Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:01, реферат
Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
показать методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.
Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
1.1. Инвестиции и их источники ……………………………………………...4
1.2. Методы формирования инвестиционного климата …………..............5
1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельно-сти ................................................................................................................................7
1.4. Инвестиционная политика в переходной экономи-ке…………….……8
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1. Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капи-тал………………………………………...…………....................9
2.2. Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования.10
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
3.1. Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активно-сти………………………………………………………………………………...…11
3.2. Cовершенствование форм привлечения иностранного капита-ла....13
Заключение……………………………………………………………………..14
Литература……………………………………………………………………...15
В
настоящее время наше законодательство
далеко несовершенно, в нем много
«белых пятен», связанных с вопросами
собственности и защиты прав собственника.
Имеется ряд противоречий в законах о
собственности, о предприятиях, между
законодательством о приватизации и нормативными
документами; не конкретизирована процедура
и гарантии для инвесторов, арендующих
землю под инвестиционные проекты; многие
процедуры в законодательстве неоправданно
усложнены. Но всё это исправимо. Главное
выполнять закон и цивилизованно его совершенствовать,
ибо в противном случае мы непредсказуемы,
а следовательно, нестабильны в глазах
потенциальных партнеров.
1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности.
В последние годы в Республике Беларусь предпринято ряд мер по формированию нормативно-правовой базы и направленных на создание долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.
В октябре 1999г. принят в первом чтении в Национальном Собрании проект инвестиционного кодекса Республики Беларусь.
В основу проекта положены новая редакция законов «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», ряд нормативных актов, регулирующих порядок и процедуры осуществления инвестиций. В проекте кодекса также определяются особенности регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства.
Инвестиционный кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г. не просто объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь», но ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность.
В законе предусматривается создание одинаковых правовых условий и гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.
Основным направлением инвестиционной деятельности является накопление капитала в производственных отраслях народного хозяйства с активным вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс определяет основополагающие нормы по государственной поддержке таких производств. Таким образом, в кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора.
Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, исходя из практики зарубежных стран, должна быть, построена на следующих основных принципах:
Кроме законодательной базы для привлечения инвестиций в государстве необходимо создать благоприятные условия, на которые влияет целый ряд факторов. Это в первую очередь финансовая стабильность, включающая стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность свободно осуществлять конвертацию валют и вывоз капитала в любую страну.
Необходимыми условиями является осуществление различных реформ:
1.4. Инвестиционная политика в переходной экономике.
Процессы в инвестиционной сфере во многом во многом определяются складывающейся экономической обстановкой в стране, и прежде всего изменениями, происходящими в финансово-кредитной системе, а также платёжеспособным спросом субъектов хозяйствования и населения.
Государственная инвестиционная политика на ближайшие годы исходит из того, что обеспечение высоких темпов роста инвестиций в основной капитал является важнейшим фактором дальнейшего экономического роста, стабильного технологического и социального развития Беларуси.
Основной целью инвестиционной политики сегодня становится улучшение макроэкономического климата в целях максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики с темпами ежегодного увеличения валового внутреннего продукта на 3-4%.
В связи с этим на первый план выходят следующие задачи:
Важным инструментом повышения роли государства и эффективного использования капитала остаётся бюджетное финансирование. В республике четыре года разрабатывается и реализуется инвестиционная программа.
В качестве нетрадиционных источников инвестирования выступает лизинговая деятельность. Лизинг как особая более форма аренды, позволяет вести расширенное воспроизводство и инновации при расширении финансовых ресурсов у производителя.
Главная задача лизинга – увеличение с его помощью экспорта продукции белорусских предприятий и привлечение иностранных инвестиций.
Объектами в лизинге являются машины и оборудование, компьютерная техника.
Постоянно
возникает вопрос о том, какому виду внешнего
инвестирования отдать предпочтение:
заимствованиям или прямым инвестициям?
Предпочтительно в качестве внешних источников
финансирования иметь прямые инвестиции,
т.к. они не влияют на внешний долг. Однако,
если они превысят 10% валовых капитальных
вложений, может быть нарушена экономическая
безопасность государства. (А., 1999)1
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1. Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капитал.
Экономика страны начнёт выходить из кризиса только тогда, когда отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.
В стабильной экономике на первом месте должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств, производители вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних.
Не способствует прогрессу и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций.
Так как в экономике Беларуси преобладает государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут быть профинансированы из других источников.
В кредитах, как краткосрочных, так и долгосрочных, нуждаются все предприятия независимо от форм собственности, методов хозяйствования. Долгосрочное кредитование находится в зоне повышенного риска, но, увы, наши коммерческие банки не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной.
Предприятия
в своем подавляющем
Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочный кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.
Важную роль в развитии отдельных регионов республики, привлечении инвестиций в экономику страны призваны сыграть свободные экономические зоны (СЭЗ). Беларусь с ее выгодным экономико-географическим и геополитическим положением располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ.
Свои инвестиции в СЭЗ вкладывают в основном западные соседи республики - предприниматели из Польши, Германии, Чехии, Италии и Израиля.
Спектр
иностранных инвестиций достаточно
широк-16 зарубежных стран инвестировали
капитал в создание производственных
предприятий СЭЗ.
2.2. Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования.
Основными поставщиками внутренних кредитных ресурсов являются депозиты физических и юридических лиц.
Благодаря снижению инфляции и росту долгосрочных сбережений были созданы условия для увеличения инвестиционной деятельности.
Основным видом деятельности коммерческих банков является предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Традиционно, наиболее приемлемой формой банковского кредита считаются краткосрочные ссуды. Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными и относительно свободными от риска, связанного с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры.
Долгосрочные инвестиционные кредиты являются ключевыми, как для банков- кредиторов, так и для предприятий-заёмщиков. Для банков опасность долгосрочного кредитования заключается в том, что они должны вкладывать краткосрочные кредиты своих клиентов в долгосрочные инвестиционные проекты заёмщиков с вытекающими отсюда рисками неисполнения краткосрочных обязательств. Для предприятий опасность долгосрочного кредитования заключается в изменении конъюнктуры рынка, что может привести к потере их платёжеспособности или даже банкротству.
Серьёзной
проблемой инвестиционного
Для решения этой проблемы необходима приватизация предприятий и формирование реально действующего фондового рынка и институтов финансового инвестирования, определение реальной стоимости инструментов финансового инвестирования. В таком случае залогом могли бы выступать ценные бумаги предприятий, ликвидность которых определяла бы фондовая биржа на основе спроса и предложения. При нормальном финансировании рынка ценные бумаги предприятий будут обладать большей ликвидностью, чем обычно используемые в качестве залога основные фонды.
В
противном случае при банкротстве
крупных заёмщиков банки
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
3.1. Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности.
В республике давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.