Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 20:13, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности и дать краткую характеристику Интернет-коммерции.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть сущность, классификацию и основные особенности Интернет коммерции;
охарактеризовать состояние и перспективы развития Интернет-коммерции.
Введение 3
Глава 1. Сущность и основные особенности Интернет-коммерции 4
Глава 2. Состояние и перспективы развития Интернет-коммерции 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Для обеспечения расчетов в В2В-коммерции могут эффективно применяться следующие системы проведения и обеспечения электронных расчетов:
Юридическая поддержка электронных платежей может осуществляться несколькими способами, в том числе на основе Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 г. №1-ФЗ, хотя сам по себе указанный закон не принес существенного облегчения юридическим подразделениям предприятий. По-прежнему договорная база по обеспечению электронных расчетов основывается на статьях Гражданского кодекса.
Обеспечение гарантий исполнения сделок на электронных торговых площадках основывается на предоставлении участникам сделок дополнительных гарантий. Как правило, такие схемы предоставляет торговая площадка или ее финансовый партнер, с которым участники предварительно заключают письменный договор. Отлаженные схемы обеспечения гарантий исполнения сделок на ЭТП необходимы и, по мнению экспертов компании I.В.Partners, могут потребоваться для 30 - 40% потенциальных участников В2В-площадок.3 К таким схемам относятся:
К небанковским системам электронных расчетов и платежей относятся системы, использующие скретч-карты либо счета у провайдеров телекоммуникационных услуг. Размер разового платежа с использованием таких систем очень мал, что ограничивает применение небанковских платежных систем сделками по приобретению минимальных объемов низкостоимостных товаров, работ, услуг.
В условиях тотального недоверия и отсутствия истории взаимоотношений между контрагентами выходом из ситуации могут стать рейтингование предприятий самими В2В-площадками и ведение "черных" списков. Для полной ликвидации бизнес-рисков контрагентов (особенно при проведении первых сделок) необходимо использование механизмов гарантированных расчетов.
Развитые расчетные сервисы упрощают работу предприятий на площадках, позволяют прямо с площадки давать распоряжения на оплату и контролировать поступление денежных средств по сделке. В то же время большинство из них не исключают риски контрагентов. Умелое использование комбинации различных моделей станет в ближайшем будущем важным фактором обеспечения конкурентного бизнеса. По мере развития технологий В2В компании, считающие, что электронная коммерция - всего лишь процесс купли-продажи, рискуют остаться на обочине дороги и быть вытесненными из бизнеса более дальновидными и агрессивными конкурентами.
Электронные торговые площадки обычно специализируются на определенной отрасли и продукции (вертикальные узлы) или на бизнес-процессе (горизонтальные узлы).
Отраслевые ЭТП обслуживают вертикальные рынки (машиностроение, металлопрокат, нефтепродукты). Они предоставляют специфическую для данной отрасли информацию и учитывают особенности взаимоотношений, сложившихся в ней. Успеху отраслевых ЭТП способствуют следующие факторы:
• увеличение фрагментации среди продавцов и покупателей;
• снижение эффективности действующих систем поставок;
•
глубокое знание специфики рынка
и взаимоотношений между
• создание каталогов и удобной системы поиска;
•
наличие сопутствующих
Функциональные ЭТП выполняют конкретные функции или автоматизируют некоторый бизнес-процесс (логистика, страхование, проведение платежей) для различных отраслей. Их опыт легко трансформируется на различные вертикальные рынки. Успеху функциональных ЭТП способствуют следующие факторы:
• стандартизация бизнес-процессов;
• глубокое знание бизнеса и опыт его автоматизации;
• адаптивность процесса к особенностям и требованиям различных отраслей.
Организация взаимодействия между продавцами и покупателями может базироваться на различных моделях: с фиксированными ценами (например, каталоги) и динамического ценообразования (аукционные, биржевые или бартерные).
Многие модели электронной торговли предлагают широкий набор функций, но в настоящее время ни одна из них не может поддерживать все функции в равной мере. В каждом конкретном случае наилучшим решением является выбор набора услуг (от информационного наполнения до управления цепочками поставок) и их функциональных возможностей, наиболее полно удовлетворяющих пользователей. Для различных типов площадок требования к функциональности каждой услуги, по данным компании Accenture, заметно различаются (см. приложения табл. 1).
Можно выделить две группы рисков, возникающих у клиентов В2В-площадок: технологические и бизнес-риски.
