Государственный кредит и его проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности государственного кредита и его проблем. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются социально-экономическая сущность государственного кредита;
- представляется классификация государственного долга;
- выявляется роль государственного долга в экономике;

Оглавление

Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления госдолгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 16
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 26
3.1Современные проблемы государственного кредита в РФ 26
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 30
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35

Файлы: 1 файл

Государ. кредит.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Деньги, реализованные от займа, должны были быть оставлены у участников займа из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в течение года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен до 1956г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.

Российский внешний заем 1906г. имел большое значение для расстановки политических сил в Европе в начале XX века и знаменовал важный этап в наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от нее. Так, в результате принятых обязательств Россия должна была сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль, что ограничивало оперативную свободу российского командования. Благодаря этому займу, Россия удержала установленное еще в 1896г. денежное обращение, основанное на золоте.

После революции 1917г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств, международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями.

Наверное, единственный в истории классический дефолт – отказ большевиков от царских долгов – произошел в России. Это повлекло за собой исключение России из международных отношений и конфискацию всей иностранной собственности (на 300 млрд. долл.)[15]. Однако, уже к 1927г. советское правительство расплатилось с самыми крупными кредиторами: банками «Креди-Лионэ», «Сосьете-Женераль» и другими.

Историческая оправданность стремления к внешней независимости в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г. получили 42 страны, их объем, приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл.[16].

Кроме ленд-лизовских поставок Англия и Канада осуществляли поставки в СССР по кредитам, хотя размер последних был значительно меньше поставок по ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере 10 млн. долл. от 8 сентября 1941г. на закупку пшеницы и муки.

Англия предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941г. в размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942г. сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена[17].

Принцип обеспечения внешней независимости претворялся в жизнь вплоть до конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические связи Советского Союза в этот период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в международных экономических организациях, а также контроль за общением с внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании, как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как следствие, росту займов за рубежом.

С распадом СССР к негативным последствиям такой политики прибавились такие факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства и всех связанных с ним прежних преимуществ и развал устоявшихся внутренних экономических связей[18].

Все это, вылившись в глубокое падение национального производства с исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.

В 80-е гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10 млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою продукцию в среднесрочный кредит[19].

Основной особенностью этих западных кредитов было то, что они привлекались и погашались исключительно в денежной форме – в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов. В результате за период 1985-1991гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза – с 22,5 до 65,3 млрд. долл.

Такие займы имели бы смысл, если бы с их помощью увеличился уровень капиталовложений в Советском Союзе. Но в условиях нерыночной экономики эти средства ушли на увеличение текущего потребления и на капиталовложения, не принесшие практической пользы. Поэтому, с приближением сроков погашения долгов, у правительства не оказалось средств для их выплаты.

Некоторое время правительство оплачивало долги за счет своих золотых и валютных резервов. Но к 1991г. СССР оказался неплатежеспособным.

Следует отметить, что практика погашения задолженности за счет золотовалютных резервов применялась в России уже давно, и сами эти резервы, начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе.

В момент распада СССР в конце 1991г. внешний долг Союза составлял около 90 (по другим оценкам – 70) млрд. долл.[20]. К тому времени кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за 1989 и 1990гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами-поставщиками. Большую часть долга СССР – около 37 млрд. долл. – составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб, около 16 млрд. – задолженность по кредитам коммерческих банков.

Россия приняла на себя всю полноту ответственности по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи, и стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза.

Унаследованные Россией долги состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг. Несмотря на нерациональную структуру, они могли быть погашены и без инфляционного финансирования дефицита и привлечения новых займов. В первой половине 90-х гг. средняя ставка по российскому долгу составляла приблизительно 7%. Следовательно, при задолженности в 70 млрд. долл. ежегодный процент составил бы примерно 4,9 млрд. долл. Кроме того, каждый год должна была оплачиваться и определенная часть самого 70-миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300 млрд. долл. в год, следовательно, проценты по кредитам составляли порядка 1,6% общего государственного дохода.

Однако ошибки во внутренней и внешней политике в 1990-1993гг. привели к возрастанию суммы и стоимости долга, и, как следствие, ухудшению положения страны. В итоге Россия вышла на мировую валютно-кредитную арену в положении международного банкрота, или так называемого «государства ТОД» («с трудностями в обслуживании долгов»).

Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга в 1994-1998гг., отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Объем и структура государственного долга Российской Федерации

Государственный долг

На 1 января года

1994

1995

1996

1997

1998

Внутренний, трлн. руб.

Внешний, трлн. руб.

- млрд. долл. США, в том числе:

долг бывшего СССР, принятый на себя РФ, трлн. руб.

- млрд. долл. США

долг Российской Федерации трлн. руб.

- млрд. долл. США

Внутренний, % к ВВП

Внешний, % к ВВП

17,2

140,5

112,7

 

129,3

103,7

11,2

9,0

10,0

61,3

88,4

425,6

119,9

 

385,5

108,6

40,1

11,3

14,0

43,0

196,8

558,6

120,4

 

477,9

103,0

80,7

17,4

13,4

33,7

372,6

695,0

125,0

 

560,5

100,8

134,5

24,2

18,1

28,9

499,6

779,6

130,8

 

582,9

97,8

196,7

33,0

19,3

30,1

 

По данным таблицы, за четыре года абсолютная величина внутреннего долга в текущих ценах выросла в 29 раз, достигнув к 1 января 1998г. суммы в 499,6 трлн. руб. Если в начале 1994г. внутренний долг равнялся 10,0%, то на 1 января 1998г. этот показатель составил 19,3%, увеличившись на 9,3 процентных пунктов. Это означает, что в рассматриваемый период внутренний долг вырос как абсолютно, так и относительно.

Внешний долг увеличился с 112,7 млрд. долл. до 130,8 млрд., или на 16,1%. При этом долг бывшего СССР, принятый на себя Россией, сократился, но задолженность по внешним займам, предоставленным Российской Федерации, проявила сосем иные тенденции. К началу 1998г. долг возрос на 266,7%, достигнув величины в 33,0 млрд. долл. Доля нового, собственно российского долга в общей сумме внешней задолженности увеличилась с 7,8% на начало 1994. до 25,2% к концу 1997г., то есть в 3,2 раза. В 1998г. проявившие себя негативные тенденции сократились, внешний долг возрос до 141,5 млрд. долл.

В начале 1998г. общий уровень долговой нагрузки составил 49,4% ВВП. В результате девальвации рубля 17 августа 1998г. произошел рост государственного долга с 52% до 120% ВВП.

В течение 1999г. внешних заимствований на финансовых рынках было произведено еще меньше, чем в 1998г., на сумму примерно в 4 млрд. долл. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны. Это объясняется тем, что заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем. И, тем не менее, расходы на обслуживание долга увеличиваются из года в год. В 1996г. они составляли 13,34% всех расходов государственного бюджета, в 1997г. – 14,78%, в 1998г. – 24,83%, в 2000г. – 27,5%.

В 2004 – 2008гг. государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006г. Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9% ВВП).

Структура внешнего долга России по состоянию на 1 декабря 2011г.

представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 декабря 2011г.

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией

35 838,1

26 824,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

559,6

418,9

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 484,1

1 110,8

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 010,9

756,7

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

56,3

42,1

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 553,6

1 911,4

Задолженность по внешним облигационным займам

29 183,4

21 843,8

     внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 497,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 594,6

     внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 619,7

     внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 871,2

     внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

17 717,1

13 261,3

Задолженность по ОВГВЗ

24,6

18,4

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

965,6

722,8

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

Информация о работе Государственный кредит и его проблемы