История экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Файлы: 1 файл

1 раздел.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

Термин "социальный" означает:

1. "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;

2. что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная  рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики [7]

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим  образом:

  • обеспечение экономического роста и экономической стабильности;
  • социальная обеспеченность и социальная справедливость;
  • содействие конкуренции;
  • обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный  механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям  рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды [4, c.78].

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с  бедностью» в настоящее время  направляется не менее 30—40% всех государственных  бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

3. ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ       СИСТЕМАХ

Анализ проблемы размещения благ выводит  нас на проблему взаимодействия экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

  1. согласовать между собой решения производителей;
  2. согласовать решения потребителей;
  3. согласовать решения о производстве и потреблении в целом. Эта необходимость порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определенных видах экономической деятельности.

В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а следовательно, и координации экономической деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации экономической деятельности определяются различиями в регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных структурах, о которых говорилось выше [7].

В командно-административной системе косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при использовании института частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен [3, c. 94].

В каждый данный момент времени все  системы координации экономической деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок, приобретают форму транзакционных издержек. В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации, определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения соблюдения условий соглашения.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы (рис.1) [7]. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов — труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно — что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов.

 

 

рис.1 Рыночный механизм

В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов (табл. №2) [7].

Таблица 2 Основные отличительные черты  командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем

Основные  черты

Рыночная  экономика

Командно-административная экономика

Смешанная экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма  собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

господствует государственная собственность

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Форма бюджетного ограничения

Жесткая

Мягкая

-

Стимул к производительному  труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое соревнование

Факторные доходы

Основной принцип производства

Принцип соответствия спроса и предложения

воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения.

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть.

Активное государственное  регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Конкуренция

Есть

Нет

Есть

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный  государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен.

Правила и параметры  экономического поведения, и соответствующее  размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является,   государство

роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Ценообразование

ориентируется на предотвращение спада в производстве.

Государство устанавливает  постоянные  (фиксированные) цены

гибкие цены

Заработная плата

устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда

административное установление заработной платы

устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных  и частных фондов социального  страхования и социального обеспечения


 

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Концепция смешанной экономики  возникла в России во второй половине 19 в. В ее философскую основу положен вывод из закона, открытого К.Н Леонтьевым: неоднородность экономической системы и многообразие форм хозяйствования. Свой вклад в разработку концепции смешанной экономики внесли Н.Я. Данилевский, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон и др. Западная экономическая мысль подошла к пониманию такой системы хозяйствования только в конце 20 столетия. В целом смешанная экономика позволяет эффективно использовать ресурсы, расширять экономическую свободу товаропроизводителей.

В России в последние годы в связи  с экономической реформой, рыночными  отношениями, демонополизации экономики, разгосударствлением и приватизацией  государственной собственности  сформировалась переходная экономика, у которой есть элементы командно-административной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной экономики. Естественно, появились и будут появляться признаки смешанной экономической системы [5, c.287].

   Смешанная экономика – реальное свидетельство того, что экономика не может существовать без мелкого бизнеса и госвмешательства, поддерживающего равновесие в экономике и стабильность в обществе. Государство выполняет в экономике активную функцию, а именно осуществляет прогнозирование, планирование и координацию деятельности государственного и частного сектора.

4.1. Особенности и этапы переходной экономики России

Выбор варианта реформирования и характер переходных процессов определяются конкретными экономическими, социальными, политическими и историческими  условиями, существующими в той или иной стране. Например, в Венгрии и в Польше были зрелые условия для перехода к рыночной экономике, у них имелся частный сектор в сфере услуг и в сельском хозяйстве. В России этого не было.

Особенности рыночных преобразований в России определяются:

а) большими масштабами экономики;

б) плановой системой;

в) сырьевой направленностью экономики;

г) высокой степенью милитаризованности;

д) хроническим дефицитом товаров  и услуг;

е) дисбалансом спроса и предложения;

ж) накапливанием в экономики противоречий;

з)  затяжным характером кризиса;

и) слабым действием рыночных законов;

к) отсутствием у государства  новых рычагов воздействия.

Спад производства продолжался  с 1990 до 1997 гг. В целом он составил 60%, произошли негативные структурные сдвиги – в обрабатывающих отраслях промышленности (высокотехнологичных и наукоемких), где в большей степени сократился объем производства.  Катастрофически сократился объем инвестиций, которые не обеспечивают условий даже для простого воспроизводства. Произошли дезорганизация финансовой системы и потеря контроля над денежным обращением. Особенно высокие темпы инфляции были в 1990-1994 г.г. Резко снизился уровень жизни населения. Сложилась высокая криминогенная ситуация в экономике. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни – отношения собственности, финансовую и банковскую деятельности, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

Информация о работе История экономических систем