При всех положительных
качествах частных инвестиций они
не в состоянии обеспечить всех потребностей
экономики в инвестиционных ресурсах
в силу недостаточности их объема.
Поэтому государство должно отдать
предпочтение эффективности. Не все
инвестиции одинаково полезны. Значительная
доля инвестиций предприятий, в том
числе естественных монополий и
региональных (местных) властей, даже при
нынешних жалких объемах остаются “советскими"
по показателям эффективности. Нередко
это просто выброшенные деньги. Конечно,
чем больше объем инвестиций, тем
ниже показатели их эффективности даже
при жестком отборе и качественном
исполнении проектов: просто с увеличением
объемов растет и число проектов,
которые могут быть включены в
список финансируемых. Но важно, чтобы
в этом списке первые места занимали
самые эффективные. Сейчас это не
так.
Если говорить о поощрении
или привлечении инвестиций, то как это
предпочтительно делать: за счет предоставления
каких-либо льгот и привилегий приоритетным
проектам или инвесторам, или же за счет
создания равных благоприятных условий
для всех?![27,C.25]Вопрос очень интересный,
ибо, во-первых, конкретные льготы, особые
условия предоставлять легче и эффект
от них наблюдать можно быстрее. Для нас
более характерна именно такая практика.
Например - пониженная вдвое ставка налога
на прибыль для расходов из прибыли на
производственные инвестиции. Между тем,
такой образ действий искажает нормальные
мотивы сбережений и инвестиций. Государство,
отдавая предпочтение одним, ущемляет
интересы большинства других инвесторов,
в российских условиях любая льгота порождает
нездоровый интерес и желание воспользоваться
ею, не предпринимая особых усилий в деятельности,
для стимулирования которой данная льгота
предназначалась.
В сложившейся обстановке,
видимо, нельзя избежать применения некоторых
льгот для инвесторов, таких, например,
как инвестиционный налоговый кредит,
предусмотренный Налоговым кодексом.
Но, как правило, более эффективно
общее улучшение условий для инвестиций:
например, вместо льгот по налогам лучше
общее снижение налогового бремени.
Также чтобы прекратить
отток капитала есть два способа:
первый - административные ограничения
и усиление государственного контроля.
Более важен и перспективен второй путь
- создание экономических и правовых условий
для того, чтобы вывозить капитал было
невыгодно. Надо, однако, учитывать структурные
особенности оттока капитала, разные его
составляющие. А они таковы:
отток легального или полулегального (т.е. готового стать легальным, платить налоги) капитала, который просто ищет более надежного и прибыльного помещения, стремится уйти от политической и социально-экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и высоких транзакционных издержек;
утечка капитала криминального, заработанного незаконным путем с целью его отмывания. Именно против криминальных доходов и отмывания денег нужны административные и силовые меры.
Поворот же первого потока
равносилен самой задаче создания благоприятного
инвестиционного климата.
Необходимо также определить
приоритеты в работе по улучшению
инвестиционного климата. В среднесрочном
плане это, по мнению экспертов[26,C.45]:
радикализация борьбы с преступностью и коррупцией;
укрепление и обеспечение независимости судебной системы;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
защита прав собственности и улучшение корпоративного управления;
прозрачность российских предприятий для инвесторов и кредиторов.
Нужно отметить целый ряд
позитивных факторов. И тут в первую
очередь нужно учитывать фундаментальные
показатели. [28,C.36] Во-первых, Россия входит
в тройку мировых лидеров по объему золотовалютных
резервов. Сформирован значительный стабилизационный
фонд, который может поддержать экономику
при необходимости и инвестироваться
в инфраструктурные проекты. Следует отметить
и снижение темпов инфляции. Наконец, очень
важно, что в России один из самых низкие
ставки налогов в Европе, особенно налога
на доходы физических лиц. Вдобавок к этим
макроэкономическим факторам в микроэкономической
и корпоративной среде происходят процессы,
создающие благоприятные условия для
инвестирования. Это активное внедрение
международных стандартов в управление,
повышение прозрачности компаний, переход
на ведение отчетности по международным
стандартам, повышение социальной и экологической
ответственности бизнеса.
Эти прогнозы достаточно оптимистичны
как относительно роста экономики, так
и относительно повышения инвестиционной
привлекательности компаний, по крайней
мере, на несколько лет вперед. В частности,
интерес инвесторов усиливается к продуктовому
ритейлу, розничным, банковским и страховым
услугам, к сфере медиа и развлечений.
Эти сектора экономики меньше подвержены
циклическим колебаниям, там более низкие
барьеры для входа инвестиций, меньше
зависимость от административного ресурса.
Так что в этих секторах ожидается
особый рост спроса, как со стороны стратегических
российских и международных инвесторов,
от фондов прямых инвестиций, так и со
стороны диверсифицирующих свой капитал
российских холдингов.
Заключение
Возможность привлечения
иностранных инвестиций во многом зависит
от состояния инвестиционного климата.
Инвестиционный климат – это обобщающая
характеристика комплекса социальных,
экономических, организационных, правовых,
политических и иных условий определяющих
привлекательность и целесообразность
инвестирования в экономику страны. Методики
оценки инвестиционного климата разнообразны:
описательные характеристики, расчеты
экономических показателей, комплексные
рейтинги инвестиционной привлекательности. Иностранный капитал может
привнести в Россию достижения научно-технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение России в мировое
хозяйство и привлечение иностранного
капитала - необходимое условие построения
в стране современного гражданского общества.
