Интернет-коммерция

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности и дать краткую характеристику Интернет-коммерции.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть сущность, классификацию и основные особенности Интернет коммерции;
охарактеризовать состояние и перспективы развития Интернет-коммерции.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность и основные особенности Интернет-коммерции 4
Глава 2. Состояние и перспективы развития Интернет-коммерции 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

интернет-коммерция.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

      Каждый из этих факторов по-разному влияет на успешное завершение проекта электронной торговой площадки на разных стадиях его осуществления. Цепочка создания преимуществ от использования электронной коммерции складывается из совместных согласованных усилий всех участников процесса. Если любое из этих звеньев даст сбой во внедрении новых технологий, вся система электронной коммерции рухнет.

      В этом заключается отличие электронной  коммерции от традиционного рынка, где каждый из участников по-своему решает свои задачи. Ключом же к успеху проекта электронной торговой площадки является не корпоративное, а кооперативное решение, создание сообщества поставщиков и потребителей продукции или услуг, совместно поддерживающих полное, а не частное решение задач разработки, производства, распределения и послепродажного обслуживания.

      Рост  оборотов электронной коммерции  у нас сдерживают, кроме того, свойственные именно России специфические  факторы:

  • несовершенство нормативно-правового обеспечения;
  • недостаточно развитая телекоммуникационная инфраструктура;
  • малая степень развития единой банковской системы и механизмов оплаты по чекам и банковским картам;
  • неустойчивость финансовых и кредитных организаций;
  • низкий уровень информационной культуры населения страны и малое число пользователей Рунета;
  • общее отставание нашей экономики и, как следствие, низкий средний уровень доходов населения;
  • нарушение взаимных обязательств участниками торговых отношений;
  • отсутствие единой отлаженной системы доставки продуктов и услуг.

      Тем не менее сложившаяся в России ситуация позволяет рассчитывать на резкое увеличение темпов роста в секторе В2В в ближайшие годы.

Глава 2. Состояние и перспективы развития Интернет-коммерции 

      Число пользователей Интернета превысило 1 млрд человек, в том числе треть из них приходится на развитые страны. Их количество постоянно растет прежде всего за счет стран с переходной экономикой и стран третьего мира. По оценкам различных исследований, рост объемов ЭК в ближайшее время составит 30 - 70% в год, и по прогнозам в 2006 г. ЭК будет составлять до 18% общего объема операций. По оценкам аналитической фирмы Forrester Research, объем торговли в режиме on-line для бизнеса (В2В) примерно в 10 раз превышает аналогичный показатель для сектора В2С.

      В странах с развитой экономикой (Северная Америка и Западная Европа), несмотря на временную экономическую стагнацию в 2001 - 2003 гг., доля электронных межфирменных расчетов по продажам товаров и услуг росла существенно быстрее и уже достигает 20%. По сути дела, это свидетельство глобальных сдвигов в бизнес-отношениях в сторону электронной коммерции. Доля Северной Америки в полном объеме услуг составляет 55 - 60%, Европы - 25 - 30%, Азии - 10%. На остальной мир приходится менее 5%.5

      Аналитики предсказывают электронной коммерции  в сфере В2В блестящее будущее. Предполагается, что появление на рынке новых игроков приведет к сокращению доли Северной Америки до 40%, доля европейского рынка будет составлять не менее 30%, а на остальной мир будет приходиться до 30%.

      Предприятия все больше фокусируют свое внимание на возможностях ЭК. Экономические проблемы начала XXI в. будут даже стимулировать использование новых методов ведения бизнеса в целях снижения производственных и непроизводственных издержек и повышения рентабельности инвестиций. Именно они позволят сократить постоянно растущие издержки на маркетинг и доставку товаров и услуг, а также существенно ускорить информационный обмен. Число компаний, ведущих электронный бизнес, постоянно увеличивается. Если в 1997 г. было чуть более 2 тыс. компаний, вовлеченных в сферу В2В, то в 1999 г. их количество достигло 44 тыс., а в 2004 г. число подобных компаний превысило 1 млн.

