Инвестиционная деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:01, реферат

Краткое описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
показать методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
1.1. Инвестиции и их источники ……………………………………………...4
1.2. Методы формирования инвестиционного климата …………..............5
1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельно-сти ................................................................................................................................7
1.4. Инвестиционная политика в переходной экономи-ке…………….……8
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1. Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капи-тал………………………………………...…………....................9
2.2. Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования.10
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
3.1. Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активно-сти………………………………………………………………………………...…11
3.2. Cовершенствование форм привлечения иностранного капита-ла....13
Заключение……………………………………………………………………..14
Литература……………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Инвестиционная деятельность в Республике Белару.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

       В настоящее время наше законодательство далеко несовершенно, в нем много «белых пятен», связанных с вопросами собственности и защиты прав собственника. Имеется ряд противоречий в законах о собственности, о предприятиях, между законодательством о приватизации и нормативными документами; не конкретизирована процедура и гарантии для инвесторов, арендующих  землю под инвестиционные проекты; многие процедуры в законодательстве неоправданно усложнены. Но всё это исправимо. Главное выполнять закон и цивилизованно его совершенствовать, ибо в противном случае мы непредсказуемы, а следовательно, нестабильны в глазах потенциальных партнеров. 
 
 
 

       1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности.

       В последние годы в Республике Беларусь предпринято ряд мер по формированию  нормативно-правовой базы и направленных на создание долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.

       В октябре 1999г. принят в первом чтении в Национальном Собрании  проект инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

       В основу проекта положены новая редакция законов «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», ряд нормативных актов, регулирующих порядок и процедуры осуществления инвестиций. В проекте кодекса также определяются особенности регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства.

       Инвестиционный  кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г. не просто объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь», но ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность.

       В законе предусматривается создание одинаковых правовых условий и гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.

       Основным  направлением инвестиционной деятельности является накопление капитала в производственных отраслях народного хозяйства с активным вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс определяет основополагающие нормы по государственной поддержке таких производств. Таким образом, в кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора.

       Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, исходя из практики зарубежных стран, должна быть, построена на следующих основных принципах:

    • стабильности законодательства;
    • непротиворечивости законодательств между собой;
    • регулирование посредством законов наибольшей части отношений;
    • открытости для изучения законодательных актов любому человеку;
    • защищенности инвесторов от неправомерных действий госорганов;
    • унификация нормативно-законодательных актов, соответствие международной системе  правового обеспечения инвестиционной деятельности.

       Кроме законодательной базы для привлечения  инвестиций в государстве необходимо создать благоприятные условия, на которые влияет целый ряд факторов. Это в первую очередь финансовая стабильность, включающая стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность свободно осуществлять конвертацию валют и вывоз капитала в любую страну.

       Необходимыми  условиями  является осуществление  различных реформ:

    • приватизация госсобственности,
    • посильные налоги,
    • создание рыночной инфраструктуры.
 

       1.4. Инвестиционная политика в переходной экономике.

       Процессы  в инвестиционной сфере во многом во многом определяются складывающейся экономической обстановкой в стране, и прежде всего изменениями, происходящими в финансово-кредитной системе, а также платёжеспособным спросом субъектов хозяйствования и населения.

       Государственная инвестиционная политика на ближайшие  годы исходит из того, что обеспечение высоких темпов роста инвестиций в основной капитал является важнейшим фактором дальнейшего экономического роста, стабильного технологического и социального развития Беларуси.

       Основной  целью инвестиционной политики сегодня  становится улучшение макроэкономического климата в целях максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики с темпами ежегодного увеличения валового внутреннего продукта на 3-4%.

       В связи с этим на первый план выходят  следующие задачи:

    1. рост объёмов и эффективности использования источников инвестиционного развития страны;
    2. эффективная реализация новых подходов, механизмов и инструментов осуществления инвестиционной политики;
    3. формирование нормативно-правовых основ благоприятного режима инвестиционной деятельности.

       Важным  инструментом повышения роли государства  и эффективного использования капитала остаётся бюджетное финансирование. В республике четыре года разрабатывается и реализуется инвестиционная программа.

