Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью настоящей работы автор определил более подробно изучить особенности деятельности и перспективы развития фондовых бирж.
Исходя из поставленной цели автор предполагает рассмотреть следующие задачи:
-определить задачи и функции рынка ценных бумаг.
-рассмотреть сущность и механизм деятельности фондовых бирж;
-изучить особенности деятельности и перспективы развития фондовых бирж в Республике Беларусь.
Рис. 3 Региональная структура эмитентов ценных бумаг
Как видно, большая часть эмитентов, как и следовало ожидать, расположены в столице или рядом с ней, наименьшее – в г. Гродно и его области.
Таким образом, при всем многообразии различных видов ценных бумаг, фондовый рынок Беларуси не дает особо большого выбора своим участникам между видами ценных бумаг. По сути, выбор один: акции или облигации (государственные или банковские).
С введением в действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000г. № 1740 "О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ" все сделки с акциями открытых акционерных обществ регистрируются в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", что позволило увеличить прозрачность рынка ценных бумаг, особенно для граждан.
Выпуск указанных ценных бумаг осуществляется в целях привлечения временно свободных денежных средств юридических лиц, в то числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.
Наиболее распространенной формой первичного размещения государственных облигаций является их продажа на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком Республики Беларусь. Основным документом, регламентирующим порядок проведения закрытого аукциона, являются «Правила проведения закрытого аукциона по размещению государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом», утвержденные постановлением Правления Национального банка и Госкомитета по ценным бумагам Республики Беларусь от 13.11.2000 г. № 30.08./22П (с изменениями и дополнениями)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь "О вторичном рынке государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь" от 02.11.1998г. № 1681 (с изменениями и дополнениями) конкретизирует статус биржи при организации вторичного рынка указанных ценных бумаг. В соответствии с постановлением все сделки купли-продажи государственных облигаций заключаются только через торговую систему биржи.
Основные
принципы вторичного обращения государственных
облигаций закреплены в Положении
"Об обращении облигаций
Правила
заключения сделок с гос. облигациями
на бирже, регламент торгов, расчетов и
депозитарного обслуживания регулируются
соответствующими документами Белорусской
валютно-фондовой биржи, Национального
банка и Центрального депозитария Национального
банка Республики Беларусь. В частности,
основным внутренним нормативным документом
биржи, регламентирующим порядок заключения
сделок является «Порядок заключения
сделок по купле-продаже государственных
ценных бумаг и ценных бумаг Национального
банка Республики Беларусь» № 1219 от 23.11.1999
(с изменениями и дополнениями) [1,с.9].
2.2
Анализ деятельности
ОАО «Белорусская валютно-фондовая
биржа»
Открытое
акционерное общество «Белорусская
валютно-фондовая биржа» было образовано
в 1998 году во исполнение Указа Президента
Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. №
366 «О совершенствовании системы
государственного регулирования рынка
ценных бумаг». Учредителями биржи стали
Национальный банк Республики Беларусь
(контрольный пакет акций), Министерство
по управлению государственным имуществом
и приватизации Республики Беларусь и
ряд крупных банков Республики Беларусь.
Высшим органом управления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является Общее собрание акционеров. В состав акционеров биржи, кроме учредителей входят банки, брокерско-дилерские компании республики и др. Руководство деятельностью биржи в период между Общим собранием акционеров осуществляется Наблюдательным советом.
На
сегодняшний день ОАО «Белорусская
валютно-фондовая биржа» – единственная
в республике торговая площадка, на
основе которой создана
3 Перспективы развития
деятельности фондовых
бирж Республике
Беларусь
Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже затянулся на пятнадцать лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за пятнадцать лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем [8,с.165].
Что касается перспектив развития рынка ценных бумаг, то его можно охарактеризовать исходя из основных направлений деятельности Комитета по его совершенствованию.
Организация повышения уровня информационного и аналитического обслуживания участников рынка ценных бумаг на основе современных информационных технологий.
Реализация мер по внедрению
программы развития
Осуществляется разработка системы организованной торговли производными ценными бумагами (фьючерсами и опционами), призванными хеджировать риски участников фондового рынка. Первыми шагами в этом направлении являются установление на законодательном уровне норм определяющих понятие производных ценных бумаг, которые отражены в Положении о производных ценных бумагах, утвержденном Комитетом по ценным бумагам.
Кроме того, биржей подготовлен ряд документов, необходимых для организации биржевой торговли производными ценными бумагами, а именно: Правила Секции срочного рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа"; Программа обучения трейдеров для работы в Секции срочного рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа": Порядок проведения расчетов по сделкам, совершаемым в Секции срочного рынка ОАО ''Белорусская валютно-фондовая биржа".
Разработка
механизмов корпоративного управления,
действенного перераспределения
Разработка нормативных
Реализация программы по активизации выпуска краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных долговых ценных бумаг. Комитетом по ценным бумагам разработана правовая база для выпуска облигаций без обеспечения залогом для финансирования инвестиционных проектов, что приведет к активизации инвестиционной деятельности юридическими лицами на территории Республики Беларусь.
В 2008 г. в Беларуси принята Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 годы. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров и Национального банка Беларуси №78/1 от 21 января 2008 года.
Главная цель программы - создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка республики, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики
Программа
включает комплекс мероприятий, направленных
на устранение причин, сдерживающих развитие
корпоративного сегмента рынка ценных
бумаг, и предусматривает
Кроме того, документ предусматривает повышение эффективности управления государственной собственностью, создание института коллективных инвесторов, внедрение новых инструментов фондового рынка, выход предприятий страны на зарубежные рынки ценных бумаг [5,с.6-7].
Заключение
Фондовая биржа - организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемый профессиональными участниками рынка ценных бумаг для взаимных оптовых операций.
Фондовая биржа - это определенным образом организованный рынок, на котором владельцы ценных бумаг совершают через членов биржи, выступающих в качестве посредников, сделки купли - продажи.
Фондовая биржа - организация, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.
В западной экономической литературе понятие фондовой биржи несколько видоизменилось, большее внимание уделяется ее функциональному назначению. Под фондовой биржей, например, понимается основное место проведения торговли ценными бумагами при соблюдении набора правил и инструкций.
Данные
определения рассматривают биржу
с двух разных точек зрения:
с одной стороны, биржа отождествляется
с организованным рынком, а с
другой, рассматривается как
Фондовый рынок является наиболее приближенной реализацией к модели рынка с совершенной конкуренцией. Государство должно выступать только в качестве гаранта законности действий участников рынка. Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государственных органов равносильно нарушению естественного баланса сил спроса и предложения. Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее, можно с достаточной уверенностью утверждать, что государственное регулирование экономики будет носить скорее негативный, т.е. ограничительный, характер, что особенно справедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономические традиции и устои.
Создание фондового рынка в Республике Беларусь сдерживалось по различным причинам, среди которых можно выделить следующие:
-
отсутствие широкомасштабной
-
неполная и не всегда
- недостаточная технологическая оснащенность (несовершенна технология торговли на вторичном рынке);
- незащищенность инвесторов от необоснованного риска;
-
нестабильность
Только с устранением этих и ряда других причин можно связывать дальнейшее развитие рынка ценных бумаг и говорить о перспективах его развития.
По вопросу о развитии рынка государственных ценных бумаг необходимо отметить следующее. Беларусь может дестабилизировать финансовый рынок, поэтому государственный долг нужно сокращать или, по крайней мере, остановить темпы его наращивания. Необходимо разработать правительственную программу, но снижению объемов заимствований, увеличению среднего срока заимствований и прекращению на этой основе роста государственного долга. Вместе с тем необходима программа повышения доходной части бюджета.