Инвестиционный климат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:58, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Как видно из приведенного анализа, несмотря на большое количество методов оценки, такой методики оценки инвестиционного климата, которая  бы позволяла объективно с помощью  математических методов оценить  общую инвестиционную ситуацию в  регионе и отдельные влияющие на нее факторы, на настоящий момент не существует.

Для оценки инвестиционной привлекательности страны с позиции  зарубежных инвесторов широкое распространение  получила концепция ОМЛ разработанная  Дж. Даннингом и носящая название "эклектической парадигмы"[2,c.221] Данная концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности:

  • сравнительных преимуществ компаний страны;
  • наличие преимуществ национальной экономики в целом (высокий потенциал внутреннего рынка, низкие издержки производства, высокий уровень квалификации персонала, высокая норма прибыли);
  • преимущества интернализации - наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и компаниями, принимающими инвестиции.

Первая и третья составляющие инвестиционной привлекательности  характеризует особенности компаний, вторая - особенности страны в целом. Если страну, принимающую инвестиции, отличает от других стран преимущественно  первая составляющая, то инвесторам рекомендуется  избирать стратегию лицензирования и продажи патентов, чтобы попасть  на ее внутренний рынок. Если же в результате анализа выявляется наличие преимуществ  по первой и третьей составляющим инвестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей  стороны.

Оценку инвестиционного  климата страны постоянно осуществляют многие известные консалтинговые компании. Среди них и компания "А.Т. Керни", которая ежегодно публикует индекс инвестиционного доверия (FBI Confidence Index).[16,C.35] При определении этого показателя используется данные опроса 10 000 крупнейших транснациональных компаний мира, входящих в список "Global 10 000", размещенных в 41 стране мира, представляющих 24 отрасли мировой экономики, имеющих совокупный годовой доход более 18 трлн. долл. Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех вариантов ответов на вопрос о стратегии вложения прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в ближайшие один - три года. Варианты ответа: высокий уровень интереса вложения ПЗИ в страну, низкий уровень интереса и отсутствие интереса к вложению ПЗИ в страну.

Кроме указанной информации учитываются аналитические исследования экспертов международных организаций. Прежде всего, речь идет об экспертах  Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Европейского банка  реконструкции и развития (ЕБР), Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНКТАД.

Для финансовых инвестиций при оценке инвестиционной привлекательности  страны наиболее значимыми являются следующие факторы:

  • устойчивость валютного курса;
  • темпы роста экономики;
  • уровень валютных резервов;
  • состояние национальной банковской системы;
  • ликвидность рынка ценных бумаг;
  • уровень процентных ставок;
  • порядок перевода дивидендов и капиталов из страны;
  • уровень налогов на доходы от инвестиций;
  • защита прав инвесторов и т.п.

Наибольшую известность  в настоящее время получили комплексные  рейтинги инвестиционной привлекательности  стран мира периодически, публикуемые  ведущими экономическими журналами  мира: "Euromoney", "Fortune", "The Economist". [21,C.9] Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала "Euromoney", на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей:

* эффективность экономики;

* уровень политического  риска;

* состояние задолженности;

* неспособность к обслуживанию  долга;

* кредитоспособность;

* доступность банковского  кредитования;

* доступность краткосрочного  финансирования;

* доступность долгосрочного  ссудного капитала;

* вероятность возникновения  форс-мажорных обстоятельств.

Значения этих показателей  определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим  путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в  соответствии со значимостью того или  иного показателя и его вкладом  в итоговую оценку. Следует отметить, что методические подходы для  составления данного рейтинга и  состав показателей оценки постоянно  пересматриваются в зависимости  от изменения конъюнктуры мирового рынка. Важными ориентирами для  иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные  финансовые или кредитные рейтинги стран.[25,C.12] На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства "большой шестерки": Moody's, Arthur Andersen, Standart & Poor' s, IBCA и др. Так, категории кредитных рейтингов агентства Standart & Poor's включают: инвестиционные рейтинги: ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики; АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики; А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации; ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения. Спекулятивные рейтинги: ВВ - нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента; В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств. Аутсайдерские рейтинги: ССС - некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки; СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации; С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации; D - долги просрочены.

 

 

 

Глава 3. Оценка инвестиционного климата России

    1. .Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ

Как уже было отмечено в  предыдущих главах, привлечение иностранных  инвестиций в российскую экономику  является важнейшей задачей, которую  предстоит решить экономическому руководству  нашей страны в ближайшие годы. Финансирование роста в России в  обозримом будущем будет зависеть от состояния, как внутренних сбережений, так и от прямых иностранных инвестиций. В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и его отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако, оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными, а возможно, и предвзятыми.

Всегда для России были актуальны и по-прежнему остаются таковыми структурные проблемы: во-первых, это диспропорция по объемам поступлений  различных видов иностранных  инвестиций. Так, в последние годы основную долю в общем объеме притока  иностранных инвестиций занимают прочие инвестиции (72,6%), затем следуют прямые инвестиции (26%) и самая меньшая доля принадлежит портфельным (1,4%)(Приложение 2,таблица1).

