Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:21, курсовая работа
Цель нашего исследования - выявить особенности ценностных ориентаций современных руководителей.
Объект исследования – ценностные ориентации современных руководителей.
Предмет исследовании - ценностные ориентации современных руководителей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
Глава 1. Ценностные ориентации
1.1. Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций
1.2. Формы существования ценностей
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессах личностного развития
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций у студентов , будущих руководителей организаций
2.1. Организация исследования
2.1.1. Методика М. Рокича
2.2. Типы индивидуальной иерархии ценностных ориентации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Так что же такое ценностные ориентации? На этот вопрос нам поможет ответить Энциклопедический словарь.
«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
- элементы внутренней (диспозиционной)
структуры личности, сформированные
и закрепленные жизненным опытом
индивида в ходе процессов социализации
и социальной адаптации, отграничивающие
значимое (существенное для данного
человека) от незначимого (несущественного)
через (не) принятие личностью определенных
ценностей, осознаваемых в качестве
рамки (горизонта) предельных смыслов
и основополагающих целей жизни,
а также определяющие приемлемые
средства их реализации. В диспозиционной
структуре личности. Таким образом, ценностные
ориентации - это прежде всего предпочтения
или отвержения определенных смыслов
как жизнеорганизующих начал и (не) готовность
вести себя в соответствии в ними. В этом
отношении содержание, вкладываемое в
понятие " ценностных ориентаций",
соответствует изначальному значению
слова "ориентация" (лат. oriens, orientis
- восток) как имеющему значение определения
своего положения в пространстве прежде
всего по отношению к востоку - доминантно
означенной точке восхода Солнца, но переносимом
в пространство смысловое, а через него
- и в социальное. Ценностные ориентации,
следовательно, задают: общую направленность
интересам и устремлениям личности; иерархию
индивидуальных предпочтений и образцов;
целевую и мотивационную программы; уровень
притязаний и престижных предпочтений;
представления о должном и механизмы селекции
по критериям значимости; меру готовности
и решимости (через волевые компоненты)
к реализации собственного "проекта"
жизни. Ценностные ориентации проявляются
и раскрываются через оценки, которые
человек дает себе, другим, обстоятельствам
и т.д., через его умение структурировать
жизненные ситуации, принимать решения
в проблемных и выходить из конфликтных
ситуаций, через избираемые линии поведения
в экзистенциально и морально окрашенных
ситуациях, через умение задавать и изменять
доминанты собственной жизнедеятельности.
Личностные кризисы (часто дополнительно
провоцируемые кризисами социальными)
вызывают, как правило, необходимость
в подтверждении или переосмысливании
систем ценностных ориентаций преодоления
возникающих в них противоречий, т.к. связаны
со сменой векторов активности, пересамоидентификацией
и рефлексией меры самореализации, обнажением
смысловых оснований жизни. В этих случаях
успешность разрешения кризисов и минимизация
потерь во многом зависят от степени отрефлексированности,
динамизма и открытости ценностных ориентаций.
Непротиворечивость и цельность систем
ценностных ориентаций может рассматриваться
как показатель устойчивости и автономности
личности. Соответственно их противоречивость
и "разорванность" - может рассматриваться
как свидетельство незрелости и маргинальности
личности, что фиксируется через неспособность
человека вынести оценку и принять решение
(или, наоборот, готовности действовать
по раз и навсегда установленному стереотипу),
с одной стороны, и расхождение вербального
и невербального поведения - с другой.
Проблематика ценностных ориентаций требует
своего существенного переосмысления
в условиях современных динамичных социальных
систем, предполагающих одновременное
самоопределение человека в разных локусах
культурного пространства, подчиняющихся
разным культурным нормам и задаваемых,
соответственно, разными ценностями, далеко
не всегда согласующимися между собой.
Таким образом, ключ к пониманию ценностных
ориентаций следует искать не в субъект-объектных,
а в интерсубъективных отношениях людей
.
1.2 Формы существования ценностей
Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие характеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существования. Д.А.Леонтьев различает следующие формы существования ценностей:
1. Общественные идеалы.
2. Предметно воплощенные ценности.
3. Личностные ценности.
