Институт банкротства в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется высокой социально-экономической значимостью института банкротства в России, а также необходимостью совершенствования нормативно-законодательных актов о несостоятельности (банкротстве).
Государственное регулирование несостоятельности является сегодня наиболее динамично развивающейся областью права и экономики в развитых зарубежных странах, при этом социально-экономическая политика государства является элементом постоянного изменения и совершенствования нормативных и процедурных актов в механизме банкротства.

Оглавление

Введение…3
Глава 1. Банкротство как инструмент корпоративного управления…4
1.1 Понятие и сущность банкротства…4
1.2 Основные признаки и функции банкротства в экономике…7
Глава 2. Банкротство в российской экономике…11
2.1 Становление института банкротства в России…11
2.2 Банкротство в России как способ передела собственности…14
Заключение…20
Литература…23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра политической экономии 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Институт  банкротства в экономике России

Шальнева  Инна Олеговна 
 
 
 
 

                    Руководитель

                    Канд.экон.наук, ассистент

                    ___________Е.Н.Соболева 

                    Автор работы

                    Студентка гр. 973б

                    ___________И.О.Шальнева 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

                                                           Томск 2008

    Оглавление

    Введение…3

    Глава 1. Банкротство как инструмент корпоративного управления…4

    1. Понятие и сущность банкротства…4
    2. Основные признаки и функции банкротства в экономике…7

    Глава 2. Банкротство в российской экономике…11

    2.1 Становление  института банкротства в России…11

    2.2 Банкротство  в России как способ передела собственности…14

    Заключение…20

    Литература…23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Актуальность  темы исследования определяется высокой  социально-экономической значимостью  института банкротства в России, а также необходимостью совершенствования  нормативно-законодательных актов  о несостоятельности (банкротстве).

    Государственное регулирование несостоятельности  является сегодня наиболее динамично  развивающейся областью права и  экономики в развитых зарубежных странах, при этом социально-экономическая  политика государства является элементом  постоянного изменения и совершенствования нормативных и процедурных актов в механизме банкротства.  
        В этой связи особое значение приобретают социально-экономические аспекты формирования института банкротства в Российской Федерации. Одно лишь то обстоятельство, что 60% всей задолженности предприятий в Российской Федерации, подчеркивает всю остроту этой проблемы для Российской Федерации. Необходимо также учитывать тот резонанс, социальный и экономический, который вызывает банкротство крупных, градообразующих, стратегических предприятий и предприятий ТЭКа.

    Эффективное функционирование механизма банкротства и профессиональное использование стратегических и тактических мероприятий антикризисного управления является одной из наиболее актуальных и важнейших задач на пути построения цивилизованного рынка в России и оздоровления экономики страны.

      Основной целью работы является рассмотрение института банкротства в современных российских условиях. Особое внимание уделяется системному подходу к пониманию процесса банкротства, взаимосвязи составляющих его частей и элементов.

    Работа  включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

    В первой главе рассматривается банкротство  как инструмент корпоративного управления, его понятие, сущность, основные признаки и функции. Во второй – как институт банкротства зарождался, его развитие, что оно представляет из себя в настоящее время, а так же рассматривается банкротство как способ передела собственности, его опасные стороны.

    При написании был использован Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий и комментарии нему, труды таких российских экономистов, как К.И. Александровой, М. Байгереева, Г.П. Иванова, Г.В. Кальварского, И.О. Михалёва, Б.А. Райзберга, а так же различные электронные ресурсы. Они рассмотрели институт банкротства с различных сторон: его сущность, признаки, функции, историю, его отрицательные и опасные для предприятий черты. 
 

Глава1. Банкротство как институт корпоративного управления.

 1.1 Понятие и сущность банкротства.

    Финансовая  несостоятельность и банкротство предприятия, как правило, являются следствием крупных ошибок, сделанных руководством предприятия.

    Банкротство – неспособность должника платить  по своим обязательствам, вернуть  долги в связи с отсутствием  у него денежных средств для оплаты. Банкротство фирм возникает чаще всего в связи с тем, что в течение длительного времени их расходы превышают доходы при отсутствии источника покрывания убытков. Официально, предприятия становятся банкротом после решения суда о его несостоятельности как должника и неспособность расплатиться с кредиторами. Если с заявлением в суд о своей несостоятельности обращается сам должник, то банкротство считается добровольным. Иногда фирмы идут на такой шаг при фиктивном банкротстве, чтобы утаить долговые деньги и оставить их у себя. Если с заявлением в суд обращаются кредиторы, которым не возвращен долг, то банкротство называется принудительным. По решению суда несостоятельное предприятие может быть реорганизовано, то есть ему дается срок для выхода из состояния банкротства, погашении долгов, а иногда оказывается помощь в этом.

