Институт банкротства в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется высокой социально-экономической значимостью института банкротства в России, а также необходимостью совершенствования нормативно-законодательных актов о несостоятельности (банкротстве).
Государственное регулирование несостоятельности является сегодня наиболее динамично развивающейся областью права и экономики в развитых зарубежных странах, при этом социально-экономическая политика государства является элементом постоянного изменения и совершенствования нормативных и процедурных актов в механизме банкротства.

Оглавление

Введение…3
Глава 1. Банкротство как инструмент корпоративного управления…4
1.1 Понятие и сущность банкротства…4
1.2 Основные признаки и функции банкротства в экономике…7
Глава 2. Банкротство в российской экономике…11
2.1 Становление института банкротства в России…11
2.2 Банкротство в России как способ передела собственности…14
Заключение…20
Литература…23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

         Начало возрождения института несостоятельности в нашей стране было положено принятием в 1992 году указа президента №623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур». Однако на практике этот указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем ошибок. Указ должен был действовать до момента принятия Закона «О банкротстве», который и был принят в ближайшее время- 19 ноября 1992года. Однако постепенно практика применения Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» выявила существенные его недостатки. Несомненно, он имел и положительный эффект. Прежде всего, появилась принципиальная возможность признания банкротом нерентабельных хозяйствующих субъектов. Количество рассмотренных арбитражными судами дел увеличилось со 100 в 1993г до 1035 в 1996г., а в 1997году, по данным Федеральной службы по делам о несостоятельности было 3700 банкротств предприятий.  И тем не менее, прогнозы о волне банкротств с принятием закона 1992 года не сбылись. Вероятно, здесь следует говорить как об экономических и организационных, так и о чисто правовых причинах нечастого обращения предприятий и организаций, выступающих в роли должников и кредиторов, в арбитражные суды с заявлениями о возбуждении дел о своей собственной несостоятельности либо о банкротстве контрагентов по договорным обязательствам. Одной из причин служит неблагоприятные условия для работы законодательства о банкротстве – это общий кризис неплатежей, поразивший нашу экономику. В условиях, когда все должны всем, каждому участнику экономических отношений трудно, а иногда и невозможно дать объективную оценку финансовому состоянию конкретного контрагента по договорному обязательству. Такая оценка может быть дана лишь в ситуации, когда общим правилом имущественного оборота является своевременная оплата проданных или поставленных товаров, выполненной работы, оказанных услуг. Только лишь на таком фоне определение неплатежеспособности отдельных предприятий, задерживающих оплату, представляется легко решаемой задачей.

    Общее количество, находящихся в производстве хозяйственных судов дел об экономической  несостоятельности (банкротстве) по состоянию на 1 марта 2008 года, составило 1544 дела, из них количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности — 1441, то есть 93,3 % от общего количества дел об экономической несостоятельности (банкротстве)4.

 
2.2 Банкротство в России как способ передела собственности.
 

    Процедура банкротства, которая рассматривается  Законом как комплекс мер по обеспечению  интересов кредиторов и самого предприятия-должника, сегодня все чаще выступает удобной  основой для смены собственника. Тем более что действующее законодательство открывает широкие возможности для развития механизмов передела собственности именно на базе института банкротства.

    Объектом передела выступает предприятие, характер состояния которого отвечает формальным признакам банкротства, определяемым Законом. Оно может быть рассмотрено как бизнес-единица и как набор имущества. Составляющими передела собственности посредством банкротства предприятия являютя:

• собственник предприятия;

• руководитель (руководство) предприятия;

• кредиторы по денежным обязательствам (поставщики, подрядчики, партнеры, кредитно-финансовые организации);

• государственные налоговые и иные органы по требованиям по обязательным платежам (налогам и сборам);

• потенциальный собственник (лицо, желающее приобрести в собственность предприятие-должник или его часть, или набор его имущества);

• «Передельщик» собственности (подготавливающий и контролирующий осуществление мероприятий по переделу собственности).

    Существуют  широкие возможности для развития передела собственности, но все зависит от целей конкретного «Передельщика». Если его целью является эффективное управление объектом собственности, тогда реформирование собственности носит положительный характер. Но цели могут быть и абсолютно другими, и их достижение может стать губительным не только для самой компании, но также для предприятий, чья деятельность завязана на сотрудничестве с ней.

    Таким образом, когда государство не может обеспечить интересы эффективных собственников, последние должны сами уметь сделать это квалифицированно. Причем это касается не только вопросов приобретения собственности, но и последующей ее защиты от посягательств извне5.

    Арбитражный суд может возбудить дело о  несостоятельности (банкротстве) фирмы  при следующих условиях: требования к юридическому лицу составляют не менее 100000 рублей; требования к индивидуальному предпринимателю составляют не менее 10000 рублей; эти требования не удовлетворены в течение трёх месяцев.