К первым относятся некачественная связь провайдера (обрыв связи во время проведения торгов), взлом средств криптозащиты, внутренняя атака баз данных В2В-площадки и утечка конфиденциальной информации, атака на сервис или отказ в обслуживании и т.д..
Вторая группа рисков порождена наличием многозвенности в цепочках поставок продукции конечному потребителю и включает следующие бизнес-риски:
Кроме
того, общим недостатком
В конце 2005 г. большинство экспертов считали наиболее перспективным направлением развития электронной коммерции в секторе В2В создание независимых онлайновых торговых площадок или электронных бирж для формирования глобальных торговых систем с открытым доступом для всех игроков рынка. Но первые результаты их работы показали, что на практике объемы торгов на многих из них оказались ниже прогнозируемых. Ряд независимых онлайновых бирж начинают закрываться или менять направление своей деятельности в связи с конкуренцией. Так, конкуренция между 30 - 40 различными биржами в химической промышленности привела к закрытию нескольких из них, те же проблемы существуют для бирж в энергетической промышленности. Некоторые ЭТП неудачно выбрали модель получения доходов или технологическую платформу. Другие были устранены отраслевыми биржами, управляемыми консорциумами компаний.4
По данным компании Data Corp., из тысячи онлайновых торговых площадок, открытых за два года в начале текущего века, лишь около ста продолжают успешно функционировать. На рынке В2В заметен процесс консолидации, изменения моделей ведения бизнеса и смены приоритетов.
Для
многих бирж путем к спасению стало
слияние с бывшими
Эту тенденцию можно объяснить. Открытые торговые площадки биржевого типа наиболее пригодны для торговли типовыми товарами с достаточно узкой номенклатурой в каждой товарной группе (нефтепродукты, химикаты, сельскохозяйственное сырье). Большинство же современных фирм имеют дело со сложными продуктами очень широкой номенклатуры, для приобретения и продажи которых биржевые торги малопригодны. Ведь в этом случае для покупателей весьма важны качество и технические характеристики комплектующих и материалов, поэтому они предпочитают работать с постоянными партнерами, услугами которых они довольны. Кроме того, в зависимости от сферы деятельности компании зачастую больше заинтересованы либо в закупках, либо в продаже товаров или услуг, поэтому большее внимание они уделяют автоматизации именно необходимого им торгового канала: сбыта или снабжения.
Наибольшее
число российских онлайновых проектов
в секторе В2В до сих пор
создавалось в
Торговые
площадки России пока не приносят прибыли,
и перед ними остро стоят вопросы
повышения прибыльности и ликвидности.
В поисках решений для
В секторе В2В в начале века было от 100 до 150 самостоятельно действующих ЭТП, которые не являются внутренними корпоративными площадками. Значительная доля этих площадок на сегодня не активна, т.е. площадка существует, представлена в Интернете, но обновление информации происходит редко, клиентов мало и их число не растет, коммерческие предложения либо несерьезны, либо поступают от случая к случаю. Практически у всех ЭТП, даже самых успешных, основу бизнеса составляет арендная модель. В результате для ЭТП оказываются безразличными состав и структура коммерческих предложений, многие из них ориентированы либо только на покупку, либо только на продажу. Естественно, это препятствует эффективному использованию ЭТП клиентами.
Поскольку арендная модель малоперспективна по своей природе, решением этой проблемы мог бы стать переход к транзакционной модели, основанной на комиссиях, получаемых площадками от каждой сделки. Переход на транзакционную модель сдерживают следующие причины:
Кроме того, существуют субъективные причины, которые мешают площадкам справиться с вышеперечисленными затруднениями и перейти на транзакционную модель. Это прежде всего недофинансирование подавляющего большинства площадок и отсутствие адекватного кадрового обеспечения.
В секторе В2В опережающими темпами развивался корпоративный сегмент торговых площадок. Можно ожидать, что темпы роста этого сегмента будут ускоряться и далее, так как, по некоторым данным, бюджеты, выделенные в указанном году на электронную коммерцию многими предприятиями России, вдвое превышают предыдущие. При этом по-прежнему остается проблема узкого понимания задачи, когда внедрение электронной коммерции в бизнес предприятия рассматривается как чисто информационно-технологический проект.
Решающим фактором успеха являются не интернет-технологии, а правильная организация бизнеса в привычном понимании этого слова. На опыте западных компаний можно выявить основные причины провалов и неудач при внедрении систем электронной торговли в секторе В2В. В принципе они могут быть сведены к четырем группам факторов, характерных и для традиционных проектов: человеческий фактор, рыночные возможности, финансирование, продукция и услуги.