Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 13:21, курсовая работа
Отраслевая структура экономики изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.
Для размещения сельского хозяйства также чрезвычайно важны социально-демографические факторы. Население является основным потребителем сельскохозяйственной продукции, поэтому существуют региональные особенности структуры потребления данной продукции. На специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью. Наиболее трудоемкими считаются производства: овощей, картофеля, сахарной свеклы и других технических культур, некоторые отрасли животноводства. Использование специализированных квалифицированных кадров способствует росту производительности труда, уменьшению затрат труда на производство данной продукции. Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые в прошлом недостаточно учитывались и которые в ряде случаев существенно ограничивают возможность производства на вывоз многих видов продукции, ранее определявшиеся плановыми объемами поставок в общесоюзный фонд.
К
наиболее существенным экономическим
факторам размещения и специализации
сельского хозяйства можно
1.Местоположение
хозяйств по отношению к
Виды сельскохозяйственной продукции различаются своей транспортабельностью. Это является основой создания пригородных и сырьевых зон вокруг крупных городов и предприятий перерабатывающей промышленности. Наличие крупных населенных пунктов создает высокую плотность населения, определяет специализацию сельскохозяйственных предприятий на производстве свежего молока, диетических яиц, картофеля, овощей и пр., т.е. малотранспортабельной продукции.
Характер и состояние путей сообщения также оказывают прямое влияние. Производство продукции, которую легко перевозить, можно концентрировать в местах, где оно наиболее эффективно. Возможность перевозить продукцию в больших объемах также вызывает удешевление перевозок.
2.Уже
созданный производственный
3.Площадь
сельскохозяйственных угодий, их
структура: размер пашни и
4.Экономическая
эффективность
5.Особенности
и стабильность
6.Обеспеченность сельского хозяйства средствами производства, поставляемыми промышленностью. Соответствие уровня цен на эту промышленную продукцию уровню цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки.
7.Размеры
сельскохозяйственных
В
России очень низок уровень
Хотя Россия относительно хорошо обеспечена сельскохозяйственными угодьями, но их размеры постоянно уменьшаются, что связано с изъятием земель под промышленное, транспортное, жилищно-коммунальное строительство. Постепенно снижается и размер площади сельхозугодий и пашни на душу населения (что связано с ростом населения). Поэтому основное направление дальнейшего развития сельского хозяйства – его всемерная интенсификация.
Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т.е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.
Основные
отрасли сельского хозяйства
– растениеводство и
Активно
в АПК идет формирование новых
форм хозяйствования. В настоящее
время они представлены крестьянскими
хозяйствами, ассоциациями крестьянских
хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами,
агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор
той или иной формы зависит от конкретных
условий местности, осуществляется на
строго добровольной основе, а критерием
преимущества может быть только экономическая
эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции
сельского хозяйства будут производить
крупные сельскохозяйственные предприятия:
ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные
предприятия, агрокооперативы, созданные
на основе колхозов и совхозов. Крестьянские
хозяйства дадут примерно 1% от общего
производства, так как даже при условии
серьезной поддержки государством (строительство
дорог, газификация, подводка электроэнергии,
обеспечение технического обслуживания,
прием продукции) им необходимо долгосрочное
кредитование и не менее 3-5 лет, чтобы встать
на ноги.
1.8
Строительный комплекс
Интеграция
различных производств
География строительства на
Межотраслевой строительный
Строительная индустрия в основном удовлетворяет внутренние потребности региона. Она развивается на богатой и разнообразной собственной сырьевой базе. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены в основном вокруг областных центров. Строительство крупнейших электростанций, промышленных объектов привело к значительному развитию в Восточной Сибири промышленности строительных материалов. Мощные цементные заводы действуют в Красноярске, Ангарске, Ачинске (работает на отходах крупнейшего в России Ачинского глиноземного завода). Производство стеновых материалов, панелей и блоков ведется на предприятиях Братска, Иркутска, Красноярска, Читы, оконного стекла – в Улан-Удэ, Тулуне. Много кирпичных заводов. На Урале создана мощная строительная индустрия, опирающаяся па собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская обл.). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.
Транспорт – важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.
Важное
значение транспорт имеет и в
решении социально-
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России
Большая часть грузо - и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный и авиационный. Такая структура грузо - и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую – Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.