Приток инвестиций как иностранных, так
и национальных, жизненно важен и для достижения
среднесрочных целей - выхода из современного
общественно-экономического кризиса,
преодоление спада производства и ухудшения
качества жизни россиян. При этом необходимо
иметь в виду, что интересы российского
общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно
не совпадают. Россия заинтересована в
восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, в развитии и структурной перестройке
своего экспортного потенциала, проведении
антиимпортной политики, в привнесении
в наше общество западной управленческой
культуры. Иностранные инвесторы естественно
заинтересованы в новом плацдарме для
получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка России, ее природных богатств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники и даже ее экологической
беспечности.
В данной работе были рассмотрено
множество рекомендаций по привлечению
иностранных инвестиций, изучить мнения
экспертов, а также проанализировать инвестиционный
климат страны в целом. На мой взгляд, основными направлениями
деятельности по повышению общего инвестиционного
рейтинга нашей страны на мировой арене
являются:
1.максимальное вовлечение в
сферу инвестиционной деятельности валовых
сбережений и обеспечение положительной
динамики инвестиций;
2.осуществление контроля за
вывозом капитала за рубеж, решение на
государственном уровне проблемы возврата
незаконно вывезенных капиталов;
3.развитие системы правового
и коммерческого гарантирования эффективных
инвестиционных проектов;
4.сокращение масштабов теневого
сектора экономики на основе перехода
значительной его части в сферу регистрируемой
экономики;
5.развитие системы информационного
и консультативного обеспечения, маркетинга
инвестиционных программ и проектов;
6.борьба с коррупцией.
Как видно из данной курсовой
работы положение в инвестиционной
сфере нашей страны в последнее
время стало постепенно стабилизироваться,
если не сказать больше, улучшаться.
Поэтому самое главное сегодня -это не
сбавлять темпы. Ведь разрушить уже созданное
не составляет больших усилий, а создать
заново - куда более сложнее.
Список использованной
литературы
- Федеральный закон от 25.06.1999 №160(ред. от 29.04.2008)"Об иностранных инвестициях в РФ" (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
- Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ИНФРА-М.- 2000.-435с.
- Андрианов В.Д. Россия:
экономический и инвестиционный потенциал.
- М.: Наука-М.-2006 .-215с.
- Берзон Н. Формирование
инвестиционного климата в экономике//
Вопросы экономики.-2006.-№ 7 . - С.104-114.
- Блинов А.О. Гарантийные
механизмы и инвестиционный процесс //
Финансы.- 2007- №4.-С.15-23.
- Грицина В, Курнышева
Н. Особенности инвестиционного процесса//Экономист
.-2007.-№ 3.- С.8-19.
- Делягин М.К, / О. В.Тиньков
Инвестиции. М.:Юнити-Дана.-2007.- 265с.
- Дива А.И. Инвестиции. / А.И.Дива.–М.: Издательство «Экзамен».- 2005 .-230с.
- Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Экономист.- 2008.-№5.- С.22-29.
- Зенченко С.В. Инвестиционный климат и методы его оценки //Экономика.- 2008.-№4 .-С.24-36.
- Зубченко Л.А, Шабаева В.И. Иностранные инвестиции в России //Инвестиционный потенциал России //Эксперт.-2006.-№7-С.44-46.
- Игонина Л.Л. Инвестиции. / В.А. Слепова. - М.: Экономист.-2005. - 476с.
- Кравченко Н. Проблемы формирования инвестиционного рынка//Инвестиции в России. -2007-.N1.-С20-21.
- Кузнецов Б.Т. Инвестиции – М.: Юнити-Дана.-2006.-415с.
- Линник Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики.-2008.-№2.-С.33-40.
- Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. - 2008.- № 2.-С.14-26.
- Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций.-М.: ИНФРА-М.- 2005 .-312с.
- Орешкин В. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. - 2007. - № 10.-С.6-13.
- Плакин В. Кризис инвестиционной сферы Российской экономики и пути его преодоления. // Вопросы экономики.- 2007.-№12.-С.43-49.
- Плущевская С.Инвестиционный климат в России.// Вопросы экономики. -2008.- №12. -С. 14-24.
- Попков В.П. Организация и финансирование инвестиций. / В.П. Семенов.– М.: Проспект.-2007. – 450с.
- Рамилова А. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования // Российский экономический журнал. -2007.- № 7.-С.15-23.
- Сергеев И. Организация и финансирование инвестиций// Финанс.-2007.-№5.-С.11-15.
- Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Инвестиции.- М.: ИНФРА-М-2004. - 174с.
- Тастевен М. Условия формирования благоприятного регионального
инвестиционного климата. //
Экономист.-2008 .- №11.-С.44-45.
- Тихомирова И.Р. Инвестиционный
климат в России.- М: ФФПП.- 2005.-190с.
- Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России//Вопросы экономики. -2007.-№7. –С.22-27.
- Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Экономист.- 2008.- № 8.-С.33-37.
- Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России и возможности //Инвестиции в России. - 2007.-№4.- С.7-10.
- http://www.gks.ru/