Инвестиции и механизм их воздействия на развитие национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и национальная экономика в целом в существенной степени зависят от государственной политики. Рыночная экономика не может автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества.

Файлы: 1 файл

moya_prelest (1).docx

— 75.03 Кб (Скачать)

Прогнозом социально-экономического развития страны на 2002 год предусмотрен прирост объема инвестиций в размере 6-7%, в том числе за первый квартал - 3%.

По данным Минстата, на объектах непроизводственного назначения в январе-марте использовано 257,7 млрд.бел.руб. инвестиций или 90,6% к аналогичному периоду прошлого года. В объекты производственного назначения инвестировано 367 млрд.бел.руб. (124,1%), причем их удельный вес по сравнению с первым кварталом прошлого года вырос с 50,7% до 58,7%. В общем объеме инвестиций на строительно-монтажные работы пришлось 332,3 млрд.бел.руб. (104,2%).

В Минстате сообщили, что доля государственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал в январе-марте выросла с 59,1% до 59,6% и составила 372,5 млрд.бел.руб. Доля частных средств снизилась с 40,5% до 39,8% и составила 248,7 млрд.бел.руб., доля средств нерезидентов выросла с 0,4% до 0,6% и составила 3,5 млрд.бел.руб. 
В 2001 году объем инвестиций в основной капитал снизился на 6,1% по сравнению с 2000 годом и составил 2949,4 млрд.бел.руб. Как пояснили специалисты Минэкономики, основными причинами сокращения инвестиций было снижение на треть объема бюджетных средств и ухудшение финансово-экономического состояния промышленных предприятий [17].

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности в  Республике Беларусь

 

  В республике давно  назрела объективная необходимость  создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов. Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.  Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.   Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:

- изменение процентной ставки  Центробанка с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке.

- Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление  или      покупку акций и иных ценных бумаг.

- валютная политика, как средство использования накоплений в СКВ и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов.

Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.

-фондовый рынок, устойчивость  и надежность его функционирования. Первый негативный опыт создания инвестиционных компаний, приватизационных и иных финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики. Кроме отмеченных основных составляющих активизации привлечения кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:

-использование системы  электронных денег (кредитные карточки и иные компьютерные системы расчетов).

-продвинутые организационные  формы деятельности банковского  и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;

-использование разнообразных  форм привлечения денежных и  иных капитальных

 средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое  управление чеками, акциями и денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.   Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:

-создание надёжной системы  гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов;

-развитие масштабных  программ национального жилищного  строительства и создания широкой сети финансовых посредников;

-осуществление широкой  денежной приватизации государственных  предприятий, способствующей использованию денежных средств населения и иностранных инвесторов;

-использование эффективной  системы налогообложения на физических  лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;

-проведение соответствующей  идеологической и пропагандистской  кампании по привлечению денежных ресурсов в страну.

  Данные методы являются  необходимыми и первоочерёдными  в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.

 

 

 

3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала

 

 Существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.   Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики. Работы на государственном уровне  по привлечению в страну иностранного капитала должны включать:

- разработку концепции  привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;

- принятие дополнительных  законов и других законодательных  актов

способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;

- создание системы государственного  управления процессом привлечения иностранных инвесторов.   Общим условием стимулирования притока иностранных инвестиций является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь.   Проблема привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции.

  Важную роль может  сыграть организация производства  продукции на базе использования  лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий.   Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:

- заключить с развитыми  странами соглашение о сотрудничестве  в области технологического обмена;

- создать при отраслевых  министерствах и концернах фонды  для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.   Одним из каналов  притока финансовых ресурсов может стать создание

определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.   Деятельность филиалов иностранных банков должна быть поставлена под адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечении финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Что нужно для того, чтобы РБ реализовала все возможные варианты улучшения инвестиционного климата?

Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой фирмы, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг.

Но даже при выполнении всех этих условий требуется определенное время, чтобы проявился профессионализм управляющих компаний, их умение ориентироваться на финансовом рынке. Чтобы успели поступить доходы от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских кооперативов. Чтобы и в Беларуси проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда. Чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками. Но, как известно, дорогу осилит идущий.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь за интересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашей страной стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

 

 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. William, F. Sharpe. Investments / Sharpe William, F. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 289 с.
  2. Бизнес. Коммерция. Рынок. Словарь-справочник. – М.: 2004. – 560 с.

3. Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Дж. Долан. - Л.,1991- 362 с.

4. Долан, Э. Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан. - СПб., 1994 -532 с.

5. Хейлбронер, Р., Туроу, Л. Экономика для всех.- Новосибирск., 2000, с. 456

6. Фондовый портфель: Книга эмитента, инвестора, акционера. Книга биржевика. Книга финансового  брокера.-М., 1997, с. 297

7. Веремеенко С. Новая стратегия привлечения  иностранных инвестиций в Россию// Год планеты: Экономика. Политика. Трибуна  предпринимателей. Банки. Культура. Вып. 1998г..М., 1999, с. 324

8. Инвестиционная  политика Беларуси. Под ред Г. М. Лыча.- Институт экономики Академии наук Беларуси.- Мн., 1996, с. 160

9. Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000

10. Проблемы и  приоритеты./Дело. Восток + Запад. Вестник  внешнеэкономических связей РБ. №1, 2001

11 Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М, 2004 г. – 416 с.

12. Галина Мойсейчик. Анализ кредитно-инвестиционной деятельности банков в 2000 г./Вестник Ассоциации белорусских банков.№7, 2001

Информация о работе Инвестиции и механизм их воздействия на развитие национальной экономики