Интересы предприятия с макроэкономической и микроэкономической точки зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я собираюсь рассмотреть интересы предприятия с макроэкономической и микроэкономической точки зрения.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей на основе использования ресурсов для удовлетворения запросов покупателей и получения прибыли.

Оглавление

Введение. 2
1. Организационно-правовые формы собственности предприятия. 4
1.1. Правовая форма предприятий. 4
1.2.Хозяйственные общества. 6
2. Интересы предприятия на уровне микроэкономики. 10
2.1. Микроэкономика и ее структура. 10
2.2. Цели и задачи предпринимательской сделки(проекта). 12
2.3. Выручка, издержки, прибыль. 13
2.4. Положительные эффекты роста масштабов производства. 17
2.5. Основные направления повышения эффективности производства. 20
3. Интересы предприятия на уровне макроэкономики. 21
3.1. Макроэкономика. 21
3.2. Предпринимательство и его роль в экономике. 22
3.3. Функции предпринимателя. 25
Заключение. 27
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике готов.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    Особые  задачи  предпринимательства -  в  частности,  благотворительность,  проявляющаяся  в  отчислении  части,  а  иногда  и  всей  остаточной  прибыли  в  пользу  других  предпринимателей,  благотворительных  организаций,  фондов,  бюджета.  Такие  действия  ориентированны  обычно  на  достижение  известности,  получение  льгот.  

    2.3. Выручка, издержки, прибыль.

 

    При оценке деятельности производителя  можно использовать систему следующих  категорий.

    1. ВЫРУЧКА. Следует различать такие понятия:

    выигрыш —> выгода —> поступления-> выручка  —> доход.

    Выигрышем является вся польза от деятельности и ее результатов для производителя. Она охватывает все интересы производителя: стабильность, перспективность, благоприятность деятельности для здоровья или развития интеллекта и т.п. Выгодой выступает материальная польза, которая не обязательно сводится к выручке, но может включать и иные трансфертные платежи (субсидии и т.п.), не имеющие отношения к производству товара. Поступление денег на счет может быть и случайным, ошибочным, не связанными с производством товаров трансфертами. Выручка - поступление от реализации товара. Она представляет всю сумму денег. Часто синонимом этого слова является слово «доход» (такое может быть при отсутствии расходов на товар, например, при сборе грибов или при выращивании сельхозпродукции на даче). В строгом смысле слова доходом называют выручку за вычетом расходов на материальные ресурсы.

    Общая выручка (доход) относится ко всей совокупности проданного товара. Выручка равна  цене, умноженной на количество единиц товара (В = Ц х К). Средняя выручка  есть цена товара. СВ=В : К=цена. Предельная выручка есть приращение общей выручки при увеличении количества выпущенного товара на единицу: ПВ=ДВ/АК. Она или равна или менее цены единицы товара:

    выручка = издержки + прибыль;

    цена = себестоимость + прибыль.

    2. ИЗДЕРЖКИ. Важность понимания издержек сталкивается с большой неопределенностью их трактовки. Многие экономисты отмечают неопределенность этих каждодневно используемых терминов. Пока нет системного (теоретического) их объяснения.

    В литературе господствует разброд при  использовании многих понятий, в том числе и в переводе на русский язык основных терминов западной экономической науки. Сейчас используют в качестве синонимов слова: «затраты», «расходы», «издержки». В то же время отображаемые этими словами английские «эквиваленты» обычно имеют несколько отличное значение по сравнению с русской терминологией. Им эквивалентен, скорее, установившийся термин «цена производства», поскольку включает в себя не только расходы, но и прибыль. Можно считать их эквивалентом и русский термин «себестоимость» в той мере, в какой им отражают не только расходы, но и некоторые формы прибыли (отчисления на соцстрах).

    ТРАДИЦИОННАЯ  трактовка понятия издержек:

    расходы —> затраты —> себестоимость  —> издержки —> цена.

