Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности государственного кредита и его проблем. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются социально-экономическая сущность государственного кредита;
- представляется классификация государственного долга;
- выявляется роль государственного долга в экономике;
Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления госдолгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 16
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 26
3.1Современные проблемы государственного кредита в РФ 26
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 30
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Деньги, реализованные от займа, должны были быть оставлены у участников займа из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в течение года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен до 1956г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.
Российский внешний заем 1906г. имел большое значение для расстановки политических сил в Европе в начале XX века и знаменовал важный этап в наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от нее. Так, в результате принятых обязательств Россия должна была сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль, что ограничивало оперативную свободу российского командования. Благодаря этому займу, Россия удержала установленное еще в 1896г. денежное обращение, основанное на золоте.
После революции 1917г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств, международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями.
Наверное, единственный в истории классический дефолт – отказ большевиков от царских долгов – произошел в России. Это повлекло за собой исключение России из международных отношений и конфискацию всей иностранной собственности (на 300 млрд. долл.)[15]. Однако, уже к 1927г. советское правительство расплатилось с самыми крупными кредиторами: банками «Креди-Лионэ», «Сосьете-Женераль» и другими.
Историческая оправданность стремления к внешней независимости в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г. получили 42 страны, их объем, приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл.[16].
Кроме ленд-лизовских поставок Англия и Канада осуществляли поставки в СССР по кредитам, хотя размер последних был значительно меньше поставок по ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере 10 млн. долл. от 8 сентября 1941г. на закупку пшеницы и муки.
Англия предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941г. в размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942г. сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена[17].
Принцип обеспечения внешней независимости претворялся в жизнь вплоть до конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические связи Советского Союза в этот период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в международных экономических организациях, а также контроль за общением с внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании, как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как следствие, росту займов за рубежом.
С распадом СССР к негативным последствиям такой политики прибавились такие факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства и всех связанных с ним прежних преимуществ и развал устоявшихся внутренних экономических связей[18].
Все это, вылившись в глубокое падение национального производства с исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.
В 80-е гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10 млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою продукцию в среднесрочный кредит[19].
Основной особенностью этих западных кредитов было то, что они привлекались и погашались исключительно в денежной форме – в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов. В результате за период 1985-1991гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза – с 22,5 до 65,3 млрд. долл.
Такие займы имели бы смысл, если бы с их помощью увеличился уровень капиталовложений в Советском Союзе. Но в условиях нерыночной экономики эти средства ушли на увеличение текущего потребления и на капиталовложения, не принесшие практической пользы. Поэтому, с приближением сроков погашения долгов, у правительства не оказалось средств для их выплаты.
Некоторое время правительство оплачивало долги за счет своих золотых и валютных резервов. Но к 1991г. СССР оказался неплатежеспособным.
Следует отметить, что практика погашения задолженности за счет золотовалютных резервов применялась в России уже давно, и сами эти резервы, начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе.
В момент распада СССР в конце 1991г. внешний долг Союза составлял около 90 (по другим оценкам – 70) млрд. долл.[20]. К тому времени кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за 1989 и 1990гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами-поставщиками. Большую часть долга СССР – около 37 млрд. долл. – составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб, около 16 млрд. – задолженность по кредитам коммерческих банков.
Россия приняла на себя всю полноту ответственности по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи, и стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза.
Унаследованные Россией долги состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг. Несмотря на нерациональную структуру, они могли быть погашены и без инфляционного финансирования дефицита и привлечения новых займов. В первой половине 90-х гг. средняя ставка по российскому долгу составляла приблизительно 7%. Следовательно, при задолженности в 70 млрд. долл. ежегодный процент составил бы примерно 4,9 млрд. долл. Кроме того, каждый год должна была оплачиваться и определенная часть самого 70-миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300 млрд. долл. в год, следовательно, проценты по кредитам составляли порядка 1,6% общего государственного дохода.
Однако ошибки во внутренней и внешней политике в 1990-1993гг. привели к возрастанию суммы и стоимости долга, и, как следствие, ухудшению положения страны. В итоге Россия вышла на мировую валютно-кредитную арену в положении международного банкрота, или так называемого «государства ТОД» («с трудностями в обслуживании долгов»).
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга в 1994-1998гг., отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Объем и структура государственного долга Российской Федерации
Государственный долг | На 1 января года | ||||
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Внутренний, трлн. руб. Внешний, трлн. руб. - млрд. долл. США, в том числе: долг бывшего СССР, принятый на себя РФ, трлн. руб. - млрд. долл. США долг Российской Федерации трлн. руб. - млрд. долл. США Внутренний, % к ВВП Внешний, % к ВВП | 17,2 140,5 112,7
129,3 103,7 11,2 9,0 10,0 61,3 | 88,4 425,6 119,9
385,5 108,6 40,1 11,3 14,0 43,0 | 196,8 558,6 120,4
477,9 103,0 80,7 17,4 13,4 33,7 | 372,6 695,0 125,0
560,5 100,8 134,5 24,2 18,1 28,9 | 499,6 779,6 130,8
582,9 97,8 196,7 33,0 19,3 30,1 |
По данным таблицы, за четыре года абсолютная величина внутреннего долга в текущих ценах выросла в 29 раз, достигнув к 1 января 1998г. суммы в 499,6 трлн. руб. Если в начале 1994г. внутренний долг равнялся 10,0%, то на 1 января 1998г. этот показатель составил 19,3%, увеличившись на 9,3 процентных пунктов. Это означает, что в рассматриваемый период внутренний долг вырос как абсолютно, так и относительно.
Внешний долг увеличился с 112,7 млрд. долл. до 130,8 млрд., или на 16,1%. При этом долг бывшего СССР, принятый на себя Россией, сократился, но задолженность по внешним займам, предоставленным Российской Федерации, проявила сосем иные тенденции. К началу 1998г. долг возрос на 266,7%, достигнув величины в 33,0 млрд. долл. Доля нового, собственно российского долга в общей сумме внешней задолженности увеличилась с 7,8% на начало 1994. до 25,2% к концу 1997г., то есть в 3,2 раза. В 1998г. проявившие себя негативные тенденции сократились, внешний долг возрос до 141,5 млрд. долл.
В начале 1998г. общий уровень долговой нагрузки составил 49,4% ВВП. В результате девальвации рубля 17 августа 1998г. произошел рост государственного долга с 52% до 120% ВВП.
В течение 1999г. внешних заимствований на финансовых рынках было произведено еще меньше, чем в 1998г., на сумму примерно в 4 млрд. долл. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны. Это объясняется тем, что заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем. И, тем не менее, расходы на обслуживание долга увеличиваются из года в год. В 1996г. они составляли 13,34% всех расходов государственного бюджета, в 1997г. – 14,78%, в 1998г. – 24,83%, в 2000г. – 27,5%.
В 2004 – 2008гг. государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006г. Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9% ВВП).
Структура внешнего долга России по состоянию на 1 декабря 2011г.
представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 декабря 2011г.
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией | 35 838,1 | 26 824,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, | 559,6 | 418,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 484,1 | 1 110,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 010,9 | 756,7 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 56,3 | 42,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 553,6 | 1 911,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 183,4 | 21 843,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 497,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 594,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 619,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 871,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 717,1 | 13 261,3 |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,6 | 18,4 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 965,6 | 722,8 |
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте | ||
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой | ||
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов |