Инвестиции в структуре совокупных расходов и их влияние на совокупные доходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое исследование инвестиций в структуре совокупных расходов и их влияния на совокупные доходы, а также влияние инвестиций на макроэкономическую динамику в РБ.
В данной работе автором решаются следующие задачи:
изучаются инвестиции как компонент совокупных расходов;
рассматриваются функции инвестиций и факторы влияния;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Инвестиции как компонент совокупных расходов: сущность, виды, функции и факторы влияния………………………………………………………………… 5
2. Влияние инвестиций на экономический рост (на примере высокоразвитых
стран) .…………………………………………………………………………….. 11
3. Инвестиции в экономике Республики Беларусь: состояние, проблемы, планы и перспективы……………………………………………………………….......... 19
Заключение…………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Invejhustitsii_tema_18 - копия.doc

— 586.50 Кб (Скачать)

Данные о валовом поступлении иностранных инвестиций по областям и г.Минску представлены в таблице3.3.

 

Таблица 3.3                                                                     (тыс.долларов США)

 

Поступило за 2011 год

Справочно поступило за 2010 год

всего

в том числе

прямые

портфельные

прочие

Республика Беларусь

18878563,9

13 248 022,3

2 288,8

5 628252,8

9 085 453,1

Брестская область

215 055,0

103 941,0

221,0

110 893,0

152 618,8

Витебская область

688 958,8

71 583,4

1,3

617 374,1

862 115,7

Гомельская область

1 313 501,6

210 441,6

10,2

1 103049,8

737  327,9

Гродненская область

129 136,8

108 121,9

7,8

21 007,1

55 195,2

г.Минск

14 389 928,8

12 227 214,0

2 038,1

2 160676,4

6 978 435,9

Минская область

1 841 372,8

363 792,6

10,4

1 477569,8

196 143,2

Могилевская область

300 610,4

162 927,8

-

137 682,6

103 616,4


Источник: [13].

Территориальное размещение иностранных инвестиций характеризуется четко выраженной концентрацией в г. Минске. Общий объем поступлений инвестиций из-за рубежа в 2011 г. в г. Минске составил 76,2 % от общего объема иностранных инвестиций.

Меньше всего инвестиций привлекли в 2011 г. организации Гродненской области — 129,1 млн долл. США (0,7 % от общего объема иностранных инвестиций). Объемы поступления иностранных инвестиций в Витебской области не достигли уровня 2010 г.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. в общем объеме поступлений иностранного капитала возросла доля Могилевской, Гомельской и Гродненской областей. Рост иностранных инвестиций более чем в два раза отмечен в Могилевской области.

В 2011г. портфельные иностранные инвестиции поступили в 5 областей. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были г. Минск, Брестская и Минские области. Объем поступления портфельных иностранных инвестиций в эти регионы составил 2,2 млн. долларов США, или 99,2 % от их общего объема.

Лидером по объему прямых иностранных инвестиций в 2011 г. стал г. Минск. Общая сумма поступивших в г. Минск прямых инвестиций по итогам 2011 г. составила 12227,2 млн. долларов США(92,3% от общего объема прямых инвестиций)..

Из 5,6 млрд. долларов США прочих инвестиций, накопленных в реальном секторе экономики Республики Беларусь, значительная доля сосредоточена в столице (2,1 млрд. долларов США, или 38,4 % от общего объема прочих инвестиций), Минской и Гомельской областях (1,5 млрд. долларов США и 1,1млрд. долларов США соответственно).

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без  учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. долларов  США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде)(рис.3.2)

 

 

Рисунок 3.2 – Прямые иностранные инвестиции на чистой основе.

 

В целом анализ поступления иностранных инвестиций показывает их низкую отраслевую диверсификацию. На долю торговли за анализируемый период пришлось от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений (табл. 3.4).

 

Таблица 3.4 - Данные о валовом поступлении иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

Источник: [13].

 

Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является транспорт. Его доля в общей сумме зарубежных капиталовложений в 2010 г. превысила соответствующий показатель по торговле. В 2011 г. эта доля увеличилась и составила 5,8 млрд. долларов США, или 30,8 %.

В 2011 г. на третье место вышла промышленность. Организациями этой отрасли экономики в 2011 г. было привлечено 4,9 млрд. долларов США иностранных инвестиций или 26,1%.

Следует отметить постепенное  снижение поступления иностранных  инвестиций в сферу здравоохранения и предоставления социальных услуг — с 2,7 млн. долларов США в 2010 г. до 1,8 млн. долларов США в 2011 г.

Структура распределения  поступивших иностранных инвестиций по видам экономической деятельности представлена на рисунке 3.3

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Рисунок 3.3

Источник: [13].

Задолженность за товары, услуги в объеме валового поступления ПИИ за 2011 год составила 11,6 млрд. долларов США, что в 2,3 раза больше, чем за 2010 год.

Определим основные приоритеты и перспективы инвестиционной политики в Республике Беларусь.

