Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 19:48, курсовая работа
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и национальная экономика в целом в существенной степени зависят от государственной политики. Рыночная экономика не может автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества.
Этот закон определяет
правовые принципы, условия и механизм
реализации инвестиционной деятельности
иностранных инвесторов на территории
Республики Беларусь, закрепляет гарантии
осуществления прав и обязанностей иностранных
инвесторов. Закон направлен на создание
благоприятных условий для привлечения
иностранных инвестиций в республику
в целях более эффективного экономического
и социального развития Республики Беларусь,
расширения ее международного экономического
сотрудничества и интеграции в мировую
экономику.
Положения настоящего
Закона действуют на территории Республики
Беларусь применительно ко всем иностранным
инвесторам и предприятиям с иностранными
инвестициями.
Иностранные инвестиции – это вложенные (вкладываемые) иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Объектом иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут быть: любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не запрещенной на территории республики; здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц; акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги и средства; научно-техническая продукция; права на интеллектуальные ценности; иное имущество и приобретенные имущественные права, включая права на пользование землей и другими природными ресурсами республики для осуществления своей деятельности.
Иностранными инвесторами
на территории Республики Беларусь могут
быть иностранные государства, объединения,
международные организации, иностранные
юридические и физические лица, а также
граждане Республики Беларусь, имеющие
постоянное место жительства за границей.
Иностранные инвестиции
на территории Республики Беларусь могут
осуществляться в формах: долевого участия
в предприятиях, создаваемых совместно
с белорусскими юридическими и физическими
лицами; создания предприятий, полностью
принадлежащих иностранным инвесторам;
приобретения предприятий, зданий, сооружений,
акций и других ценных бумаг; приобретения
прав пользования землей, другими природными
ресурсами, а также иных имущественных
прав; в любых других формах хозяйственной
и иной деятельности, не противоречащих
законодательству, действующему на территории
Республики Беларусь.
Изменение формы, в которой первоначально осуществляется вложение имущества, средств в предприятие с иностранными инвестициями или в порядке реинвестирования, не приводит к изменению их статуса в качестве иностранных инвестиций.
Под реинвестированием понимается вложение на территории Республики Беларусь иностранным инвестором принадлежащих ему доходов, полученных от деятельности в формах, определенных частью первой настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Под предприятием с
иностранными инвестициями понимается
предприятие, в уставном фонде которого
частично (совместное предприятие) или
полностью (иностранное предприятие) используется
иностранный капитал.
Совместным предприятием
на территории Республики Беларусь является
юридическое лицо Республики Беларусь,
уставной фонд которого состоит из доли
иностранного инвестора и доли физических
и (или) юридических лиц Республики Беларусь.
Иностранным предприятием
является юридическое лицо, в уставном
фонде которого иностранные инвестиции
составляют 100 процентов.
Предприятие с иностранными
инвестициями может быть образовано или
путем его учреждения, или в результате
приобретения иностранным инвестором
доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном
предприятии без иностранных инвестиций,
или приобретения такого предприятия
полностью. Предприятие, частично или
полностью приобретенное иностранным
инвестором, подлежит реорганизации в
установленном законодательством порядке
и последующей регистрации в соответствии
с настоящим Законом.
Предприятия с иностранными
инвестициями создаются в форме акционерных
обществ, обществ с ограниченной ответственностью
и иных хозяйственных обществ и товариществ,
а также в иных формах, не противоречащих
законодательным актам Республики Беларусь[8,
с. 154].
Общие положительные итоги развития национальной экономики, - рост ВВП на 5.5%, прирост промышленного производства на 8% не снимают общей оценки сложности экономической ситуации в стране. Нестабильные финансовые показатели значительной численности предприятий, особенно в сельскохозяйственном секторе, незначительная, вялая динамика инвестиционных процессов. Последнее обстоятельство особенно вызывает тревогу. Отсутствие в условиях длительной инфляции стабильной амортизационной отчислений в последующие периоды. Это неизбежно в ближайшем обозримом будущем будет сжимать чистый национальный продукт, и, следовательно, возможности общественного потребления. Если не сформировать устойчивую тенденцию в экономике к обновлению основных фондов, то рассчитывать на здоровый экономический рост, при постепенном наращивании общественного потребления или хоты бы на экономическую стабилизацию (что собственно также является условием экономического роста) не приходится. Более того, сохранение нынешних тенденций грозит в обозримом будущем техногенными катастрофами, спровоцированными массовым выбытием основных фондов. Износ производственных основных фондов промышленности на 1999 год по официальным данным составил 61%[9, с. 49]. Активная часть основных фондов белорусских предприятий изношена ещё больше, на 70-75% [10, с. 37].
