Экономическая история

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас у большинства людей ( особенно у молодого поколения,которое воспитано на критике коммунистических идей) не вызывает сомнения, что командно-административная экономическая система в принципе не способна на эффективное функционирование, и путь преобразований от централизованной к рыночной экономике, является единственно верным, и именно по нему должна продолжать идти Россия. В то же самое время при реформировании экономических основ, необходимо учитывать особенности национальной экономики, которая в течение предшествующих реформам семидесяти пяти лет развивалась, базируясь на принципах централизованного управления, потому «слепое копирование чужого опыта и следование чужим рецептам» не принесет желаемого результата.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

1. КОМАНДНО – АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ....................................................................................................4

1.1. Принципы командно – административной системы управления.......4
1.2. Достоинства командно – административной системы управления....5
1.3. Недостатки командно – административной системы управления......6
Заключение.....................................................................................................8
2. СКЛАДЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ..............................................................................................9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................12

Файлы: 1 файл

экономическая история.doc

— 65.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

 

1. КОМАНДНО – АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ....................................................................................................4

 

1.1. Принципы командно – административной системы управления.......4

 

1.2. Достоинства командно – административной системы управления....5

 

1.3. Недостатки командно – административной системы управления......6

 

Заключение.....................................................................................................8

 

2. СКЛАДЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ..............................................................................................9            

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................12  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

             

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Сейчас у большинства людей ( особенно у молодого поколения,которое воспитано на критике коммунистических идей) не вызывает сомнения, что командно-административная экономическая система в принципе не способна на эффективное функционирование, и путь преобразований от централизованной к рыночной экономике, является единственно верным, и именно по нему должна продолжать идти Россия. В то же самое время при реформировании экономических основ, необходимо учитывать особенности национальной экономики, которая в течение предшествующих реформам семидесяти пяти лет развивалась, базируясь на принципах централизованного управления, потому «слепое копирование чужого опыта и следование чужим рецептам» не принесет желаемого результата. Что мы могли наблюдать в процессе проведения реформ 90-х годов. Ведь основы рыночной экономики зарождались не на пустом месте, а на обломках командно-административной системы, а потому для осознания того, что происходило во время реформ, недостаточно только понимать процессы рыночной экономики, необходимо также знать, как функционируют предприятия, управляемые из Центра и принадлежавшие государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОМАНДНО – АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1. Принципы командно – административной системы

          Основополагающей чертой командно-административной системы является то, что все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству.

          Следующей чертой командно-административной системы является то, что все управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берет на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить. Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своем роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный план, который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства. Именно поэтому централизованную экономику называют также плановой. Вообще, у понятия централизованной экономики существует целый ряд синонимов – командно- административная система, иерархическая система, директивная система, командная экономика.

         К принципам командно-административной системы (если рассматривать идеальную модель социализма) можно также отнести то, что она предполагает уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы. Отсюда вытекает и следующий принцип плановой экономики - определение доли каждого участника процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» или другими подобными документами. Такой порядок, по мнению теоретиков социализма, уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию.

 

       Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве принципа командно-административной системы можно выделить монополию государственной власти, ее однопартийность и жесткий политический контроль с ее стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой активности».

 

2.2. Достоинства командно – административной системы

          Плановая экономика обладает целым рядом преимуществ. Так, централизованная экономика позволяет быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области.

           Другим преимуществом командно-административной системы является то, что в ней в значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые виды транзакционных издержек (при этом, однако, в плановой экономике появляется новый вид транзакционных издержек-издержки составления и согласования между инстанциями различного уровня плановых заданий; об этих издержках речь пойдет при рассмотрении недостатков иерархической системы).

          Идеальная модель командно-административной системы предполагает также, что в ней практически отсутствуют издержки заключения хозяйственного договора, поскольку поставщики ресурсов, производители благ и магазины прикреплены друг к другу директивным способом.

Еще одним преимуществом командно-административной системы является то, что она позволяет в значительной степени устранить циклические колебания, способна обеспечить полную трудовую занятость и, что очень

важно, сгладить неравенства в распределении доходов.

          К достоинствам командно-административной системы можно отнести также и то, что плановый выпуск продукции в значительной степени фильтрует ассортимент производимых товаров и услуг, исключая из него те товары и услуги, которые пагубно воздействуют на физическое и нравственное состояние общества, но пользуются спросом при рыночной экономике. К таким товарам и услугам можно отнести, например, ресторан быстрого питания, бесчисленные ток-шоу, продукцию сексуальной направленности и многое другое.

          Помимо вышеперечисленных достоинств командно-административная система обладает и рядом серьезных недостатков, из-за которых, считают

многие, сама мысль о построении социалистического государства носит утопический характер. Итак, рассмотрим эти недостатки.

 

2.3. Недостатки командно – административной системы управления

           В качестве главного недостатка командно-административной системы выделяют невозможность плановых заданий объективно отражать потребности общества в тех или иных товарах. Ведь для того, чтобы определить, сколько единиц каждого продукта нужно обществу, Центр должен обладать информацией о потребностях людей, их вкусах и предпочтениях. При плановой экономике такой механизм отсутствует, а значит, считают многие, плановая экономика в принципе не может точно определить, сколько каких товаров необходимо обществу.

