Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 13:21, курсовая работа
Отраслевая структура экономики изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.
Спецификой
металлургического комплекса
Исключительно
велико комплексообразующее и
1.4
Машиностроительный
комплекс.
Машиностроение
– одна из ведущих отраслей тяжелой
индустрии России. Создавая наиболее
активную часть основных производственных
фондов – орудия труда – машиностроительная
промышленность в значительней степени
оказывает влияние на темпы и
направления научно-
Ассортимент
выпускаемой продукции
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
Долгое время темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности и целом. Высокими темпами развивались отрасли, определяющие научно-технический прогресс и в первую очередь станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислитель ной техники.
Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий. Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производств, переднеприводного малолитражного легкового автомобиля. Среди созданных образно новых типов машин, приборов, средств автоматизации значительная часть продукции отвечает необходимым техническим требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из них даже превосходят этот уровень.
Однако, несмотря на определенные сдвиги в развитии машиностроения, его научно-техническая и производственная база не адекватны требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля оборудования, которое эксплуатируется десять, пятнадцать и более лет, в то время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет шесть-восемь лет, а в европейских государствах – десять-двенадцать лет. Поэтому для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства и ускорения социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий машиностроительного комплекса.
Распад
СССР как единого государства
и образование независимых
С 1991 г. нарастала тенденция сокращения межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь машиностроения. Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е. является его монопольным производителем. Конец 80-х, и особенно начало 90-х годов, сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий и способствовали определенному балансу и обеспеченности потребностей отраслей хозяйственного комплекса России современной техникой. Вместе с тем, структурная перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить производство 4000 наименований новых изделий. Однако структурные изменения происходят медленно не только из-за слабой адаптации машиностроительных предприятий к работе в новых экономических условиях, но и из-за отсутствия у предприятий оборотных средств.
В настоящее время практически все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. На большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. Поэтому экономический эффект в результате разгосударствления предприятий не достигается.
Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. В структуре промышленного производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах.
За
последние десятилетия в
В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства. Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную.
Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый и автосборочный. Они оснащены оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.
Специализация промышленного производства обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства: химической, текстильной и др. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперированным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
Производственно-
В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общеe машиностроение и среднее машиностроение.
Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.
Значение
химико-лесного комплекса в
Сернокислотная промышленность – одна из важнейших отраслей. Серная кислота находит широкое применение при производстве минеральных удобрений, в металлургической, нефтеперерабатывающей, текстильной и пищевой промышленности и во многих других отраслях. Сырьем для получения серной кислоты служат серный колчедан (пирит) и сера. Серная кислота также вырабатывается из сернистого газа, улавливаемого при плавке сульфидных руд, переработке сернистой нефти, сероочистке коксового и природного газа. Сернокислотные заводы размещаются в основном в районах потребления серной кислоты. Основное сырье для ее производства (серный колчедан) приходится перевозить на дальние расстояния. Это объясняется тем, что серная кислота является малотранспортабельным грузом. В ряде районов получение серной кислоты совмещается с основными производствами на базе использования их отходов: например, серная кислота вырабатывается на Среднеуральском медеплавильном, Челябинском цинковом, Волховском алюминиевом и других заводах цветной металлургии.
Сернокислотная
промышленность развита почти во
всех экономических районах. Важнейшие
предприятия по производству серной
кислоты размещены в
Содовая промышленность, продукция которой применяется в стекольной и химической, а также в цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, текстильной и в быту, размещается в Пермской области – Березниковский комбинат: в Башкортостане – Стерлитамакский; в Алтайском крае – Михайловский содовый комбинат.
Важной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений – фосфорных, калийных и азотных. Основным сырьем для выпуска суперфосфата служат апатиты и фосфориты. Крупнейшими предприятиями суперфосфатной промышленности являются химические заводы и комбинаты: Воскресенский (Московская область), Невский (Санкт-Петербург). Самым крупным является комбинат "Апатит" на Кольском полуострове. Большое внимание обращается на производство суперфосфата в гранулированном виде (т.е. в виде мелких зерен), выпуск концентрированных фосфорных удобрений. Особенностью в размещении суперфосфатной промышленности является то, что большинство суперфосфатных заводов России работает на хибинских апатитах. Это приводит к перевозкам огромного количества сырья на большие расстояния. Однако следует иметь в виду, что хибинские апатиты даже в Сибири являются более дешевым сырьем, чем местные фосфориты.