Инвестиционные процессы играют слишком важную роль в трансформации и развитии национальной экономики. На это прямо указывает опыт стран Центральной и Восточной Европы. Обновление и рост оказываются тесно взаимосвязанными. Реструктуризация экономики постсоциалистических стран требует наращивания инвестиционных процессов. Если оценить ситуацию в Республике Беларусь в инвестиционной сфере, то она не даёт повода для оптимизма.
С точки зрения происхождения, инвестиционные процессы могут осуществляться по трём направлениям. Первый вид инвестиций – государственные инвестиции. В рамках экономической политики, направленной на сохранение командных высот в экономике в руках государства, государственные инвестиции должны оставаться доминирующими. Около 70% стоимости основных фондов национальной экономики находится в руках государства. Очевидно, возможности государственного инвестирования ограничены. Так в январе – сентябре 2000 года за счёт госбюджета было покрыто только 22% расходов предприятий на пополнение оборотных средств и текущий ремонт оборудования[10, с. 38]. Государственный бюджет уже много лет сводится с дефицитом. Государственные сбережения имеют отрицательное значение. Ожидать радикальных положительных изменений в ближайшем будущем не приходится. Не отрицая значимости государственных инвестиций, следует прогнозировать и определённым образом ожидать уменьшение доли и соответственно роли государственных инвестиций. По-видимому, государство может взять на себя наиболее капиталоёмкие и длительные проекты, имеющие своим результатом производство общественных и псевдообщественных благ. В то же время широкое государственное участие в процессах модернизации экономики невозможно.
Сектор производства, фирмы осуществляют инвестиционные проекты за счёт собственных и привлечённых кредитных средств. Самый надёжный источник – их собственные средства. Так в январе – сентябре 2000 года, почти половину расходов (48%) на пополнение оборотных средств и текущий ремонт оборудования взяли на себя предприятия[10, с. 38]. Высокие темпы инфляции делают возможным инвестиционные проекты в большей части обладателям валютных счетов. Но экспортный сектор экономики сам страдает от вымывания оборотных средств. В результате ухудшения общих условий хозяйствования, падения рентабельности предприятий уменьшается база для собственных накоплений предприятий. Если в январе – феврале 2000 года число убыточных предприятий составило 37.3%, то к аналогичному периоду 2001 эта цифра увеличилась до 41.8%. Рентабельность реализованной продукции, товаров и услуг составила 9,7%[11, с. 16].
Использование предпринимательским
сектором привлечённых средств ограниченно
общей ресурсной слабостью банковской
системы РБ, незначительным притоком вкладов
населения на банковских счетах. Собственный
капитал банков за 2000 год сократился и
на 1 января 2001 года составил 85,5% в сравнении
с началом 2000 года. Доля активов банковской
системы в целом остаётся низкой даже
в сравнении с другими бывшими социалистическими
странами. Если в РБ отношение активов
банков к ВВП составляет 43%, то в Польше
63%, Чехии 68%, в Германии 151%(на 1998 год).
Банковская система
не смогла в полной мере стать аккумулятором
избыточных денежных средств. Низкое доверие
к надёжности банковской системы ограничивает
роль долгосрочной депозитарной основы
кредитования. Не смотря на определённый
прирост новых депозитов во всех видах
валют в 2000 году, доля депозитов сроком
более года в приросте почти не изменилась.И
оставалась на достаточно низком уровне
4.6% в 2000 году против 4.4% в 1999 году.
Нормализации инвестиционных процессов препятствуют высокие темпы инфляции. Параллельно росту затрат на инвестиции происходило обесценение инвестиционных средств. Так если рост индекса потребительских цен за 2000 год составил 268.6%, то индекс цен производителей и индекс цен на строительно-монтажные работы (формирующие цены на инвестиционные товары), соответственно на 285.7% и на 332.4% соответственно[12, с. 18].
В итоге приходится констатировать в 2000 году сокращение в реальном выражении на 31.7% валовых выдач кредитов коммерческим банкам на инвестиции в основной капитал в производственную и непроизводственную сферу. Их доля в объёме кредитов экономике составила 6.2%, что на 4% ниже, чем в 1999году[12, с. 13], что явилось результатом оттока средств банковской системы на текущее кредитование экономики. Одновременно следует отметить рост доли валютных кредитов на инвестиции. Доля кредитов в иностранной валюте в общем объеме кредитов на финансирование капвложений в производственную сферу составила 75.8%, кредитов в национальной валюте соответственно 24.2%. В 1999 году на долю кредитов на инвестиции в иностранной валюте приходилось только 45.4% всех инвестиционных средств[12, с. 16].