В первой своей ипостаси ценности относятся к категории "социальных представлений", являясь неотъемлемой частью объективного уклада общественного бытия конкретного социума и отражая опыт его жизнедеятельности. Здесь, однако, следует различать ценности социума и идеалы, формулируемые в виде "идеологических конструкций". Для социума значимыми могут быть либо общечеловеческие "вечные" ценности (истина, красота, справедливость), либо конкретно-исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), или ценности малых референтных групп (успех, богатство, мастерство, самосовершенствование) и т.д. В.Краус в работе "Нигилизм и идеалы" пишет: "Только "ценность", а именно в значении чего-то, что хотели бы иметь все, делает идею идеалом".
Общественные идеалы или так называемые социальные ценностные представления не могут быть познаны непосредственно. "Более прямым и адекватным выражением ценностных идеалов, - указывает Д.А.Леонтьев, - служат их зафиксированные в культуре предметные воплощения". Воплощением ценностных идеалов может выступать либо сам процесс деятельности, либо ее продукт (деятельность). Совокупностью же таких продуктов и является материальная и духовная культура человечества, реализованная, воплощенная ценность, а не сама ценность, как таковая или "факт + ценность". Культура есть не "сущее + должное", а такое "сущее, которое таково, каким оно должно быть". Таким образом, предметы материальной и духовной культуры, воплощающие общественные ценностные идеалы, сами по себе ценностью не являются. Их "ценностная предметность" - системное качество, проявляющееся в процессе функционирования предмета в системе общественных отношений.
Личностные ценности представляют собой внутренний мир личности. Формируясь, как и потребности, в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, однако, не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом. Личностные ценности, как и ценности социальные существуют в форме идеалов, т.е. "моделей должного". А.И. Яценко характеризует идеал как "мысленный образец совершенства", "норму, к которой следует стремиться как к конечной цели деятельности". К. Клакхон отмечает, что "ценность является характеристикой не любого желания или предпочитаемого объекта или способа поведения, а такого, который является желательным, то есть желание или предпочтение которого обосновано с точки зрения определенных стандартов или критериев - личных или общественных". При этом критерии желательности желаемого определяются его совместимостью с целями и направленностью развития как личности, так и социальных групп и социокультурных систем. Для К. Клакхона функциональная роль ценностей связана с самим фактом жизни человека в обществе. Необходимость существования ценностей он объясняет следующим образом: "...Без них жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей".
Таким образом,
известны три формы существования ценностей:
социальные идеалы, предметно воплощенные
ценности и личностные идеалы. В этот ряд
не включают ценностные ориентации сознания,
не рассматривая их как форму бытия ценностей,
поскольку, если личностная ценность индивида
- значимая ценность одной из социальных
общностей или групп, с которой он себя
отождествляет и ценность, предметно воплощённая
в продукте его деятельности связаны между
собой "необходимо и однозначно",
то ценностные ориентации его сознания
связаны с ними "не необходимыми и неоднозначными
отношениями" .
1.3. Динамика ценностных ориентации в процессах личностного развития
На разных возрастных стадиях те или иные аспекты развития системы ценностных ориентации личности с определенной периодичностью выходят на первый план. Очевидно в то же время, что различные условия или механизмы, определяющие сущность данной стадии ценностного развития, могут (пусть и в меньшей степени) проявляться и на других этапах. Так, лежащее в основе периодизации Д. Б. Эльконина чередование преимущественного развития мотивационно-потребностной либо когнитивной сфер, по существу, отражает лишь циклический, фазовый характер параллельных процессов мотивационного и когнитивного развития. В этой связи положение об обязательности последовательного прохождения всех возрастных стадий применительно к ценностному развитию представляется нам слишком упрощенным. По нашему убеждению, развитие системы ценностных ориентации более точно может быть представлено не как последовательное ступенчатое прохождение тех или иных стадий и уровней, а как параллельное протекание ряда циклических процессов. То есть скачкообразное развитие ценностной системы определяется поступательной динамикой ряда личностных процессов, развивающихся по своего рода спирали, а число и индивидуальная последовательность стадий зависят от «резонанса», циклического совпадения фаз изучаемых процессов у конкретного человека.
