Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности государственного кредита и его проблем. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются социально-экономическая сущность государственного кредита;
- представляется классификация государственного долга;
- выявляется роль государственного долга в экономике;
Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления госдолгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 16
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 26
3.1Современные проблемы государственного кредита в РФ 26
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 30
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ следующие[8]:
- кредитные соглашения и договора;
- государственные ценные бумаги;
- договора о предоставлении гарантий РФ;
- договора поручителей РФ;
- переоформленные долговые обязательства третьих лиц в долг РФ;
- соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств.
Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов – как физических, так и юридических лиц. Практически государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет в стагнирующей экономике, в экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно - оперативного порядка) и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению (в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей).
Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия. Внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг – это «долг самим себе» (заимствования государства у субъектов рынка и физических лиц). И тот и другой виды долгов – объективная реальность общественных отношений [9].
В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.
Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся:
- классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства);
- по типу долгового обязательства.
В категорию «государственный долг» включаются все признанные долги РФ. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, «безденежного» выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органам и др.
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе
Долговые тенденции повлияли на уровень взаимосвязи производства, распределения и потребления ВВП и нарушили их хрупкое динамическое равновесие. Это нарушение привело к противоречиям структур распределения первичных (реальных доходов) населения, которые во многом явились причиной инвестиционного коллапса экономики страны. Рост госдолга привел к появлению ряда воспроизводственных ограничений, в частности к ограничениям, в сфере воспроизводства рабочей силы, в использовании накопления на расширенное воспроизводство.
Естественным следствием этих ограничений является функционирование экономики России всех лет реформирования в условиях суженного процесса воспроизводства. Сужение воспроизводственного процесса привело к появлению специального механизма межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов с использованием неплатежей.
К долговой экономике Россия шла быстрыми шагами, совпадающими по темпам с просчетами в реформировании экономики: обвал цен, спад производства, дефицит, рост внешнего долга и в результате тупик общего дефолта. Влияние данных факторов привело к главному экономическому разлому – активному сужению воспроизводственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики. В этой связи важен анализ роли госдолга в воспроизводственном процессе[10].
Анализ долговой ситуации в определенной степени основывается на понятии «долгового навеса», суть которого заключается в том, что количество уже взятых государством обязательств начинает вызывать опасение относительно способности страны погасить их в полном объеме и в определенные сроки. Возникновение проблемы «долгового навеса» и возможность его снятия тесно связаны с состоянием реального сектора экономики.
Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды через государственные ценные бумаги). Значительный дефицит бюджета обуславливает нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.
В нормальных рыночных условиях дефицит возникает, когда уровень инвестирования в стране значительно превышает уровень накопления. Применительно к российской экономике главной причиной дефицита и роста госдолга на первых этапах реформирования явилось превышение потребления (особенно госрасходов) над реальными доходами бюджета. К данной ситуации классическая причина дефицита, а именно рост уровня инвестирования по отношению к накоплению, не имеет прямого отношения.
Анализ воздействия долговой политики на экономическое состояние страны показывает значительное влияние на него издержек, связанных с обслуживанием государственного долга, величина которых во многом зависит от размеров процентной ставки. При этом объем средств, направляемых на обслуживание задолженности, важен не только при выработке бюджетно-налоговой политики, но и для оценки возможности развития долговых кризисов.
Ожидаемое состояние платежного баланса в ближайшие годы свидетельствует о наличии у РФ потенциальных возможностей платить по долгам. Активное сальдо счета текущих операций, даже исходя из предположения о существенном ухудшении ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти, останется достаточно высоким.
1.4 Система управления госдолгом
Отсутствие единой системы управления государственным внутренним и внешним долгом в предыдущие годы привело к довольно высокой долговой нагрузке на федеральный бюджет. Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга оказывали негативное влияние на экономическую политику страны. Вместе с тем позитивные тенденции в развитии экономики, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы.
В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Ключевое значение в управлении госдолгом имеют доверие к проводимой финансовой политике, более гибкий подход к решению долговых проблем, чем к изменению налогообложения или определению инфляционных ориентиров.
Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:
- управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
- кризисное управление в условиях обостряющего дефицита бюджета,
спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований[11].
Водораздел между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.
Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых с наличием бездефицитного бюджета (нулевой первичный дефицит); в – третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП, прекращением роста отношений «долг – ВВП»; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.
Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ним можно отнести:
- стабилизационные инструменты в государственном долге, управление
динамикой долга;
- уменьшение государственного внутреннего и внешнего долга;
- реструктуризацию задолженностей экономических субъектов
(предприятий и организаций) бюджету;
- реструктуризации внешнего долга страны;
- контроль за заимствованием субъектов Федерации;
- сокращение госдолга путем недофинансирования бюджетной сферы;
- снижение стоимости обслуживания госдолга.
Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обеспечение эквивалентности изменения текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведения стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.
Таким образом, государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
В результате кредитных отношений формируется государственный долг, который традиционно делится на внутренний и внешний. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал. Поэтому особенно важно эффективное управление данной категорией.
2 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ЗАЕМЩИК
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ
Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без предварительного изучения истории вопроса.
Первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769г. в Голландии под 5% годовых. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен только через 76 лет – в 1891г.[12].
Со второй половины XIX века Россия начала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. К этому моменту относится и подписание договора с США (18 марта 1867г.), когда была продана Аляска за 7,2 млн. долл., поскольку царская семья не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной Америке[13].
В конце XIX века российским правительством было выпущено несколько золотых займов, которые впоследствии были также реструктуризированы. Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Полтика царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального самообеспечения.
Первые попытки получить большой международный заем с помощью французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда Россия стала испытывать серьезные финансовые затруднения. 17 апреля 1906г. был выпущен «Российский государственный 5% заем 1906г.» на общую сумму 2250 млн. французских франков, из которых французские банки должны были разместить 1200 млн., русские – 500 млн., английские – 330 млн., австро-венгерские – 165 млн. и голландские – 55 млн.[14].