Сбережения, основной источник капвложений любой страны, в силу нестабильности денежной системы страны, расстройства денежного обращения не могут играть роль основного источника инвестиционных средств в экономике. Помимо того, что в условиях сжатия совокупного спроса действует парадокс бережливости, который уменьшает и без того не широкую базу сбережений, домашние хозяйства предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте, в виде наличных долларов. Увеличение объемов циркулирующей в стране иностранной наличной валюты - -это вывоз капитала, и причем преднамеренный. Подобный прирост наличных денег в иностранной валюте происходил преимущественно за счет сектора домашних хозяйств. Сбережения либо в своей основной массе тезаврируются в иностранной валюте, либо опять же в этой валюте включаются в процесс оборота финансовых операций. До тех пор пока наши активы будут пополнять пассивы американской резервной системы, до тех пор экономики переходного периода будут играть роль доноров американской экономики. Кризисная экономика, принимая к платежам американские доллары, предоставляет кредит американской резервной системе. Министерство финансов и резервная система могут без боязни реализовать дополнительные программы, сопровождающие такими же эмиссиями. Американские деньги получают обеспечение белорусскими, российскими товарами, обязательствами или прочими активами. С деньгами, которые хранятся в качестве средства сбережения домашних хозяйств, и вовсе происходят удивительные вещи. Они выходят из оборота, превращаясь в сокровище, и освобождают место новой эмиссии без потери стоимости доллара. Такую функцию американские бумажные деньги не выполняют даже у себя дома. Быть может, вывоз американских дензнаков или размещение безналичных счетов в американских банках самое безобидное последствие господства американской валюты в нашей экономике. Национальная экономика, испытывающая острый недостаток инвестиционных средств, в то же время является источником нелегального вывоза капитала. По некоторым оценкам, которые трудно поддаются количественной проверке, нелегальный вывоз капитала из республики составляет примерно 2 млрд. долларов в год.
Частные сбережения могут стать источником инвестирования в случае того, если альтернативные издержки хранения домашними хозяйствами своих сбережений станут выше, чем в рублевых депозитах. Это окажется возможным в случае решения двух проблем. Снижение темпов инфляции до умеренных величин, обеспечения положительных доходов рублевых вкладов. Динамика сбережений за первый квартал 2001года - тому убедительное подтверждение. За первый квартал вклады населения в национальной валюте выросли на 66.6%, а в иностранной валюте уменьшились на 0.9%, так что общее увеличение депозитов дало прирост 25%. Такой результат напрямую связывается с относительной стабилизацией обменного курса национальной валюты и политики реальных положительных процентных ставок по вкладам[13, с. 9].
Понятно, что решение обозначенных проблем в то же время в определенной мере будет противоречить расширению инвестиционного процесса. Снижение темпов инфляции, предполагает проведение сдерживающей налогово-бюджетной политики, а также политики дорогих денег. Реализация этих мер может увеличить налоговое бремя, уменьшить государственные расходы и неизбежно приведет к росту ссудной процентной ставки. Как известно, функция инвестиций является обратной от ставки банковского процента. Таким образом, общие условия хозяйствования опять ухудшаются. Расширение инвестиций становится возможным при условии повышения эффективности работы предпринимательского сектора. Создать стимулы к такому совершенствованию может только расширение конкуренции производителей товаров и услуг. Сформировать конкурентные условия в короткие сроки можно только путем расширения среднего и малого бизнеса.
На фоне проблематичности использования внутренних источников капвложений привлечение иностранных инвестиций, выступает спасительным, желательным фактором позволяющим решить многие проблемы. Однако, следует отметить в отношении экономики республики неспособность привлечь прямые иностранные инвестиции. Чистые прямые иностранные инвестиции в 1998 году в РБ составили 144 млн. долл. Из бывших соцстран только пять оказалось позади РБ: Литва - 19, Киргизстан - 102, Туркменистан - 80, Молдова – 85, Узбекистан – 85. В первой половине 2000 года прямые иностранные инвестиции в РБ, вклады в совместные предприятия, иностранные предприятия, покупка акций за валюту сократилась на 72.9% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года и составили 47.2 млн. долларов. В общем объеме прямых инвестиций свыше 13 млн. составляют вклады совместных и иностранных предприятий, что на51% меньше по сравнению с 1999 годом[15, с. 131].
Таким образом, в национальной
экономике проблема привлечения иностранных
инвестиций стоит так же остро, как и проблема
мобилизации внутренних источников накопления
на инвестиционные цели.
Объем инвестиций в
основной капитал и строительство в Беларуси
в первом квартале текущего года увеличился
на 7% по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года и составил 624,7 млрд.бел.руб.,
сообщили в Министерстве статистики и
анализа.
Информация о работе Инвестиции и механизм их воздействия на развитие национальной экономики