Интересы предприятия с макроэкономической и микроэкономической точки зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я собираюсь рассмотреть интересы предприятия с макроэкономической и микроэкономической точки зрения.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей на основе использования ресурсов для удовлетворения запросов покупателей и получения прибыли.

Оглавление

Введение. 2
1. Организационно-правовые формы собственности предприятия. 4
1.1. Правовая форма предприятий. 4
1.2.Хозяйственные общества. 6
2. Интересы предприятия на уровне микроэкономики. 10
2.1. Микроэкономика и ее структура. 10
2.2. Цели и задачи предпринимательской сделки(проекта). 12
2.3. Выручка, издержки, прибыль. 13
2.4. Положительные эффекты роста масштабов производства. 17
2.5. Основные направления повышения эффективности производства. 20
3. Интересы предприятия на уровне макроэкономики. 21
3.1. Макроэкономика. 21
3.2. Предпринимательство и его роль в экономике. 22
3.3. Функции предпринимателя. 25
Заключение. 27
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике готов.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    Существует  мнение, что самым свободным является мелкий предприниматель, не зависящий ни от кого. Однако в условиях современной экономики, где ведущие позиции принадлежат крупным предприятиям, это, скорее всего, широко распространенная иллюзия. Вот что пишет об этом известный американский экономист профессор Дж. Гэлбрейт: «...мелкий предприниматель прославляется как человек строгой независимости. То, что эта независимость часто ограничена как в принципе, так и на практике упорной борьбой за выживание, остается незамеченным... Часто его свобода — это свобода человека, которого до смерти заклевали утки»1.

    В современных условиях на Западе заметно  увеличивается предпринимательская  деятельность всех видов, произошел  предпринимательский бум. Этому  в значительной степени способствовала приватизация государственных предприятий. За последние 20 лет общее число предпринимателей в Японии увеличилось почти в 2 раза, в США — более чем в 2,5 раза. В связи с этим расширилась сеть организаций, которые формируют современных бизнесменов (разного рода центры и школы подготовки предпринимателей, инновационные парки, где предметно обучают новейшим достижениям техники, технологии и организации производства). Аналогичные процессы проходят в нашей стране.

    Расширение  и совершенствование предпринимательской  деятельности прямо связано с  возрастанием значения функций, выполняемых организаторами бизнеса.

    3.3. Функции предпринимателя.

 

    В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя. Первая функция — ресурсная. Для  любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями).

    Вторая  функция — организаторская. Ее существо — обеспечить такое соединение и  комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели.

    Третья  функция предпринимателей — творческая, связанная с организационно-хозяйственным  новаторством. Значение этой функции  для бизнеса резко возросло в  условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой  конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями (внедрением новинок в производство), создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно-технических разработок, или венчурного бизнеса, занятого внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства — расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и т.д.

    Уже сейчас в западных странах определены перспективные направления предпринимательства  на XXI столетие. Так, в Японии делается ставка на информационный бизнес. Используя  мировой информационный рынок, японские предприниматели быстрее и лучше других внедряют все технологические новинки. В Германии, Великобритании и Франции упор делается на промышленные технологии (считается, тот, кто силен в промышленном производстве, будет иметь успех во всех областях науки и техники). В США в центре внимания — повышение интеллектуального уровня работников, их образования и квалификации, ибо от этого зависит технологический потенциал бизнеса.

    Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя  переместился на новаторство, предъявляются новые требования к личности предпринимателя, к его психологической характеристике.

    Фирма «Мак-Бер энд компани» (США) в своих  исследованиях выделила наиболее важные личностные качества удачливого бизнесмена:

    — поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);

    — готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);

    — ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее  и дешевле);

    — вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность  и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с  работниками или вместо них);

    — целеустремленность (ясно выражает цели, обладает долгосрочным видением);

    — стремление быть информированным (лично  собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);

    — систематическое планирование и  наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);

    — способность убеждать и устанавливать  деловые и личные контакты;

    — независимость и уверенность  в себе (стремится к независимости  от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи).