      Улучшение экономической конъюнктуры будет  способствовать развитию электронного ритейлового бизнеса, хотя даже в  США общий объем В2С в ЭК составляет только 3% (и до 20% в наиболее развитых сегментах рынка, связанных с информационными технологиями).

      В странах с переходной экономикой, в том числе в странах Центральной и Восточной Европы, уровень операций ЭК невысок и составляет 1 - 2%. В то же время достаточно быстрые темпы развития уровня компьютеризации являются хорошей основой для предстоящего роста этих средств доставки товаров и услуг. Положительным фактором является внимание политиков к развитию электронных ресурсов в этих странах, в том числе и в России. Понимание того, что информационные технологии составляют потенциальную основу для создания, преобразования, использования и изменения продуктового ряда и роста производства, служит предпосылкой развития ЭК.

      По  оценкам экспертов, для создания в России нормальной информационной инфраструктуры необходимо продавать 5-6 млн компьютеров в год. В силу относительно низких зарплат и высоких цен на вычислительную технику компьютерная грамотность населения по-прежнему остается низкой. Три четверти населения ни разу не работали с компьютером. Темпы, предусмотренные программой "Электронная Россия" (увеличение к 2010 г. числа персональных компьютеров в корпоративном секторе в 6 раз и в частном - в 4 раза), недостаточны для достижения качественно нового уровня компьютеризации.6

      В 2008 г. активная аудитория сети Интернет в России (Рунет) достигла 44 млн человек, т.е. около 30% населения. Более 70% аудитории приходится на крупные города. Практически во всех регионах России открыты коллективные пункты доступа в Интернет, число которых составляет 10 тыс. В 2005 г. их услугами воспользовались 3,5 млн человек. Сейчас в Москве сосредоточено 16% пользователей Рунета. Но даже в наиболее развитом регионе - Москве российский рынок Интернета сегодня находится примерно на том же уровне, что в США в конце XX в.7

      Тем не менее использование сети Интернет для межфирменного взаимодействия развивается весьма активно. Ведь внедрение  электронных методов ведения  бизнеса определяется производственной необходимостью. Здесь все решает экономическая выгода от внедрения новых технологий. Большинство крупных и средних российских предприятий уже поняли удобства, получаемые ими при использовании Интернета. Сектор корпоративной электронной торговли характеризуется тем, что подавляющее большинство предприятий и фирм обеспечены компьютерами и имеют выход в Интернет, а системы доставки и проведения платежей, пусть даже пока в режиме off-line, достаточно хорошо отлажены. Кроме того, на фоне экономического подъема объем межфирменной торговли будет постоянно расти.

      Преимущества  внедрения корпоративных интернет-решений  на российском рынке достаточно очевидны и вытекают как из мирового опыта, так и из тенденций развития отечественной  экономики. В таких сферах, как создание своего сайта в Интернете, покупка и реклама, в Интернете уже представлена половина крупных и средних фирм. В то же время продажи через Интернет осуществляли только немногим более 10% фирм. Среди наиболее перспективных направлений в сфере корпоративной ЭК - поддержание заказов, электронные расчеты, логистика, размещение заказов в режиме on-line. Дальнейшего развития следует ожидать по созданию торговых площадок, услуг по предоставлению информации и технической поддержке электронной коммерции.

      Объемы электронного взаимодействия между предприятиями в России, по мнению экспертов Brunswick Warburg, будут расти в среднем более чем в 2 раза в год и уже составляют миллиарды долларов.8

      Руководители  российских компаний более оптимистично, чем западные аналитики, смотрят в будущее сектора В2В в России. Многие крупные компании планируют вложение инвестиций в развитие торговых площадок. В ближайшие несколько лет нас ожидают следующие тенденции в области межфирменной торговли в режиме реального времени:

  • приоритетные условия для лидеров рынка в силу квадратичной зависимости роста объемов торгов от числа активных клиентов, что позволит создать преимущества для успешно действующих электронных торговых площадок по сравнению с конкурентами;
  • развитие связей вертикальных площадок с функциональными узлами (горизонтальными площадками): первые из них владеют знаниями специфического рынка, а вторые - знанием специфического бизнес-процесса, что будет способствовать расширению клиентской базы;
  • развитие биржевых моделей за счет внедрения дополнительных функций (в том числе форвардных сделок и опционов), преимущественно на рынках стандартных товаров;
  • замена торговых площадок отдельных фирм-производителей (быть может, за исключением торговых площадок крупных холдингов) специализированными крупными торговыми системами;
  • наибольший прирост активности частных и отраслевых торговых площадок за счет их специализации;
  • расширение активности представителей малого и среднего бизнеса по развитию клиентской базы и повышению эффективности своей деятельности за счет аренды приложений.

