Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности государственного кредита и его проблем. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются социально-экономическая сущность государственного кредита;
- представляется классификация государственного долга;
- выявляется роль государственного долга в экономике;
Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления госдолгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 16
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 26
3.1Современные проблемы государственного кредита в РФ 26
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 30
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
В структуре валютного долга России, таким образом, можно выделить следующие основные элементы:
Советский долг. Сюда относятся задолженности: Лондонскому клубу кредиторов, Парижскому клубу, по ОВВЗ Минфина (транши 3–5), и другие советские долги.
Российский долг. Включает в себя: обязательства перед МВФ, Мировым банком, еврооблигации, ОВВЗ (транши 6-7) и другие российские долги.
У экономистов современное состояние внешнего долга государства уже не вызывает опасений.
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам
Рассмотрим состояние и особенности российских внешних заимствований по кредиторам.
Парижский клуб кредиторов – это в основном страны «большой семерки», заинтересованные в развитии демократических преобразований в странах бывшего СССР. Кредиты, выданные в рамках Парижского клуба – межгосударственные кредиты или банковские кредиты российскому правительству, гарантированные иностранными правительствами.
Лондонский клуб кредиторов – крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.
Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ.
Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:
-наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;
-наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;
- сохранение стабильного налогового режима.
Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.
Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало предоставление ей резервного кредита «Stand-by» №1 в 1992г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-by» №2 в 1995г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации – соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля. Среди намеченных мер, призванных увеличить доходную часть федерального бюджета и таким образом содействовать уменьшению его дефицита, заметную роль играла дальнейшая либерализация внешней торговли.
Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов:
- не обусловленные;
- обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.
Все займы МБРР предоставлялись только под гарантии Правительства РФ и на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый реабилитационный заем (1993г.) и третий заем на структурную перестройку экономики (1998г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно.
Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке, агентом по платежам по которым выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством в 1996 – 1998гг., всего было размещено четыре транша еврооблигаций.
Выпуск российских евробондов был номинирован в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах. Этот долг является приоритетным для государства и, согласно многочисленным заявлениям правительства, будет погашаться в первую очередь.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РФ
3.1. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации
Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.
Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более, если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.
Эффективное управление государственным долгом должно максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2000 г., Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка. Анализ имеющейся законодательной базы в сфере государственного долга позволяет сделать вывод, что вопросы правового регулирования управления государственным долгом в настоящее время получили недостаточно полное и четкое юридическое закрепление.
Также существенным недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований.
Отдельной проблемой в сфере государственного долга является проблема восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации, регулируемая нормами Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73 - ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Данным законом определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений. В то же время в законодательстве не закреплен порядок перевода гарантированных сбережений граждан во вкладах в Сбербанке России и организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства, а также порядок обслуживания и погашения целевых долговых обязательств. Работа по осуществлению перевода государственных ценных бумаг СССР, гарантированных Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в целевые долговые обязательства на практике не осуществляется в связи с незавершенностью разработки нормативных актов, предусмотренных в статье 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162 «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации». Таким образом, законодательная база не отражает экономические реалии и нуждается в пересмотре.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом. Экономика России страдает от недостатка инвестиций, отсутствия возможностей аккумулирования средств. Между тем эти средства есть как в нашей стране, так и за рубежом, но они не попадают в реальный сектор экономики. Острая необходимость в инвестициях, в обновлении производства обусловлена тем, что в настоящее время по самым оптимистическим оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 70%. Осуществление новых заимствований способствует образованию так называемых «пиков» платежей по погашению и обслуживанию государственного долга.
Указанные недостатки действующей системы управления долгом в полной мере реализованы в «пиках» в графике платежей по внешнему долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008 гг. Более того, нередко платежи в течение одного финансового года также концентрируются в пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняет процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета. Рассмотрение портфеля проектов программы государственных внешних заимствований за последние несколько лет в целом позволяет сделать вывод о том, что наблюдается значительное распыление средств по большому числу несвязанных между собой проектов. Во многом это явилось следствием того, что у России нет единой стратегии привлечения средств. Значительное отставание от первоначально утвержденных графиков реализации проектов привело к дополнительным расходам федерального бюджета по оплате комиссий за обязательства на неиспользованные суммы займов. В итоге необходимо отметить, что в настоящее время инвестиции в первую очередь должны направляться на развитие производства, вкладываться в производственные фонды и другие активы. Поэтому при реализации стратегии экономического роста Правительством должны быть созданы условия и механизмы управления, необходимые для предложения долгосрочных «дешевых денег» для развития производства и экономики в целом. Этот процесс следует проводить в рамках государственного регулирования кредитно-денежных отношений, усиления парламентского контроля за этими процессами путем придания Счетной палате РФ функций по контролю за эффективностью реализации кредитно-денежной политики.
3.2. Перспективы оптимизации процесса управления государственным долгом РФ
На протяжении длительного времени развития и становления России как самостоятельного субъекта международного экономического пространства, начиная с 1992г., объемы государственного внешнего долга намного превышали размеры внутреннего. Более того, дефицитный бюджет тогда еще экономически слабой страны нуждался в иностранных заимствованиях. Этот процесс приводил к созданию так называемого эффекта «обратной пирамиды», когда внешний долг постоянно растет и порождает необходимость все новых и новых займов. Ситуация усугублялась еще и тем, что Россия приняла на себя все долги Советского Союза.
Начиная с 2002г. государственный бюджет РФ стал профицитным благодаря выгодно сложившейся конъюнктуре на мировых сырьевых рынках, что непосредственно повлияло на ситуацию с выплатами внешних обязательств.
В 2005г. Россия и Парижский клуб кредиторов подписали соглашение о досрочном погашении части долга России перед этой организацией в размере 15 млрд. долл. по номиналу.
Согласно материалам Министерства финансов, в 2007г. экономия средств федерального бюджета по обслуживанию внешнего долга в связи с досрочным погашением части долга Парижскому клубу составила 750 млн. долл. В 2008г. экономия на выплате процентов по внешнему долгу составила около 700 млн. долл. Всего, по материалам Минфина, экономия до 2020г. составит 6 млрд. долл., или около 168 млрд. руб.
В настоящее время внешний долг РФ составляет 35,8 млрд. долл. США, что, в свою очередь, составляет около 3% ВВП страны. Это считается одним из самых низких и лучших показателей в мире. Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем.
В результате в настоящее время уровень государственного долга сохраняется на безопасном уровне, что обеспечивает устойчивость бюджетной системы и способствует укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране.
Для сравнения, возьмем ситуацию с внешним долгом в США. Необходимо отметить, что эта благополучная и промышленно развитая страна обладает самым большим внешним долгом в мире - 2,2 трлн. долл. Общий государственный долг США составляет приблизительно 8,9 трлн. долл. По удельному весу отдельных стран в объеме мирового долга на США приходится почти четверть всех внешних заемных средств в мире.