В научной лексике под термином «процесс» обычно понимается последовательная смена состояний в развитии какого-либо явления. В качестве содержательных характеристик процессов личностного развития можно выделить как психологические особенности и новообразования его отдельных фаз, так и психологические механизмы, обеспечивающие развитие данных процессов.
В современной отечественной психологической науке понятие «механизм» трактуется неоднозначно в зависимости от того, какой — структурный или процессуальный — аспект явления рассматривается. В. Г. Леонтьев, внесший значительный вклад в развитие представлений о психологических механизмах, определяет последние как отражение в психике объективных факторов, закономерностей человеческого взаимодействия с окружающим миром, как «раскодированные факторы» тех или иных состояний, «выраженные в содержательных, образных, понятийных терминах и представлениях», как их «субъективное «описание». При этом В. Г. Леонтьев в своей монографии убедительно раскрывает системный по структуре и одновременно формирующий по направленности характер психологических механизмов. В. В. Собольников, развивая этот подход, определяет механизм как систему психических и социальных предпосылок, условий, обеспечивающих направленность человеческого поведения на развитие. Тем самым понятие «механизм» сближается с многозначным понятием «фактор», которое обычно понимается как компонент или же как условие какого-либо явления.
В. С. Агеев, фактически отождествляя понятия «процесс» и «механизм», делает акцент на элементарном характере последнего, позволяющем объяснить функционирование и развитие чего-либо сложного через нечто более простое. По его словам, «идея механизма, то есть некоторого более элементарного уровня анализа, к которому несводима специфика более высокого уровня, но который способен выполнить здесь функцию средства, всегда была заманчива для психологического исследования».
Общим для всех
приведенных интерпретаций
Развитие системы ценностных ориентации личности осуществляется несколькими одновременно протекающими и взаимосвязанными между собой процессами. Поскольку с самого момента рождения развитие человека определяется его взаимодействием с окружающей средой, базовым процессом индивидуального развития можно считать процесс адаптации, отождествляемый Г. Селье с самим понятием жизни. Концепция адаптации, возникшая первоначально в физиологической традиции и получившая развитие в трудах П. К. Анохина, Ф. 3. Меер-сона, В. П. Казначеева и др., в дальнейшем приобрела междисциплинарное значение, став одним из современных подходов к комплексному изучению человека.
Основной задачей
постоянно осуществляющегося
Разрешение ситуации конфликта, снижение фрустрационной напряженности, устранение тревоги и восстановление нарушенного баланса в системе человек — среда, по мнению Ф. Б. Березина, может быть достигнуто двумя путями. При реорганизации среды в желаемом направлении путем активного на нее воздействия или в результате ухода из неблагоприятной среды психическая адаптация реализуется без изменения потребностей, ценностей и целей индивида. В этом случае речь идет об алло-психической адаптации. Устранение несоответствия между актуальными потребностями и возможностью их реализации может быть достигнуто и в относительно стабильной среде в результате реориентации личности. В этом случае психическая адаптация определяется модификацией ценностных ориентации личности путем включения механизмов интрапсихической адаптации. Выделяемые Ф. Б. Березиным направления адаптации отражают общепринятое ее понимание как двустороннего процесса приспособления и приспосабливания. В частности, Ж. Пиаже также описывает процесс адаптации как обоюдное единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т. е. как результат встречной активности субъекта и среды.
Психологические
механизмы адаптации можно
Ф. Б. Березин выделяет несколько типов таких защит: препятствующие осознаванию факторов, вызывающих тревогу — «отрицание» (шкала гипомании теста ММР1), или самой тревоги -«вытеснение» (истерия); позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах — «фиксация тревоги и формирование ограничительного поведения» (психастения); снижающие уровень побуждений — «обесценивание исходных потребностей» (депрессия); устраняющие тревогу или модифицирующие ее за счет формирования устойчивых концепций — концептуализация путем «соматизации тревоги» (ипохондрия) или «вторичного контроля эмоций» (паранойяльность). Отдельно Ф. Б. Березиным рассматривается механизм «реализации эмоциональной напряженности в непосредственном поведении» (асоциальная психопатия), т. к. в этом случае уменьшение тревоги достигается не за счет интрапсихической переработки, а посредством изменения характера поведения, т. е. скорее аллопсихической адаптации.