      Торговые  площадки в России находятся в  постоянной борьбе за существование, и, несмотря на разнообразные попытки  повышения доходности, сравнительно немногим из них удается выжить в  своей изначальной роли организатора торговли в сети. Перспективы развития коммерческой части Рунета во многом зависят от государственных органов, урегулированности правового поля электронной коммерции, от самих бизнесменов и их готовности к реструктуризации бизнеса. Все определит конкуренция, поскольку на Западе переход на электронные формы бизнеса - дело решенное.

      Следует ожидать, что в ближайшее время  в России существенная доля сектора интернет-торговли будет распределена преимущественно среди проектов, финансируемых и осуществляемых при непосредственном участии крупных производителей сырьевых и экспортных товаров, продуктов их переработки. Возможности для предпринимателей будут определяться их способностью вступать в различные формы кооперации с крупнейшими компаниями. Пока же каждый строит площадку для себя. Нереализуемость совместных стратегических действий - основное препятствие бурного развития электронного бизнеса в России. Не исключено, что электронная интеграция в ряде случаев может стать предвестником бизнес-интеграции.

      Другой  сдерживающий фактор быстрого и успешного  развития электронного бизнеса в  России - слабое распространение систем управления производственной, торговой, финансовой деятельностью корпоративного уровня. На Западе уже давно весь бизнес внутри компании идет в электронном виде, поэтому выход в мир электронной коммерции для них - закономерный результат эволюции своих собственных внутренних интегрированных систем управления производством, снабжением, отношениями с покупателями. В российских компаниях автоматизация внутренних бизнес-процессов еще далеко не завершена, поэтому осложнено создание инфраструктурного уровня управления бизнесом, с которым необходимо реализовать интерфейс.

      Тем не менее с электронной коммерцией В2В в России связывают большие  ожидания. Существует мнение, что именно ЭК в ближайшее время будет развиваться динамичнее всего. Крупнейшие российские корпорации должны осознавать необходимость перевода своего бизнеса в режим on-line: Интернет развивается стремительно, и залогом успеха становится оперативность. Он превращается в универсальную деловую среду, соединяющую компании друг с другом и с потребителями, а доступ к моделям ведения электронного бизнеса получили все компании. Поэтому существует вероятность того, что, если крупные корпорации не успеют вовремя войти в электронный бизнес, их место займут более активные и мобильные компании. В будущем хорошие перспективы и большие возможности ожидаются у крупных специализированных фирм, сосредоточенных на внедрении ЭК, в частности у специализированных торговых площадок.

      Несмотря  на отсутствие у большинства компаний стратегии по развитию ЭК, многие руководители считают электронную коммерцию перспективным направлением при создании достаточных предпосылок ее внедрения. Среди основных сдерживающих факторов можно указать:

  • несовершенство законодательной базы;
  • неподготовленность персонала;
  • системные проблемы с безопасностью технологических решений и передачей данных;
  • наличие конфиденциальных коммерческих данных;
  • неготовность контрагентов;
  • невысокую потребность в инновационных каналах сбыта.

      Российские  системы ЭК находятся в стадии становления, и главной их задачей является развитие клиентской базы и превращение технологических идей в прибыльный бизнес. Обследование наиболее известных электронных торговых площадок в четырех отраслях -нефтяной, химической, черной и цветной металлургии показало, что торговые площадки еще не набрали опыта, а объемы торгов невелики. Объем on-line-продаж в сети В2В составляет около 0,5 млрд долл., что ниже, чем в сегменте В2С и тем более B2G (электронных продаж государственным структурам), объем которых в 4-5 раз выше, чем в секторе В2В. 

Информация о работе Интернет-коммерция