       В качестве нетрадиционных источников инвестирования выступает лизинговая деятельность. Лизинг как особая более форма аренды, позволяет вести расширенное воспроизводство и инновации при расширении финансовых ресурсов у производителя.

       Главная задача лизинга – увеличение с  его помощью экспорта продукции белорусских предприятий и привлечение иностранных инвестиций.

       Объектами в лизинге являются машины и оборудование, компьютерная техника.

       Постоянно возникает вопрос о том, какому виду внешнего инвестирования отдать предпочтение: заимствованиям или прямым инвестициям? Предпочтительно в качестве внешних источников финансирования иметь прямые инвестиции, т.к. они не влияют на внешний долг. Однако, если они превысят 10% валовых капитальных вложений, может быть нарушена экономическая безопасность государства. (А., 1999)1 

       Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

       2.1. Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капитал.

       Экономика страны начнёт выходить из кризиса  только тогда, когда отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.

       В стабильной экономике на первом месте должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств, производители вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних.

       Не  способствует прогрессу и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций.

       Так как в экономике Беларуси преобладает государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут быть профинансированы из других источников.

       В кредитах, как краткосрочных, так  и долгосрочных, нуждаются все предприятия независимо от форм собственности, методов хозяйствования. Долгосрочное кредитование находится в зоне повышенного риска, но, увы, наши коммерческие банки не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной.

       Предприятия в своем подавляющем большинстве  используют только один вид иностранных экспортных кредитов - под гарантии правительства. Однако такая форма имеет значительный недостаток – здесь ответственность за выполнение обязательств перекладывается с непосредственного исполнителя проекта, под который получены средства, на государство.

       Анализ  ситуации позволяет сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочный кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.

       Важную  роль в развитии отдельных регионов республики, привлечении инвестиций в экономику страны призваны сыграть свободные экономические зоны (СЭЗ). Беларусь с ее выгодным экономико-географическим и геополитическим положением располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ.

       Свои  инвестиции в СЭЗ вкладывают в  основном западные соседи республики - предприниматели из Польши, Германии, Чехии, Италии и Израиля.

       Спектр  иностранных инвестиций достаточно широк-16 зарубежных стран инвестировали капитал в создание производственных предприятий СЭЗ. 

       2.2. Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования.

       Основными поставщиками внутренних кредитных  ресурсов являются депозиты физических и юридических лиц.

       Благодаря снижению инфляции и росту долгосрочных сбережений были созданы условия для увеличения инвестиционной деятельности.

       Основным  видом деятельности коммерческих банков является предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Традиционно, наиболее приемлемой формой банковского кредита считаются краткосрочные ссуды. Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными и относительно свободными от риска, связанного с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры.

       Долгосрочные  инвестиционные кредиты являются ключевыми, как для банков- кредиторов, так и для предприятий-заёмщиков. Для банков опасность долгосрочного кредитования заключается в том, что они должны вкладывать краткосрочные кредиты своих клиентов в долгосрочные инвестиционные проекты заёмщиков с вытекающими отсюда рисками неисполнения краткосрочных обязательств. Для предприятий опасность долгосрочного кредитования заключается в изменении конъюнктуры рынка, что может привести к потере их платёжеспособности или даже банкротству.

       Серьёзной проблемой инвестиционного кредитования является отсутствие ликвидного залога у предприятий-заёмщиков. По степени ликвидности выделяют медленно-реализуемые и быстрореализуемые активы.

       Для решения этой проблемы необходима приватизация предприятий и формирование реально действующего фондового рынка и институтов финансового инвестирования, определение реальной стоимости инструментов финансового инвестирования. В таком случае залогом могли бы выступать ценные бумаги предприятий, ликвидность которых определяла бы фондовая биржа на основе спроса и предложения. При нормальном финансировании рынка ценные бумаги предприятий будут обладать большей ликвидностью, чем обычно используемые в качестве залога основные фонды.

       В противном случае при банкротстве  крупных заёмщиков банки становятся собственниками основных фондов, в качестве залога, и, таким образом, сталкиваются с проблемой их реализации для предотвращения уже своего банкротства. 
 
 

       Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

       3.1. Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности.

       В республике давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РБ