Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 19:48, курсовая работа
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и национальная экономика в целом в существенной степени зависят от государственной политики. Рыночная экономика не может автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества.
Существует несколько характерных подходов к оценке инвестиционного климата, из которых наиболее приемлемым является факторный, основанный на оценке набора факторов:
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону.
В 1996-2000 гг. в развитии белорусской экономики определились два этапа: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода и замедление темпов экономического развития во второй его половине.
Обусловлено это тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале этого периода, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Обострились инфляционные процессы. Основная причина этого—денежно-кредитная политика 1998—1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России.
С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и относительная стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000г. — к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не привели пока к существенному улучшению экономической ситуации.
Усложнение финансовых проблем в свою очередь блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.
С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.
Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Весьма актуальной задачей для республики становится проведение ежегодного мониторинга инвестиционного климата. Наиболее подходящим вариантом является отслеживание состояния инвестиционного климата экономики страны без выделения отдельных хозяйственных систем (отраслей, регионов, экономических зон).
При осуществлении инвестиций в Республику Беларусь, зарубежные, и даже национальные инвесторы сталкиваются как с экономическими, так и законодательными проблемами. Противоречивая экономическая ситуация в республике, слабая активность субъектов хозяйствования, отсутствие либо малая эффективность финансовых механизмов, неразвитость экономических рынков значительно снижают интерес к инвестициям и, как следствие, сдерживают темпы развития экономики страны.
Техническое перевооружение отечественных производителей, освоение ими новых технологических процессов и выпуска новых видов продукции с необходимостью требует импорта для собственного производства основных средств, зарубежных "ноу-хау", сырья, материалов, комплектующих. В усло-виях, когда наиболее эффективными и совершенными являются оборудование и технологии, приобретаемые в странах дальнего зарубежья, расчет с которыми практически возможен только в СКВ, весьма обостряется проблема наличия у белорусских производителей валютных средств. Следует также отметить, что реализуемая ныне программа импортозамещения предполагает реализацию предприятиями своей продукции главным образом на внутреннем рынке, что еще более ограничивает возможность получения валютной выручки. В этой ситуации при отсутствии возможности приобретения валюты на условиях, определяемых действующим законодательством, весьма про¬блематичной оказывается возможность приобретения импортных технологий, как за счет собственных средств производителей, так и за счет банковских кредитов и банковского лизинга, поскольку возврат валютных ресурсов банков гарантирован только лишь на бумаге[7, с. 34].
Правительством РБ принят закон о государственной поддержке прямых инвестиций, который основывается на Конституции РБ и состоит из норм и нормативно – правовых актов.
Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики, перечень которых утверждается Президентом РБ.
В процессе достижения цели РБ решает следующие задачи:
1. Внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау.
2. Насыщение внутреннего
рынка высококачественными
3. Государственная
поддержка и стимулирование
4. Развитие
5. Рациональное и комплексное использование сырьевой базы РБ.
6. Внедрение современных
методов менеджмента и
7. Создание новых рабочих мест.
8. Внедрение системы
непрерывного обучения местных
кадров, повышение уровня их
9. Обеспечение интенсификации производства.
10. Улучшение окружающей природной среды.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности с производственных
позиций осуществляется в форме капитальных
вложений и ведется органами государственной
власти РБ, это конкретно – затраты на
строительно–монтажные работы при возведении
зданий и сооружений; приобретение, монтажи
наладку машин и оборудования; проектно
– изыскательские работы; содержание
дирекции строящегося предприятия; подготовку
и переподготовку кадров; затраты по отводу
земельных участков и переселению в связи
со строительством и др.
В статистическом учете
и экономическом анализе реальные инвестиции
называют еще и капиталообразующими. Капиталообразующие
инвестиции включают следующие элементы:
• инвестиции в основной капитал;
• затраты на капитальный ремонт;
• инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования;
• инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты научно – исследовательские и опытно – конструкторские разработки и т. д.);
• инвестиции в пополнение
запасов материальных оборотных средств.
Основное место в структуре
капиталообразующих инвестиции занимают
инвестиции в основной капитал, в объем
которых включаются затраты на новое строительство,
реконструкцию, расширение и техническое
перевооружение действующих промышленных,
сельскохозяйственных, транспортных,
торговых и других предприятий, затраты
на жилищное и культурно – бытовое строительство[8,
с. 67].
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Инвестиции на макроуровне являются основой:
• для осуществления политики расширенного воспроизводства;
•для ускорения НТП, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
• для структурной перестройки общественного производства и
балансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
• для создания необходимой сырьевой базы промышленности;
• для гражданского строительства, развития здравоохранения,
культуры, высшей и средней школы, а также для решения других социальных проблем;
• для смягчения или решения проблемы безработицы;
• для охраны природной среды;
• для конверсии военно-промышленного комплекса;
• для обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем[8, с. 69].
Для экономики РБ, которая уже длительное время находится в состоянии экономического кризиса, инвестиции необходимы, прежде всего, для ее стабилизации, оживления и подъема. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т. д.
В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояние является в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, в свою очередь, закладывают основу завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния. Мы постоянно находимся “на распутье” – между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного сегодня мы сбережем и инвестируем, тем больше будет у нас возможности потреблять завтра. Напротив, чем больше сегодняшних ресурсов мы используем на потребление, тем меньше у нас будет шансов на более высокий уровень потребности завтра.
Инвестиции играют исключительно важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы, прежде всего, для достижения следующих целей:
• расширения и развития производства;
• недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
• повышения технического уровня производства;
• повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
• осуществления природоохранных мероприятий;
• приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий.
В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли[8, с. 71].
Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль, как на макро-, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
Но из-за общей экономической
нестабильности, высоких темпов инфляции,
больших процентных ставок по кредитам,
превышающих уровень доходности предприятий,
за последние годы объемы капитальных
вложений и капитального строительства
резко сократились, что не стабилизировало,
а, наоборот, усугубило экономическое
положение республики.
Состояние инвестиционной
деятельности в республике характеризует
динамика следующих показателей:
• общего объема инвестиций;
• доли инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП);
• доли реальных инвестиций в общем объеме инвестиций;
• общей величины реальных инвестиций;
• доли реальных инвестиций,
направляемых в основной капитал и др.
Косвенно, но достаточно
объективно состояние инвестиционной
деятельности характеризуют темпы роста
основных макроэкономических показателей:
1) национального дохода;
2) ВВП и ВНП;
3) объема промышленного производства;
4) выпуска отдельных важнейших видов промышленной продукции;
5) объема сельскохозяйственного производства;
6) производительности общественного труда;
7) и других.
Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связано с тем, что их рост не мыслим без вложения инвестиций. Эти же показатели в определенной мере характеризуют и эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы роста инвестиций, то это явный признак повышения эффективности использования инвестиций и наоборот[8, с. 72].
На 1 января 2000 года
в Республике Беларусь зарегистрировано
свыше 500 представительств зарубежных
компаний-производителей, 2250 совместных
предприятий (СП) и предприятий с иностранным
капиталом (ИП).
В январе 1997 года был
принят Закон Республики Беларусь об иностранных
инвестициях на территории Республика
Беларусь (Закон Республики Беларусь №
99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.)
Информация о работе Инвестиции и механизм их воздействия на развитие национальной экономики