна в годы НЭПа»
1. Политика
военного коммунизма
Политика, проводившаяся советским государством в годы гражданской войны 1918–1920, вошла в историю под названием «военный коммунизм». Ее характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней, частично мелкой промышленности, государственная монополия на хлеб и многие другие продукты сельского хозяйства, продразверстка, запрещение частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, введение распределения материальных благ на основе уравнительности, милитаризации труда. Эти особенности экономической политики соответствовали принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должно было возникнуть коммунистическое общество. Все эти «коммунистические» начала в годы гражданской войны насаждались советской властью административно-приказными методами. Отсюда и появившееся уже после окончания гражданской войны название этого периода - "военный коммунизм».
В историографии имеются
различные мнения по вопросу о
необходимости перехода к этой политике.
Одни авторы оценивают этот переход
как попытку сразу и
Объясняя необходимость "военного
коммунизма", Ленин в 1921 говорил:
«у нас тогда был единственный
расчет – победить врага». Троцкий
в начале 20-х также заявлял, что
все составные части «военного
коммунизма» определялись необходимостью
отстоять советскую власть, но не обошел
и вопрос об имевшихся иллюзиях,
связанных с перспективами «
В партийных документах большевиков
(второй Программе РКП(б), принятой VIII
съездом в 1919 г.) в первые годы Советской
власти доминировала идея непосредственного
перехода к социализму без предварительного
периода, приспосабливающего старую экономику
к экономике социалистической. Предполагалось,
как отмечал В.И. Ленин, непосредственным
велением пролетарского государства
наладить государственное производство
и государственное
Таким образом, политика военного
коммунизма, проводимая большевиками
в 1918-1920 гг., строилась по разным причинам.
С одной стороны, на опыте государственного
регулирования хозяйственных
1.2 Национализация
В.И. Ленин считал, что новый
социалистический строй предполагает
наибольшую централизацию крупного
производства по всей стране. После
победы Октябрьской революции 1917 рабочий
класс приступил к
Важнейшим мероприятием стала
национализация банков, которая началась
с овладения с овладения
Национализация банков явилась
важнейшим шагом на пути подготовки
национализации промышленности. В руках
государства оказался могучий рычаг
воздействия на развитие промышленности,
транспорта и др. отраслей хозяйства.
14(27) ноября 1917г. ВЦИК и СНК издали
Положение о рабочем контроле,
который являлся
Первый этап (ноябрь 1917 – февраль 1918) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении национализации. Первой была национализирована 17(30) ноября 1917 фабрика Ликинской мануфактуры А.В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917г. да марта 1918, национализировано 836 промышленных предприятий. В этот период, получивший название «Красногвардейской атаки на капитал», темпы отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями.
На втором этапе национализации (март – июнь 1918) центр тяжести экономической и политической работы партии перенесен с экспроприации буржуазии на закрепление завоеванных позиций, налаживание учета и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Особенностью этого этапа национализации было обобществление целых отраслей промышленности и создание условий для национализации всей крупной промышленности. 2 мая 1918г. СНК принял декрет о национализации сахарной промышленности, 20 июня – нефтяной. В мае 1918г. конференция представителей национализированных машиностроительных заводов в работе которой участвовал Ленин, принял решение о национализации заводов транспортного машиностроения. Всего в этот период было национализировано 1222 промышленного предприятия.
Третий этап национализации
продолжался с июня 1918г. (декрет от
28 июня) по июнь 1919г. Он характеризовался
усилением организующей, руководящей
роли Советского государства и его
хозяйствующих органов в