    Расходы - фактически использованные труд и  материальные ресурсы при производстве и реализации товаров. К расходам относят в определенной мере и потери (утраты, усушку и т. п. а также растраты). Не все расходы фиксируют, учитывают, измеряют. Затраты представляют расходы поставщиков на товар и не включают расходы покупателей. Их можно измерить. Денежные затраты считают себестоимостью. Они обычно охватывают не все издержки, а только учтенные на базе нормативных, официальных, усредненных величин. Издержки включают не только расходы, но и некоторые формы прибыли, например, процент за кредит, арендную плату. Издержки - затраты на приобретение факторов производства.

    Возможны  разные соотнесения основных форм издержек. Обычно выделяли такие затраты, не включающие прибыль:

    Названные формы издержек показывают их место  в общей системе затрат на производство и реализацию товаров.

    НОВАЯ трактовка издержек изменяет, прежде всего, содержание данного понятия. В XX веке все более обособляют принадлежность капитала и предпринимательство  на его основе. Последнее становится содержанием функции менеджеров. Тем самым затраты на организацию, руководство, управление капиталом все более оказываются элементом издержек производства на товар. В связи с этим, издержки производства все более оказываются ценой производства (в терминологии XIX века), включающей нормальную или «нулевую» прибыль, оцениваемую как заработок менеджеров (или выполнение собственниками этой функции).

    Внутренние (частные) издержки имеют место у  производителя. Они – основа цен  товаров. Внешние издержки - у тех, кто несет убытки от вредного воздействия  производства данного товара на окружающую среду (производители их не учитывают при формировании цен). Общественные издержки являются совокупностью первых двух. Проблема экологии требует их определения и переложения внешних издержек на цены товаров, например, посредством специального налога на вредные выбросы предприятия.

    Здесь рассматриваем только «внутренние» издержки фирмы. При этом выделяют ряд  их форм. Различие первых двух подходов зависит от характера изменения  факторов производства. В краткосрочном  периоде изменяются только переменные, а в долгосрочном - и постоянные издержки. В сложном анализе используют понятия изокванты и изокосты.

    3. ПРИБЫЛЬ. Сопоставление выручки (валового дохода) и издержек (валовых) позволяет анализировать прибыль.

    О сущности прибыли высказывают различные  мнения. Многие исследователи признают прибыль в качестве неоплаченного труда наёмных работников. Существуют и иные точки зрения при объяснении прибыли.

    Выручка - поступление от реализации товара. В определенных формах труда, например, сбор грибов, вся выручка является доходом. Доходом называют и только часть выручки за вычетом материальных затрат. Доход включает и зарплату рабочих. Доходом называют и прибыль, и плату за землю (рента), и проценты за кредит.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ. Экономической прибылью называют различные её формы. Так называют потенциальную прибыль, которую можно получить на основе альтернативной оценки. Так называют и сверхприбыль или избыточную прибыль. В противоположность ей рассматривают бухгалтерскую или фактическую прибыль.

    БАЛАНСОВАЯ  И ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ. Балансовую прибыль  определяют на основе бухгалтерских  данных. За вычетом платежей из прибыли  получают остаток прибыли предприятию, который является чистой прибылью. В условиях рынка предприятие  не обязательно получает бухгалтерскую и чистую прибыль. Если выручка от реализации товаров меньше издержек, то предприятие убыточно.

    «СКЛАДСКАЯ» И ОБЫЧНАЯ ПРИБЫЛЬ. «Складская»  прибыль возникает в результате роста цен на материалы, ранее  приобретённые по более низкой цене. Хранятся ли эти материалы на складе или уже использованы, но не реализована произведенная с их помощью продукция, они должны учитываться не по цене приобретения, а по цене аналогичных товаров в момент реализации этих товаров. «НУЛЕВАЯ» И СВЕРХПРИБЫЛЬ. Среднюю или «нормальную» (обычную) прибыль считают «нулевой». Её включают в издержки. Превышение прибыли над средней называют сверхприбылью или экономической прибылью. Её анализ ведут с помощью системы показателей издержек - валовых, средних и предельных.

    ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ показывает всю прибыль от производства товаров. На графике видно, что прибыль возникает при определенном минимуме объема производимых товаров. Она пропадает при превышении определенного объема производимых товаров.

