Информационные системы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 11:29, реферат

Краткое описание

Современная экономика немыслима без информации. Современный специалист – экономист должен уметь принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными знаниями, такими как основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности, банковское дело, административное управление, налогообложение он должен владеть информацией по построению информационных систем.

Оглавление

1. Информационные процессы в экономике
2. Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
3. Информационное обеспечение ЭИС и технологий
4. Технологическое обеспечение ЭИС и АРМ конечного пользователя
5. Защита информации в ЭИС
6. Автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете
7. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности
8. Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и предоставления данных налоговой службе
9. Автоматизированные информационные технологии в казначействе
10. Автоматизированные информационные технологии в страховой деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.25 Кб (Скачать)

Коммуникационное оборудование ИС обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, например, обмен данными между компьютерами сети, а также удаленный доступ к ресурсам. Автоматизированная обработка информации возможна в диалоговом и сетевом режиме.

Сбор и регистрация текстовой и табличной информации могут осуществляться:

путем измерений (наблюдений) фактов в реальном мире и ввода данных в систему с помощью клавиатуры или каких-либо манипуляторов;

полуавтоматически, путем ввода в компьютер с некоторых носителей;

автоматически, с помощью различного рода датчиков или обмена данными с другими автоматизированными системами.

Диалоговый режим взаимодействия пользователя и ЭВМ обеспечивает возможность оперативного вмешательства человека в процесс обработки информации на ЭВМ.

Сеть – это совокупность программных, технических и коммуникационных средств, обеспечивающих эффективное распределение вычислительных ресурсов.

Являясь одновременно и продуктом, и мощным стимулом развития интеллекта человека, сеть позволяет:

построить распределенные хранилища информации (базы данных);

расширить перечень решаемых задач по обработке информации;

повысить надежность информационной системы за счет дублирования работы ПК;

создать новые виды сервисного обслуживания, например электронную почту;

снизить стоимость обработки информации.

Пользователь ПЭВМ часто встречается с необходимостью подготовки тех или иных документов – писем, статей, служебных записок, отчетов, рекламных материалов и т.д. Для подготовки документов текст редактируемого документа выводится на экран, и пользователь может в диалоговом режиме вносить в него свои изменения. Все внесенные изменения фиксируются. При распечатке выводится отформатированный текст, в котором учтены все исправления. Пользователь может переносить части текста из одного места документа в другое, использовать несколько видов шрифтов для выделения отдельных участков текста, печатать подготовленный документ на принтере в нужном количестве экземпляров.

Удобство и эффективность применения компьютеров для подготовки текстов привели к созданию множества программ для обработки документов. Такие программы называются текстовыми процессорами (Word Processors) или редакторами.

Существует несколько сотен редакторов текстов – от самых простых до весьма мощных и сложных. Наиболее распространенные Microsoft Word (версии для DOS и Windows), WordPerfect, WordStar, WordStar 2000. В США наиболее распространены Microsoft Word для Windows и WordPerfect, в Европе и в России Microsoft Word (версии для DOS и Windows).

Множество задач, которые предстоит решать фирмам и предприятиям, носят учетно-аналитический характер и требуют табличной компоновки данных с подведением итогов по различным группам и разделам данных, например при составлении баланса, справок для налоговых органов, возможных финансовых отчетов и т.п. Для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме используют электронные таблицы (ЭТ).

Программные средства для проектирования называют также табличными процессорами. Они позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. Кроме того, с помощью ЭТ можно выполнять различные экономические, бухгалтерские и инженерные расчеты, а также строить разного рода диаграммы, проводить сложный экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение различных хозяйственных ситуаций и многое другое.

Excel предоставляет большой набор  возможностей по графическому  представлению данных. Имеется возможность  выбора из 14 различных типов диаграмм, причем каждый тип диаграмм  имеет несколько разновидностей (подтипов).

В интегрированный пакет для офиса входят взаимодействующие между собой программные продукты. Основу пакета составляют текстовый редактор, электронная таблица и СУБД (кроме них, в интегрированный пакет могут входить и другие офисные продукты). Главной отличительной чертой программ, составляющих интегрированный пакет, является общий интерфейс пользователя, позволяющий применять похожие приемы при работе с различными приложениями пакета.

Документ, созданный в одном приложении, можно вставить в другое приложение и при необходимости изменить его. Общность интерфейса уменьшает затраты на обучение пользователя.