    Выводы  «Мак-Бер энд компани» могут служить  своего рода тестом. При этом важно  иметь в виду, что одни из необходимых  качеств бизнесмена — врожденные, другие — результат развития природной  предрасположенности, а третьи —  следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.

    Тестовая  проверка позволила также образно  сформулировать отрицательные психологические  характеристики предпринимателя:

    — флюгер (верно определяет направление, но не доводит до конца создание новой фирмы);

    — простак (с упрощенным взглядом на сложные  процессы; по его мнению, любое предприятие  можно создать «в два счета»);

    — недотрога (мнителен и боится, что  кто-то украдет его идеи);

    — знайка (хорошо теоретизирует, но полностью оторван от практики);

    — аккуратист (чрезмерно привержен  заведенному порядку);

    — философ (излишне мечтателен, топит  дело в словах);

    — изобретатель (настолько увлечен  новациями, что это идет во вред предпринимательской деятельности);

    — инопланетянин (не имеет соответствующих  реальности мотивов и целей для  организации собственного бизнеса). 
 
 
 
 
 
 

       Заключение.

 

    Экономика представляет собой совокупность процессов  производства, распределения, обмена и  накопления материальных благ и услуг. Трудовая деятельность в общественном производстве осуществляется в порядке полного взаимодействия всех отраслей производства, всех предприятий и организаций.

    Основной  хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие (фирма). Именно предприятие выступает в качестве основного производителя товаров и услуг, основного рыночного субъекта, вступающего в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

         Поэтому организация - это иерархически построенная система, которая может быть и технической, и биологической, и социальной (общественной).

    Предприятие в рыночном механизме выступает  агентом спроса (как потребитель  и покупатель) и агентом предложения (как производитель), предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения, учитывая при этом (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов.

    Предприятие создает предприниматель, который  берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой. Предпринимательство бывает индивидуальным и коллективным. Главная цель предпринимательства -  получения прибыли за счет удовлетворения запросов покупателей. Для того, чтобы максимально достичь поставленных целей, предпринимателю необходимо учитывать и анализировать такие показатели, как прибыль, выручка, издержки, а так же необходимо способствовать росту масштабам производства.

      При  первоначальной  оценке  целесообразности  предпринимательского  проекта  необходимо учесть,  что  сумма  получаемой  прибыли  должна  быть  существенно  выше  той,  которую мог  бы  получить  предприниматель,  помещая  затрачиваемые  денежные  средства  на  то  же время  в  сберегательный  банк. Помимо получения прибыли, предприниматель преследует такие цели, как: социальные повышения престижа  предпринимателя,  расширение  деловых контактов,  достижение  известности,  получение льгот и т.д..

           Современная экономическая теория основное внимание уделяет характеристике организационно- правовых форм хозяйствующих субъектов.

           Состоянию российской экономики переходного периода больше всего соответствуют хозяйственные общества. Хозяйственное общество может создаваться в форме дополнительной ответственностью, общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерного общества (АО). Акционерные общества также делятся на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).

      Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

      Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как  бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

      Каждый  предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Сажина  М.Л., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Уч-к для вузов-М.: Изд-во НОРМА  М, 2001.
  2. Экономика: Уч-к.3-е изд., перераб. И доп./ Под ред. Доктора экономических наук профессора А.С.Булататова.-М.:Юристъ,2002.
  3. В.Н.Костюк. Макроэкономика. – М.: Центр, 1998.
  4. Ермишин П.Е. Основы экономической теории, М., 1994.-324с.
  5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории.-М.: Владос, 1994.-384с.
  6. Шаршов И.С. Курс экономической теории. Ч.1.-Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995.-264с.

Информация о работе Интересы предприятия с макроэкономической и микроэкономической точки зрения