Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности государственного кредита и его проблем. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются социально-экономическая сущность государственного кредита;
- представляется классификация государственного долга;
- выявляется роль государственного долга в экономике;
Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления госдолгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 16
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 26
3.1Современные проблемы государственного кредита в РФ 26
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 30
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Что касается России, то положительная динамика выплат внешнего долга очевидна. Но финансовый кризис, разразившийся осенью 2008г. внес свои коррективы. Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний.
С учетом вышеназванных обстоятельств для оптимизации процесса управления государственным долгом необходимы:
- продолжение налоговой реформы c дальнейшим сокращением налогового бремени;
- реформирование межбюджетных отношений с передачей на субфедеральный уровень части полномочий и бюджетных доходов;
- создание условий для ускорения темпов экономического развития страны, что позволит в конечном итоге сократить объемы государственного долга;
- создание условий для того, чтобы приоритет при осуществлении государственных заимствований был отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям. Возможность этого создает постепенное выравнивание условий привлечения внутренних и внешних заимствований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
В результате кредитных отношений формируется государственный долг, который традиционно делится на внутренний и внешний государственный долг. Кроме того принято также классифицировать государственный долг по типу кредитора и по типу долгового обязательства.
Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал. Поэтому особенно важно эффективное управление данной категорией.
Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований.
Отсутствие единой системы управления государственным внутренним и внешним долгом в предыдущие годы привело к довольно высокой долговой нагрузке на федеральный бюджет. В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом.
Дефицит федерального бюджета России в первые годы реформирования покрывался в основном за счет внешних заимствований. В настоящее время внешний долг России складывается из кредитов Парижского и Лондонского клубов кредиторов, кредитов СССР по двусторонним соглашениям, кредитов, выданных России с 1992г. по двусторонним соглашениям, кредитов международных финансовых организаций – Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка (МБ), рыночных займов России (еврооблигаций). На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.
В последние годы Россия постепенно выходит из долгового кризиса, более того, имеет возможности досрочного погашения отдельных долговых обязательств. Но проблемы еще сохраняются. И связаны они, прежде всего с совершенствованием самой экономики и финансовой системы. Некоторое ухудшение ситуации также вызвано финансовым кризисом, в результате которого государство возложило на себя долги крупных предприятий.
Для оптимизации процесса управления государственным долгом необходимо продолжить налоговые реформы c дальнейшим сокращением налогового бремени, продолжать реформирование межбюджетных отношений с передачей на субфедеральный уровень части полномочий и бюджетных доходов, создать условия для ускорения темпов экономического развития страны, что позволит в конечном итоге сократить объемы государственного долга, а также создать условия для того, чтобы приоритет при осуществлении государственных заимствований был отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят Гос. Думой Фед. Собрания 17.07.1998) [ред. от 6.04.2011г.]. // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. – Электрон. текст. дан. – Послед. обновление 30.08.2011.
2. Архипов, А.И. Финансы: учебник / А.И.Архипов, И.А.Погосов. – М.: «Проспект», 2007. – 632 с.
3. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / Л. А. Дробозина. – М.: Деловая книга, 2009. – 245 с.
4. Илларионов, А. Бремя государства / А. Илларионов // Вопросы экономики. – 2009. – № 1. – С. 23 – 26.
5. Ковалев, В.В. Финансы: учебник / В.В.Ковалев. – М.: «Проспект», 2008. – 640 с.
6. Миляков, Н.В. Финансы: учебник / Н.В. Миляков. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 315 с.
7. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов // Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
8. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Романовский, О.В. Врублевская, О. Врублевская. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
9. Саркисянц, А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект / А.Саркисянц // Аудитор. – 2006. - № 8. – С. 25 – 31.
10. Сенчагов, В.К. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / В.К.Сенчагов, А.И.Архипов. – М.: Проспект, 2007. – 720 с.
11. Соколова, О.В. Финансы, деньги, кредит: учеб. пособие / О.В.Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 280 с.
12. Хейфец, Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз / Б.А.Хейфец // Финансы. – 2006. - № 9. – С. 59 – 61.
13. Сайт министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http:// http://www1.minfin.ru
35
[1] Поляк Г.Б. Финансы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 236.
[2] Ковалев В.В. Финансы. – М.: Проспект, 2008. – С. 254.
[3] Поляк Г.Б. Финансы. – С. 238.
[4] Ковалев В.В. Финансы. – С. 254.
[5] Поляк Г.Б. Финансы. – С. 240.
[6] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 6.04.2011г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
[7] Там же.
[8] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 6.04.2011г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
[9] Ковалев В.В. Финансы. – С. 281.
[10] Архипов А.И. Финансы. – М.: ТК Велби, 2007. – С. 212.
[11] Архипов А.И. Финансы. – С. 203.
[12] Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2006. - № 8. – С. 25.
[13] Ковалев В.В. Финансы. – С. 278.
[14] Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. – С. 26.
[15] Коростникова Т., Сивкова В. Мы – Верхняя Вольта, но наш бронепоезд. // Аргументы и Факты. – 2006. - № 6 . – С. 6.
[16] Хейфец Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз. // Финансы. – 2006. - № 9. – С. 59.
[17] Хейфец Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз. – С. 61.
[18] Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. – С. 27.
[19] Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. – С. 29.
[20] Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. – С. 30.