Системы управления базами данных (СУБД) – это программные средства, предназначенные для ввода, наполнения, удаления, фильтрации и поиска данных.

Существует широкий спектр реляционных СУБД для приложений различного масштаба. Разработан международный стандарт языка запросов SQL, ставший универсальным интерфейсом коммерческих реляционных СУБД.

Вместе с тем в последние годы четко обозначилась тенденция развития СУБД в объектном направлении. Объектная (объектно-ориентированная) модель не противоречит реляционной модели данных, а дополняет и развивает последнюю (точнее сказать – реляционная модель является частным случаем объектной формы представления данных).

Экспертная система (ЭС) – это сложный программный комплекс, аккумулирующий и тиражирующий знания специалистов в конкретной предметной области и выполняющий функции эксперта при решении задач из этой области, консультируя менее квалифицированных пользователей.

Критерии целесообразности применения ЭС:

данные знания должны быть надежными и мало меняться с течением времени;

решаемые задачи должны быть узкоспециализированными, а пространство возможных решений должно быть относительно невелико;

задачи не должны в значительной мере зависеть от общечеловеческих знаний или соображений здравого смысла;

должен быть по крайне мере 1 эксперт способный явно сформулировать свои знания и объяснить свои методы применения этих знаний для решения задач;

в процессе решения задачи должны использоваться формальные рассуждения.

Важную роль в технологическом обеспечении АИС играют интегрированные и нейросетевые технологии.

Многообразие компьютерных сетей и форм взаимодействия ПК порождает насущную проблему их интеграции или, по крайней мере, соединения на уровне обмена сообщениями.

В распределенных системах используются три интегрированные технологии.

Технология «клиент – сервер».

Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.

Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.

Нейронные сети – обобщенное название групп алгоритмов, которые умеют обучаться на примерах, извлекая скрытые закономерности из потока данных. Компьютерные технологии, получившие название нейросетевых, работают по аналогии с принципами строения и функционирования нейронов головного мозга человека и позволяют решать чрезвычайно широкий круг задач: распознавание человеческой речи и абстрактных образов, классификацию состояний сложных систем, управление технологическими процессами и финансовыми потоками, решение аналитических, исследовательских, прогнозных задач, связанных с обширными информационными потоками. Являясь мощным технологическим инструментом, нейросетевые технологии облегчают специалисту процесс принятия важных и неочевидных решений в условиях неопределенности, дефицита времени и ограниченных информационных ресурсов.

 

5. Защита информации  в ЭИС

 

Безопасность ИС – защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, от попыток хищения информации, модификации или разрушения ее компонент.

Угроза безопасности информации – событие или действие, которое может привести к искажению, несанкционированному использованию или разрушению информационных ресурсов системы, а также программных и аппаратных средств.

Угрозы принято делить на случайные, или непреднамеренные, и умышленные. Источником первых могут быть ошибки в программном обеспечении, выходы из строя аппаратных средств, неправильные действия пользователей или администрации и т.п. Умышленные угрозы, в отличие от случайных, преследуют цель нанесения ущерба пользователям АИТ и, в свою очередь, подразделяются на активные и пассивные.

Пассивные угрозы, как правило, направлены на несанкционированное использование информационных ресурсов, не оказывая при этом влияния на ее функционирование. Пассивной угрозой является, например, попытка получения информации, циркулирующей в каналах, посредством их прослушивания.

Активные угрозы имеют целью нарушение нормального процесса функционирования посредством целенаправленного воздействия на аппаратные, программные и информационные ресурсы. К активным угрозам относятся, например, разрушение или радиоэлектронное подавление линий связи, вывод из строя ПЭВМ или ее операционной системы, искажение сведений в базах данных или в системной информации в компьютерных технологиях и т.д. Источниками активных угроз могут быть непосредственные действия злоумышленников, программные вирусы и т.п.

Методы и средства обеспечения безопасности информации (в том числе, используемые в банковской деятельности):

1. Физическое преграждение пути  к защищаемой информации (к аппаратуре, посетителям).

2. Управление доступом информации:

идентификация пользователя;

авторизация (проверка полномочий);

регистрация обращения к защищенным ресурсам;

реагирование системы при попытках несанкционированных действий.

3. Механизм шифрования.