    В суд вправе обратиться с заявлением о признании должника банкротом должник (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трёх месяцев); конкурсный кредитор; кредитор по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, выплаты авторского вознаграждения; уполномоченный орган (федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные предъявлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей). Неподача заявления в установленный срок влечёт за собой субсидиарную ответственность. Нарушители обязаны возместить убытки, причинённые в результате нарушения (статья 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    В соответствии со статьёй 195 УК РФ преступными  действиями при банкротстве считаются:

    • сокрытие имущества или имущественных обязательств или сведений об имуществе, его размере, местонахождении или иной информации об имуществе;

    • передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение его;

    • сокрытие, уничтожение или фальсификация  бухгалтерских или иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность;

    • если эти действия совершены в  период банкротства или в преддверии банкротства;

    • если эти действия совершены руководителем  или собственником организации-должника, или индивидуальным предпринимателем;

    • если эти действия причинили крупный  ущерб.

    Такие неправомерные действия наказываются ограничением свободы до трёх лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 200000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев.

    Во-вторых, к таким действиям также относятся:

    • неправомерное удовлетворение имущественных  требований отдельных кредиторов руководителем  или собственником организации-должника или индивидуальным предпринимателем, знающим о своём фактическом банкротстве, заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб.

    Неправомерное удовлетворение имущественных требований или принятие такого удовлетворение кредитором наказывается ограничение свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до одного года со штрафом в размере до 18000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев или без такового.

    Банкротство делится на фиктивное и преднамеренное.

    Фиктивное банкротство – ситуация, когда  должник заявляет о признании  себя несостоятельным, имея информацию о достаточности имущества для  удовлетворения всех требований, т.е. при наличии умысла должника на сокрытие имущества (на причинение вреда кредиторам).

    С целью ограничения фиктивного банкротства  от подачи заявления должника в предвидении  несостоятельности в заявлении  следует указать, что на момент его  подачи имущества достаточно для удовлетворения всех требований, но в силу наступления определённых обстоятельств может возникнуть недостаточность имущества.

    Если  заявление должника подано должником  в арбитражный суд при наличии  у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объёме, должник, подавший заявление, несёт перед кредиторами ответственность за ущерб, причинённый подачей такого заявления.

    Фиктивное банкротство наказывается штрафом  от 100 до 3000 рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осуждённого; либо лишением свободы на срок до 6  лет со штрафом до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 6 месяцев.

    Преднамеренное  банкротство – умышленное создание или увеличение неплатёжеспособности, совершённое руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем, в личных интересах других лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия.

    Преднамеренное  банкротство наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 5 до 8 месяцев либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 100 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого в период до одного месяца либо без такового.6

    Рассмотрим  экономические последствия банкротства.

    Последствия банкротства предприятий в теоретическом  плане изучены слабо. Особенно остро стоит проблема последствий банкротства предприятий АПК. Данные предприятия находятся в основном в сельской местности, и, как правило, имеют характер градообразующих для малых городов и поселков. Кроме того, данные предприятия формируют значительную часть доходов местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации, в регионах, которые являются агропромышленными. Из-за дефицита бюджетов которых, последствия банкротства становятся еще серьезнее.

    В то же время совсем отказаться от банкротства  невозможно, ведь банкротство —  это инструмент регулирования экономики, устраняющий неэффективное производство, что важно в условиях рыночной экономики. Поэтому необходимо принимать решение о банкротстве или его предотвращении (в том числе путем финансового оздоровления) в каждом конкретном случае. Может получиться так, что государству, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выгоднее помочь предприятию, чем нести расходы, связанные с последствиями его банкротства.

    Существуют  финансовые риски, которые связаны  с финансовым обеспечением производства.

    Риск  снижения финансовой независимости возникает в связи с несовершенством структуры капитала — чрезмерной долей используемых земных средств. Сельское хозяйство характеризуется большим разрывом между временем производства и рабочим периодом, ярко выраженной сезонностью, значительной продолжительностью производственного цикла. Это определяет особенности кругооборота средств на сельскохозяйственных предприятиях: его сравнительную замедленность, постепенное нарастание затрат в процессе кругооборота, высвобождение средств из кругооборота сразу, единовременно в периоды выхода и реализации продукции и, как следствие этого, неравномерность, разрыв в сроках затрат и выхода продукции. Особенности кругооборота средств приводят к специфическим формам в организации финансов сельскохозяйственных предприятий. Однако в течение года у них образуется значительный сезонный разрыв между сроками осуществления затрат и получения доходов, что сказывается на организации оборотных средств, требует привлечения банковского кредита. Кредит банка здесь имеет большее значение, чем в других отраслях народного хозяйства, поэтому данной отрасли необходима льготная целевая поддержка государства.

    Процентный  риск, возникающий из-за неблагоприятных  колебаний процентных ставок, которому подвержены в большей степени  финансовые учреждения, существенен для предприятий АПК, так как может приводить к повышению затрат на выплату процентов. Финансовые организации при выделении инвестиций учитывают рискованный характер предпринимательства в аграрной сфере, а потому свои финансовые риски закладывают в цены предоставляемых услуг. Например, в 1997 году, когда в ряде регионов России уровень цен на материально-технические ресурсы для села стали контролировать коммерческие банки, выяснилось, что цены на бензин для села были выше на 70% по сравнению с ценами обычных бензоколонок. В настоящее время это ушло в прошлое.  
Инвестиционный риск в АПК связан с научно-техническим прогрессом. Инвестиционные проекты в АПК, как правило, не привлекательны и имеют низкий уровень доходности.

Информация о работе Институт банкротства в экономике России