    Возможна  и ликвидация предприятия с продажей имущества для компенсации имущества  задолженности1.

    Ввиду того, что банкротство – институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других – коммерческих судов (Франция), в третьих – специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации, с момента восстановления института банкротства, рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов.

    Арбитражные суды РФ, создание которых практически  совпало (1992 г.) с восстановлением института банкротства, являются коммерческими судами в классическом виде: ими, особенно с учетом положений АПК 2002 г., рассматривается подавляющее большинство экономических споров и практически все споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, законодатель изначально, с 1992 г., передал рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку банкротство является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономических (имущественных), а не личных отношений. Соответственно, и процессуальная часть законодательства о банкротстве состоит из норм арбитражного процессуального права как отрасли законодательства, регламентирующей судебный процесс в арбитражных судах. Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы. Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК и законодательства о банкротстве. Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст.223 АПК: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

    Приведенная норма позволяет сделать следующий  вывод: нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК и Закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным Законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

    Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

    Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

    Структурная перестройка народного хозяйства  — есть глубокое преобразование производительных сил, определяемое необходимостью технологического обновления производства и его приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее важнейшими целями являются: реорганизация производства, в том числе путем ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния предприятий, замена физически и морально устаревших основных фондов, внедрение технических нововведений, выпуск новой продукции. Все это приводит к существенным сдвигам в отраслевой, технологической, размерной, региональной и других структурах общественного производства.

    Как показывает практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов: установлении единых стабильных и надежных для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий; предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности; введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде; создании системы мер для возрождения бизнеса; создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса; создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров; ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб; сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности; создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы должника.

    Одной из важнейших функций банкротства является постприватизационное перераспределение инвестиционных активов между временными и стратегическими инвесторами. В зависимости от значимости, коммерческой ценности предприятия его судьба в результате реструктуризации может быть различна. Предприятия, переориентация которых на выпуск конкурентоспособной продукции и модернизацию основных фондов проблематична, как правило, разукрупняются, при этом их имущество составляет основу для создания новых профильных производств; либо же акции таких предприятий распределяются между мелкими инвесторами, преследующими, в основном, спекулятивные цели. Напротив, перспективные предприятия, играющие особую роль в жизнеобеспес-печении экономического домена, фигурируют в процедурах банкротства как единый имущественный и технологический комплекс и привлекают внимание стратегических инвесторов, нацеленных на долгосрочные инвестиции, укрепление позиций в конкретной отрасли и на соответствующем товарном рынке. Таким образом, банкротство призвано играть роль экономического регулятора финансово-инвестиционных процессов. 

 1.2 Основные признаки и функции банкротства в экономике.

    Банкротство предопределено самой сутью рыночных отношений, которые сопряжены с  неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь.  
Переход России к рыночному способу хозяйствования привел к повышению роли банкротства как инструмента регулирования экономики. Проблемой определения сущности банкротства в нашей стране занимались давно. Еще в определениях В.И. Даля1 2и С.И.Ожегова2 сформулирован главный признак банкротства — неспособность платить по долговым обязательствам. В настоящее время определение банкротства имеет большое количество признаков, при этом основной признак остается неизменным.

    Российское  законодательство о банкротстве  содержит два очень важных момента. Во-первых, оно отдает приоритет интересам кредиторов. Тот факт, что в результате реализации дел о несостоятельности (банкротстве) кредитор в первую очередь имеет возможность получить те средства, которые он вложил в предприятие-должника, сам по себе знаменателен для нынешней экономической ситуации в России. Практическая реализация этого факта означает создание важного условия решения проблемы всеобщих неплатежей. Во-вторых, в отличие от действующего законодательства о приватизации, в Законе о несостоятельности (банкротстве) значительно уменьшено влияние органов государственного и административного управления на принятие соответствующих решений. Здесь заложен весьма демократический подход: либо хозяйствующие субъекты договариваются о проведении процедур друг с другом, либо обращаются в арбитражный суд для решения спорных вопросов на законодательной основе.3

Информация о работе Институт банкротства в экономике России