4. Регламентация, т.е. создание таких  условий автоматизации, обработки, хранения и передачи информации, при которых нормой стандарта  по защите выполняется в наибольшей  мере.

5. Принуждение – метод защиты, при котором пользователь и  персонал ИС вынуждены соблюдать  правила обработки и передачи  информации под угрозой ответственности.

6. Морально-этические средства  защиты информации, включающие нормы  поведения, складывающиеся в компании  по мере развития ИС.

 

6. Автоматизированные информационные  технологии в бухгалтерском учете

 

Бухгалтерские программы включают:

Недорогие тиражные бухгалтерские программы, ориентированные на малый и средний бизнес.

 

Наименование программы

Компания – производитель

1С Бухгатерия

Инфо-бухгалтер

Турбо-бухгалтер

БЕСТ

Интегратор

Scala

Инфо-бухгалтер

ДИЦ

Интеллект-сервис

Инфо-софт

Scala Business


 

Тиражные бухгалтерские управленческие системы, ориентированные на средние и частично крупные предприятия (Парус, Интеллект-Сервис, 1С, Экософт).

Дорогие малотиражные комплексные управленческие системы (Галактика, Парус, IT, SAP AG)/

Классификация:

Мини – бухгалтерия (2–3 чел.)

Интегрированные бухгалтерские системы, дают пользователю возможность ведения учета по всем участкам бухучета.

Бухгалтерский конструктор – отличается наличием развитого языка макропрограммирования и средств настройки, что позволяет адаптировать их к особенностям учета на любом предприятии.

Бухгалтерский комплекс – система из отдельных взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест.

Бухгалтерия-офис – отличается тем, что помимо учетных функций решает аналитические задачи (оптимизация сбыта продукции, закупки сырья и т.д.).

Система учета международного уровня – позволяет организовать учет и провести анализ в соответствии с международными стандартами учета.

Международные системы характеризуются многоязычностью, модульностью – возможно наращивание функциональных возможностей посредством модулей.

 

7. Автоматизированные информационные  технологии в банковской деятельности

 

Автоматизированная банковская система (АБС) – это форма организационного управления банком на базе широкого применения новых информационных технологий.

Работа банков в огромной степени зависит от состояния экономики страны в целом. Относительная стабилизация отечественной экономики в 2003 году обеспечила рост большинства российских банков, обострение конкуренции между ними. Характерными особенностями современного рынка банковских услуг являются все большая универсализация банков, борьба за клиентов. Продолжается продвижение крупнейших банков в регионы. В целях повышения эффективности работы банки вынуждены инвестировать значительные средства в IT-технологии.

К современным АБС предъявляются очень строгие требования, не только со стороны банков – пользователей, но и со стороны государственных и контролирующих органов.

Основные требования, предъявляемые к современным АБС можно разделить на четыре части:

основные требования;

требования к АБС как программному средству – системотехнические требования;

специальные требования, отражающие специфику банковской деятельности, банковских операций и технологий их выполнения;

показатели качества, характеризующие процесс разработки АБС.

Мы рассмотрим только требования к АБС как к продукту, к ним относятся:

функциональная полнота;

комплексный подход;

масштабируемость системы;

настраиваемость системы;

централизованное управление системой;

единая база данных, обеспечивающая многопользовательскую работу;

работа в режиме реального времени;

безопасность и надежность работы.

Автоматизированную банковскую систему в соответствии с функциональным назначением принято разделять на три подсистемы:

Front-office (верхний уровень) – подсистема, обеспечивающая взаимодействие  банка с внешним миром. В подсистеме  осуществляется ввод первичной  информации, взаимодействие банка  с клиентами, другими банками, биржами, ЦБ.

Back-office (средний уровень) – подсистему, обеспечивающую общебанковскую  и общехозяйственную деятельность. К подсистеме относится работа  с кредитами и т.д.

Accounting (нижний уровень) – подсистему, обеспечивающую своевременное и  корректное отражение деятельности  банка в рамках существующих  процедур бухгалтерского учёта.

В самостоятельную группу – Analysis – выделены операции реализующие анализ текущего состояния банка, планирование и внутренний аудит банка.

В подсистему Front-office может входить автоматизированная система (АС) «Клиент-Банк» предназначенная для организации электронного документооборота между банком и клиентами (организациями, имеющими счет в банке). Система состоит из двух частей – клиентской и банковской.

Информация о работе Информационные системы в экономике