Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:12, реферат
Когда экономист приступает к историческому исследованию, он стремится, как всякий иной историк, упорядочить материал во времени, предложить какую-либопериодизацию истории. Можно, конечно, этого не делать, а просто излагать факты экономической жизни, предоставив читателю самому пытаться, если захочется, искать закономерности этапного движения человечества. Но тогда это будет не научный и тем более не методический труд, а просто хронологический справочник событий, что, впрочем, тоже небезынтересно.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
Реферат по дисциплине «История экономики»
Выполнил:
.
Проверил:
Омск 2012.
Когда экономист приступает
к историческому исследованию, он
стремится, как всякий иной историк,
упорядочить материал во времени, предложить
какую-либопериодизацию истории
Историки всегда пытались найти эту этапность, интуитивно чувствуя, что история - это не линейный и непрерывный процесс, что история "куда-то движется" по сложной непрерывно-прерывистой трассе. Попыток периодизации было множество, и ни одну из них не следует игнорировать, ведь ученые не случайно предлагали свое виденье истории экономики, в руках у них всегда были факты, почерпнутые из известных в их время источников.
Археологи исследуют стадии ранней человеческой истории по основным материалам, из которых были сделаны орудия труда: каменный, медный, бронзовый, железный века со своими внутристадийными делениями.
Один из первых русских смитианцев, С. Е. Десницкий, в работе 1768 года выделял четыре стадии ("состояния") развития человеческого общества, исходя из основной отраслевой формы хозяйственной деятельности человека:
- охотничья,
- скотоводческая,
- земледельческая,
- коммерческая*.
Согласимся, что такая схема вполне реалистична, если только не забывать, что это только схема, что в реальной жизни эти стадии накладывались друг на друга и оказывались в сложном взаимодействии. Во всяком случае, С. Е. Десницкий прекрасно понимал различия в способах производства материальных благ на различных стадиях развития и - соответственно - различал формы собственности: "нераздельную и общую" для ранних стадий и частную для земледельческой и коммерческой.
Близка к этой схеме периодизация уже известного нам Фридриха Листа. В работе "Национальная система политической экономии" (1841) он выделяет пять стадий развития:
- пастушескую,
- земледельческую,
- земледельческо-мануфактурную,
Здесь тоже за основу берется отраслевой признак, и эта схема еще более приближается к истине.
Последователь учения Ф. Листа о "национальной системе политической экономии" Бруно Гильдебранд в книге "Политическая экономия настоящего и будущего" (1843) определял стадии развития экономики по способу обмена продуктами, различая:
- естественное хозяйство средних веков, преимущественно натуральное;
- денежное хозяйство, под которым понималось капиталистическое хозяйство, основанное на обмене товаров посредством денег;
- кредитное хозяйство, современное автору, характеризующееся тем, что обмен основывается на доверии, честном слове, нравственности, а кредит постепенно устраняет господство денег и капитала и преобразует капиталистический мир на началах справедливости**.
Один из основателей "новой исторической школы" в Германии, Карл Бюхер брал за основу периодизации интенсивность обмена благами и выделял в истории:
- ступень замкнутого домашнего хозяйства (хозяйство без обмена);
- ступень городского хозяйства (производство на внешнего потребителя, работа на заказ, непосредственный обмен товаров);
- ступень народного хозяйства (товары проходят несколько актов обмена еще в стадии производства, прежде чем доходят до потребителя)***.
Наконец, в наше время, в 1960
году, американский ученый Уолт Ростоу
выдвинул оригинальную идею "стадий
экономического роста", положив в
основание такиетехнико-
1. Традиционное общество.
2. Период подготовки предпосылок для взлета (подъема) - переходный период.
3. Взлет (подъем), или сдвиг.
4. Движение к зрелости.
5. Эпоха высокого массового потребления.
Вот как описывается содержание каждой из этих стадий:
1. Примитивная ручная
техника, незначительный
2. Создание централизованных
государств. Появление новых типов
предприимчивых людей.
3. Значительное повышение удельного веса сбережений и инвестиций в национальном доходе (от 5 до 10 %). Новая техника и новые отрасли. Власть переходит к буржуазии. В Англии - это два последних десятилетия XVIII века, во Франции и США - несколько десятилетий перед 1860 годом, в России - четверть века перед 1914 годом, в Индии и Китае - 50-е годы нашего столетия. Силы экономического прогресса начинают доминировать в обществе, сторонники модернизации побеждают защитников традиционного общества.
4. Индустриальное общество, длительный этап технического прогресса, ускоренная урбанизация, руководство промышленностью сосредоточивается в руках специалистов-менеджеров. Постоянно инвестируется до 20 % национального дохода. Рост продукции опережает рост населения. Движение к зрелости начинается в Англии с начала XIX века, во Франции и США - с 60-х годов XIX века, в Германии - с 70-х годов XIX века, в Японии - с начала XX века, в России - с 1914 года.