          В качестве недостатка командно-административной системы многие выделяют и то, что Центр, «стремясь расписать номенклатуру выпускаемой продукции в натуральном выражении вплоть «до гвоздя», должен содержать огромный бюрократический аппарат, поглощающий значительные трудовые и материальные ресурсы. Назвать точно размер бюрократического аппарата

при СССР невозможно, поскольку списки номенклатуры являлись секретными и о ней официально ничего не сообщалось. М. С. Восленский в своём классическом труде «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза» оценивал общую численность «правящего класса номенклатуры в СССР» в 3 млн. человек, имея в виду 750 тысяч собственно номенклатурщиков и второе большее число членов их семей.

          К недостаткам командно-административной системы можно отнести и то, что у производителей отсутствуют стимулы повышать качество товаров массового потребления и внедрять более эффективные производственные технологии. Причина тому – отсутствие конкуренции. Ведь при отсутствии альтернативы покупателям не остается ничего иного, как покупать товары единственного производителя.

          В числе важных недостатков социалистической системы выделяют также отсутствие высоких стимулов к труду, так как при ней отсутствует мотив личной выгоды. Так, доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел – он фиксирован и определяется исключительно занимаемой должностью.

          К недостаткам командно-административной системы относят также и большие размеры теневого сектора. Так, уже к началу 70-х годов 3-4% ВВП СССР производилось в теневом секторе, а в период с начала 60-х по конец 80-х в среднем масштабы теневого сектора увеличились в 30 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Экономический анализ модели командно-административной системы не дал однозначного ответа на вопрос, может ли в принципе централизованная  система управления хозяйством быть более эффективной, нежели капиталистическая. Ведь мы увидели, что плановая экономика обладает как преимуществами, так и недостатками.

          С одной стороны, недостатки командно-административной системы препятствуют эффективному функционированию экономики, другой же- несмотря на очевидные недостатки, экономика СССР развивалась в отдельные периоды очень высокими темпами. Это признают даже ярые противники социалистической идеи.

          Следовательно, даже обладая рядом существенных недостатков, плановая экономика способна добиваться значительных экономических успехов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СКЛАДЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ И В РОССИИ

 

        Национальный рынок труда – рынок труда отдельно взятой страны – одна из важнейших составляющих рыночной экономики, поставляющих в нее один из главных факторов производства – рабочую силу. Состояние национального рынка труда зависит от ситуации в экономике страны в целом. Специфика развития конкретного государства, действующие в нем правовые и нормативные акты, накладывают определенный отпечаток на формирование и функционирование национального рынка труда. В свою очередь, этот рынок – структура, обеспечивающая подсистема народного хозяйства, активно влияющая на динамические процессы развития экономики.

        Полноценный национальный рынок труда формируется под влиянием взаимосвязанных факторов, обеспечивающих единство экономики страны в целом. Среди них особое значение приобретает комплексное и сбалансированное государственное управление народным хозяйством страны, управление трудом и занятостью, сосредоточенное на уровне национального рынка труда, это подсистема, обеспечивающая функционирование всего хозяйственного механизма.

        В условиях плановой экономики в СССР сформировалась достаточно жесткая система управления трудовыми ресурсами страны главная ее черта – централизация в решении вопросов управления трудовым потенциалом общества, распределение и перераспределение трудовых ресурсов по территории страны осуществляется в интересах государственной власти, подчас рассматривающей людей исключительно как «объект управления». Поэтому при плановой экономике рабочая сила выступает в консолидированном виде как объект государственного, централизованного управления. Для комплексного регулирования национального рынка труда необходима система экономических мер воздействия на процессы его формирования и функционирования.

        В большинстве стран СНГ проблемы национального рынка труда тесно связаны с динамикой его региональных подсистем. Развитие межхозяйственных связей, углубление процессов разделения и кооперации общественного труда, интенсификация перелива капитала между регионами страны позволяет преодолеть территориально-производственную замкнутость и обеспечить реальное включение экономики регионов в деятельность единого народнохозяйственного комплекса страны. Вместе с тем, очевидно, что каждая страна имеет свои специфические особенности, связанные с географическим положением.

        Преодоление оторванности и отчужденности отдельных регионов страны, безотносительно их реальной удаленности от центра, создает реальную материальную основу для формирования единого народного хозяйства страны. В свою очередь, единство экономики позволяет говорить о наличии единого национального рынка труда.

        Для России, территория которой настолько велика, что современный уровень развития транспорта и связи, их сегодняшнее состояние, не обеспечивают преодоления территориальной отдаленности. Кроме того, уровень экономического развития отдельных регионов резко дифференцирован, отраслевая структура экономик отдельных территорий заметно отличается друг от друга. Разрушение единого народнохозяйственного комплекса СССР повлекло за собой разрушение устоявшихся межхозяйственных связей не только с бывшими союзными республиками, но и внутри России. Межрегиональные хозяйственные связи начали преобретать случайный характер, местная власть стала использовать их для решения конкретных сегодняшних проблем своего региона. Негативный момент такого положения вещей – забвение интересов народного хозяйства страны в целом. Безусловно, определение степени централизации государственной власти в управлении экономическим развитием страны – сложная и многоаспектная проблема, как и проблема степени участия государства в управлении экономикой в целом. Однако в                                России, после продолжительного периода командно-административного и в высшей степени централизованного управления экономикой была предпринята попытка другой крайности – стихийного рынка и децентрализации управления страной. Это привело к чрезвычайно негативным последствиям: практически 90% российских регионов находятся в состоянии экономической депрессии. Закономерности развития регионов накладывают свой отпечаток и на процессы формирования национального рынка труда.

Информация о работе Экономическая история