Такая структура иностранного инвестирования увеличивает долговое бремя РФ, причем не за счет государственной  задолженности, а за счет корпоративной; во-вторых, ярко выражено неравномерное  распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики, в чем мы убедились  в ходе рассмотрения второй главы; в-третьих, существенны диспропорции в региональной структуре иностранных вложений, основными причинами которых  являются желание инвесторов вкладывать средства, прежде всего в районы с богатыми природными ресурсами (Дальневосточный и Уральский ФО), развитой инфраструктурой, высоким платежеспособным спросом (Центральный ФО).Также причиной этого можно считать недостаточную разработанность инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации и отсутствие действенных схем привлечения зарубежного капитала.

Существует также ряд  других проблем,[19,C.21] возникающих в ходе иностранного инвестирования:

1) налоговая проблема, а  в частности – двойное налогообложение,  когда доходы предприятия-инвестора  облагаются налогом и со стороны  государства источника или местонахождения  организации-донора и со стороны  государства-резидента. Для устранения  этой проблемы могут использоваться  следующие формы международных  соглашений. а) соглашения об избежание двойного налогообложения; б) соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. [21,c.77]2) нестабильность применения и частые изменения законов, в том числе касающихся инвестиционной деятельности. Аналитики и эксперты отмечают, что в ФЗ «Об иностранных инвестициях»[1] не выделены приоритетные с точки зрения необходимости привлечения иностранных инвестиций отрасли экономики, не отражены основные постулаты инвестиционной политики РФ, не учтены позиции по ряду международных соглашений, несовершенен понятийный аппарат. Россия не имеет единой стратегии использования иностранных инвестиций, специального органа, осуществляющего контроль за процессом иностранного инвестирования с момента заявления инвестора о его желании вложить средства до момента ликвидации инвестиционного проекта;

3) различие российской  и западной систем бухгалтерского  учета. Единственным способом  устранения данной проблемы является  переход к МСФО, так как зарубежные  инвесторы иногда просто не  могут получить точное представление  о действительном положении дел  на предприятии так как, не  предусмотрен расчет ряда экономических  показателей, часть информации  остается закрытой; [21, c.70]

4) недоверие к российскому  рынку, одним из последствий  которого стали низкие объемы  портфельных инвестиций. Недоверие  вызвано тем, что часто зарубежный  акционер не имеет возможности  реально влиять на политику  предприятий. Низкая дисперсия  собственности российских акционерных  обществ обусловливает необходимость  приобретения более крупного, чем  за рубежом пакета акций для  получения реального контроля  над компанией, но сам механизм  управления деятельностью отечественных  фирм посредством собрания акционеров  и представительства в других  органах для иностранцев затруднен.  К тому же российские партнеры  лучше знают специфику местного  рынка и умеют налаживать отношения  с властными структурами. Иностранных  инвесторов пугает также и  то, что бурный рост котировок  акций российских компаний часто  является спекулятивным и не  подкрепляется соответствующими  экономическими показателями. Кроме  того, на нашем фондовом рынке  зарубежные инвесторы не могут  применять стратегию постепенной  покупки небольших пакетов акций  с целью получения контроля  над интересующим предприятием. Поэтому неудивительно стремление  инвесторов обезопасить себя, отдавая  предпочтение кредитованию российского  предпринимательства или осуществлять  прямые инвестиции, приобретая сразу крупный пакет акций. [24,C.17]За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого[20,c.15]. Причинами отказа стали:

а) высокие издержки и, как  следствие, неконкурентоспособность  производства в России;

б) сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

в) неуступчивость российских партнеров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

г) негативность руководителей  российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с  иностранными инвесторами, низкий уровень  менеджмента;

д) криминальность российского  общества и т.д.

Спорные моменты в отношении  роли иностранных инвестиций для  экономики России связаны с существованием ряда негативных сторон прихода иностранных  инвесторов на отечественные рынки.[19,C.22] Во-первых, как бы нам этого не хотелось, не всегда происходит желанное обновления технологий, так как, во-первых, в отдельных странах (например, в США) закреплено законодательно или существует негласная установка на технологическое и научно-техническое превосходство над другими странами, т.е. такие страны не заинтересованы в «утечке» передовых технологий; во-вторых, гораздо дешевле доиспользовать запасы уже разработанных месторождений, чем осваивать новые (это касается отраслей добывающей промышленности), т.е. иностранные инвесторы предпочитают выбирать «легкие пути»; в-третьих, выгоднее предоставить кредит в форме прочих инвестиций на модернизацию производственного комплекса, чем рисковать собственными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Концепция улучшения инвестиционного климата в РФ

На нынешнем этапе благоприятный  инвестиционный климат становится главной  задачей, с помощью которого обеспечивается экономический рост и сохраняется  научно-технический потенциал для  поддержания статуса России как  развитой страны. Но приведенный выше обзор показывает, что быстро и кардинально решить эту проблему практически невозможно. Так как многие процессы как, например, борьба с преступностью, обеспечение надежной работы судебной системы и другие меры стабилизации экономики требуют длительного времени. Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.

Таким образом, требуется  долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными  общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.[27,C.24]Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, современные методы управления. В тоже время частные инвестиции чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования - стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, степени гармонизации национальных стандартов с международными, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Отсюда - безальтернативность самых серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата.

Информация о работе Инвестиционный климат