Технологической зрелости достигли: Англия - в 1850, США - в 1900, Германия и Франция - в 1910, Россия - в 1950 году.
Закончилась эта стадия: в США - в годы первой мировой войны, в Западной Европе и в Японии - в 50-х годах.
5. На пятой стадии повышается
реальный доход на душу
В работе 1971 года "Политика и стадии роста" У. Ростоу добавляет шестую стадию - поиска качества жизни, когда на первый план выдвигается духовное развитие человека**.
Таким образом, оказывается, возможны самые разнообразные способы периодизации экономической истории. И все они могут быть правильными. Ведь все зависит от того, что исследователь кладет в основание своей периодизации, по какой оси рассматривает историческое движение экономики. К сожалению, такого рода абстрактная задача часто слишком возбуждала ученых и политиков и приводила к серьезным идейным битвам. Немалую роль в этом сыграла ортодоксальность некоторых ученых, которые не хотели признавать никаких иных взглядов, отличающихся от их собственных.
Не без сожаления отмечаю, что к упрямцам такого рода относился и К. Маркс, постоянно возбуждавший идейную конфронтацию среди ученых, которые отвечали ему тем же. А ведь концепция самого К. Маркса очень глубока и интересна. Она долгое время господствовала в России (еще задолго до Октябрьской революции).
Сейчас модно критиковать Маркса, не удосужившись прочитать его произведений. Попробуем отдать ему должное.
К. Маркс выдвинул особую - формационную - теорию периодизации социально-экономической истории. На первый взгляд, она хорошо всем известна еще из школьных курсов истории, но на самом деле марксовы идеи трактуются слишком упрощенно, если не сказать вульгарно*. Происходит любопытное явление: сначала идеи ученого вульгаризуются, а потом отвергаются самими вульгаризаторами как вульгарные.
Оговорюсь заранее: для меня в науке нет "священных коров". Маркс достоин критики и даже опровержений (по ходу я покажу противоречия в его концепции). Но он не заслужил насмешек и издевательств. Бог с ними, с насмешниками из КВН, не о них речь. Я говорю об ученых людях, особенно о бывших марксистах**.
Первая причина
Объективно, сомнения в верности Марксовой теории обоснованы тем, что:
- в-третьих, коммунистический прогноз не оправдался. Замечу, что законы социально-экономического развития всегда проявляются как общая тенденция, пробивающая себе дорогу сквозь бесчисленные зигзагообразные отклонения, исторические флуктуации**, а порой и боковые тупиковые движения. Цель общественной науки - среди этого хаоса фактов уловить, описать и объяснить генеральную тенденцию развития человечества во времени, которая только и может стать путеводной нитью для общественной практики.
Любопытно, что отказываясь от формационной теории, большинство авторов не отказывается от идеи прогрессивного развития человечества. Тот же У. Ростоу рисует вполне явную восходящую линию развития, реалистично отражая историю, рассмотренную сквозь призму технико-экономического прогресса. Правда, он намеренно не применяет монистический подход к периодизации истории, о чем без обиняков и предупреждает читателя***. И хотя Ростоу дал своей книге подзаголовок "Некоммунистический манифест", он не стал слишком долго опровергать точку зрения Маркса, а просто рассмотрел историю человечества под другим углом зрения. И это только обогатило наши знания об истории.
Вернемся к Марксу. Еще из школьных учебников мы знаем о знаменитой Марксовой "пятичленке": человечество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Но послушаем самого автора и убедимся, что в его учении не все так просто.
"В общих чертах,- писал
Маркс,- азиатский, античный, феодальный
и современный, буржуазный, способы производства
можно обозначить как прогрессивные эпохи
экономической общественной формации.
Буржуазные производственные отношения
являются последней антагонистической
формой общественного процесса производства,...
но развивающиеся в недрах буржуазного
общества производительные силы создают
вместе с тем материальные условия для
разрешения этого антагонизма"****. Обратим
внимание на то, что в этом отрывке появляется
азиатский способ производства, нарушающий
привычное пятичленное деление истории,
и этот способ производства вместе с античным,
феодальным и буржуазным названы эпохамиодной общественно-
Здесь перечислены способы производства классово-антагонистических обществ, в том числе раннеклассового "азиатского" общества. И здесь обнаруживается, что у К. Маркса есть и иное формационное деление человеческой истории: не по способу производства, а по иному принципиальному критерию. Он различает первичную, вторичную и третичную формации в зависимости от того, какой тип собственности лежит в основе способов производства. Так, К. Маркс пишет в наброске письма к Вере Засулич: "Земледельческая община, будучи последней фазой первичной общественной формации, является в то же время переходной фазой ко вторичной формации, т. е. переходом от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности. Вторичная формация охватывает, разумеется, ряд обществ, основывающихся на рабстве и крепостничестве"*.
В другом месте К. Маркс
под несколько иным ракурсом, с
точки зрения типа экономической
связи между субъектами производственных
отношений, также осуществляет трехчленное делен