Главная опасность  для будущего развития страны заключается  в том, что инвестиционный климат по-прежнему остаётся неблагоприятным, а рост инвестиций крайне неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре внешних рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости белорусской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства, сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.

Главные цели инвестиционной политики государства  обусловлены решением стратегических задач развития Республики Беларусь, определенных в «Основных направлениях социально-экономической Республики Беларусь на долгосрочную перспективу».

Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе коренной модернизации производства и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренного инвестиционного развития секторов «новой экономики», прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формирования нового технологического облика национального хозяйства XXI века.

В среднесрочном  плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение  инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.

В связи с  этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:

  • усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
  • введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;
  • создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
  • осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
  • либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации;
  • обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;
  • содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала.
  • усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;
  • отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;
  • открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частнопредпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;
  • отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов;
  • повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ;
  • создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала белорусских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации;
  • либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Беларусь современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;
  • повышение инвестиционной привлекательности белорусских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.

Улучшение инвестиционного  и предпринимательского климата  является ключевым условием развития экономики, поэтому к приоритетным направлениям инвестиционной политики относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает:

- кардинальное  улучшение условий инвестирования  и хозяйствования;

- существенное  снижение налогового бремени  и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;

- достижение  сбалансированности бюджетной системы  и повышение эффективности ее функционирования;

- стимулирование  прогрессивных структурных сдвигов  в российской экономике;

- реструктуризацию  естественных монополий;

- создание  условий для развития финансовой  инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

- создание  условий для интеграции Беларуси в мировую экономику.

Все это позволит Беларуси закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в докризисный период, мягко преодолеть последствия влияния мирового финансового кризиса и выйти на траекторию устойчивого экономического роста. Одними из первых шагов, призванных создать базис для обеспечения ясной и прозрачной структуры экономики Беларуси, являются введение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и неукоснительное исполнение законодательства о раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Изменения должны коснуться и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения  прибыли. Здесь должен быть предусмотрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.

Налоговая политика должна быть ориентирована на поиск  эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, а также на укрепление налогового администрирования.

Важнейшей задачей  также должно стать приведение белорусского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), в том числе за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов, и завершение переговоров о вступлении Беларуси в ВТО.

Итак, в качестве вывода можно заключить, что социально-экономическое  развитие страны во многом будет зависеть от эффективности проводимой государством инвестиционной политики, которая пока не вселяет большого оптимизма. Улучшение инвестиционного климата - необходимое условие привлечения инвестиций в экономику Беларуси.

К приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата  можно отнести:

• совершенствование законодательной базы по инвестициям с целью создания более привлекательных условий для активизации привлечения прямых иностранных инвестиций;

• усиление защиты прав на интеллектуальную собственность;

• проведение структурных преобразований промышленных предприятий;

• реструктуризация банковской системы с акцентом на инвестиционные приоритеты;

• улучшение условий и таможенных правил международной торговли.

Решение указанных и  иных проблем позволит повысить инвестиционную активность предприятий, регионов и страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, инвестиции – в широком смысле слова это все виды материальных ценностей, знания и другие средства, вкладываемые в экономику с целью получения прибыли или определенного социального эффекта. К инвестициям относят все затраты на производство и накопление средств производства, увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в экономике. В более узком смысле – это долгосрочное вложение капитала в экономические проекты и программы в стране.

С одной стороны, спрос  на инвестиции наиболее чутко реагирует на изменения в экономике, а с другой – именно изменение объема инвестиций чаще всего является причиной колебаний рыночной конъюнктуры. Специфика воздействия инвестиционного спроса на экономику заключается в несовпадении времени спроса на часть национального продукта, представляющую собой инвестиционные товары, и времени увеличения предложения национального продукта, которое наступает только после ввода в действие новых производственных мощностей.

Основным источником инвестиций являются сбережения населения, предприятий и государства. Инвестиционная политика – это неотъемлемая часть экономической политики государства, направленная на развитие и повышение эффективности инвестиционной деятельности в стране с учетом ее реальных потребностей и возможное привлечение к ней инвесторов.

Изменение спроса на инвестиции могут происходить под влиянием всех факторов, которые могут, так  или иначе, повлиять на ожидаемую  прибыль. Основными из них являются следующие:

  • ожидания предпринимателей – прогнозы будущей конъюнктуры рынка (объем спроса на товары, уровень цен, изменения в экономике, политике и т.п.).
  • уровень налогообложения, поскольку при принятии инвестиционных решений предприниматели рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов.
  • издержки на основной капитал, его ремонт и обслуживание, т.к. с возрастание этих расходов будет снижаться ожидаемая норма чистой прибыли.
  • научно-технический прогресс, а именно создание новой прогрессивной техники и технологии, новых видов товаров и услуг и т.д.

Информация о работе Инвестиции в структуре совокупных расходов и их влияние на совокупные доходы