    СРЕДНЮЮ прибыль (прибыльность) рассчитывают посредством определения прибыли от производства единицы товара. Возможны разные случаи соотнесения величин средних издержек (ССИ) и цен (Ц).

    Когда ССИ выше линии цены, то производство убыточно. Если кривая ССИ вообще не касается линии цены, то производство убыточно во всех случаях. Если кривая ССИ касается или пересекает линию цены, то в месте их касания и пересекания предприятие получает нормальную прибыль. Пространство выше кривой и ниже линии цены отражает сверх- (или квази-, или экономическую) прибыль.

    2.4. Положительные эффекты роста масштабов производства.

 

    Положительный эффект масштаба (как еще говорят, эффект массового производства, или  экономия, обусловленная ростом масштабов  производства) объясняет нисходящую часть кривой долгосрочных АТС. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства.

    1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА. Повышение  уровня специализации используемого  труда становится возможным по  мере роста размеров предприятия. Дополнительный наем рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними все более и более дробно. Вместо того чтобы выполнять пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый рабочий может теперь получить одно-единственное задание. В течение всего рабочего дня он может быть занят именно той операцией, для выполнения которой наилучшим образом подходит ею квалификация. На маленьких предприятиях квалифицированные работники нередко затрачивают до половины своего времени на выполнение заданий, не требующих никакой квалификации. Это приводит к повышению издержек производства. Далее, обеспечиваемая ростом масштабов производства возможность разделения трудовых операций позволяет рабочим приобрести особенно большой опыт в выполнении конкретных заданий, закрепленных за ними. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.

    2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  ПЕРСОНАЛА. Большие масштабы производства  позволяют также лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Руководитель, способный контролировать труд 20 рабочих, будет недоиспользоваться на мелком предприятии, располагающем десятком работников. Производственный персонал предприятия мог бы в этом случае быть удвоен при неизменной величине затрат на содержание административного аппарата. К тому же мелкие фирмы не способны использовать труд специалиста-управленца по прямому назначению. На маленьком предприятии специалист по проблемам сбыта может оказаться вынужденным делить свое время между различными областями управленческой деятельности — например, маркетингом, управлением трудовыми ресурсами и финансами. Расширение масштаба операций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете это приведет к повышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции.

    3. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАПИТАЛА. Мелкие фирмы зачастую оказываются  неспособными воспользоваться наиболее  эффективным с технологической  точки зрения производственным  оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

    Приведем  пример. В автомобилестроении наиболее эффективные методы производства предполагают использование робототехники и  сложнейшего оборудования для сборочных  линий. Эффективная эксплуатация этого оборудования требует, по некоторым оценкам, объема производства от 200 тыс. до 400 тыс. автомобилей в год. Только очень крупные производители могут позволить себе купить и достаточно эффективно использовать это оборудование. Мелкие же производители мечутся между двух огней. Производство автомобилей на другом оборудовании неэффективно и связано, следовательно, с более высокими затратами на единицу продукции. Однако и альтернативный вариант приобретения наиболее эффективного оборудования и недоиспользования его при малом объеме производства также неэффективен и дорогостоящ.

    4. ПРОИЗВОДСТВО ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТОВ.  Организатор крупномасштабного  производства располагает более  широкими возможностями для производства  побочной продукции, чем мелкая  фирма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.

    Все эти технологические факторы  — повышение уровня специализации труда рабочих и управленцев, возможность использования наиболее эффективного оборудования и эффективная утилизация отходов — будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производителем, который окажется способен расширить масштабы своих операций. Иными словами это можно сформулировать так: увеличение количества всех вовлеченных в производство ресурсов, скажем, на 10% приведет к более чем пропорциональному росту объема производства — например, на 20%; необходимым результатом будет снижение АТС.

    Отрицательный эффект масштаба. Однако со временем расширение фирмы может привести к отрицательным  экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы  продукции.

Информация о работе Интересы предприятия с макроэкономической и микроэкономической точки зрения