Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………………3
Глава 1. Государственный долг…………………………………………………..5
1.1. Понятие государственного долга…………………………………….5
1.2. Внутренний государственный долг и его сущность……………….8
1.3. Состав внутреннего государственного долга………………………10
Глава 2. Структура и динамика развития внутреннего долга России………..14
2.1. Структура внутреннего долга РФ…………………………………...14
2.2. Динамика и перспективы развития внутреннего долга РФ………..22
Глава 3. Внутренняя долговая политика……………………………………….24
3.1. Основные принципы и направления внутренней долговой политики в РФ на ближайшие годы………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения……………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

государственный долг.docx

— 49.61 Кб (Скачать)

- недопущение значительного роста процентных ставок по государственным ценным бумагам и, соответственно, процентных расходов по государственному внутреннему долгу;

- развитие и сегментация рынка государственных ценных бумаг, предназначенных для различных групп инвесторов. В результате претерпит изменения структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах;

- уменьшение относительных размеров государственного долга будет сохраняться благодаря отсутствию внешних заимствований и погашению (плановому и/или досрочному) государственного внешнего долга при увеличении номинального объема внутреннего долга;

- доходность к погашению государственных облигаций, обращающихся на рынке, как и в предыдущие годы, будет существенно зависеть от текущей ситуации на валютном и денежном рынках;

- расходы на обслуживание внешнего долга будут иметь тенденцию к уменьшению, а расходы на обслуживание внутреннего долга последовательно возрастать. Динамика изменения расходов повторяет тенденции по изменению объемов внешнего и внутреннего долга. В то же время общая нагрузка на бюджет в части обслуживания государственного долга Российской Федерации будет снижаться, что определяется соотношениями роста ВВП, суммарных расходов федерального бюджета, структуры долговых обязательств. 

 

    

    Заключение 
 

    Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, позитивные и негативные характеристики которой напрямую воздействуют как  на состояние финансовой сферы, так  и на поступательное развитие реального  сектора.

    Рынок внутреннего долга в переходный период прошел различные этапы, в  процессе развития которых наблюдались  как позитивные, так и негативные черты, обусловленные макроэкономическим развитием, постановкой и решением стратегических задач, равно как  и текущим управлением рынка  федеральных облигаций. В данном контексте систематизация опыта  развития рынка внутреннего долга  может способствовать дальнейшей эволюции данного финансового сегмента на принципиально иной основе - с учетом позитивных и негативных факторов переходного  развития, а также формированию принципиально  иной политики управления рынком федеральных  облигаций, целью которой выступает максимальное содействие экономическому росту, финансовой стабильности и всестороннему развитию прочих сегментов национального финансового рынка.

    Для дальнейшего эффективного развития рынка внутренних долговых обязательств РФ, по моему мнению - денежным властям  необходимо не допускать ошибки прошлого, такие как:

    -обеспечение неоправданно высокой доходности государственных ценных бумаг;

    -расширение рынка внутреннего долга без учета располагаемой ресурсной базы;

    -стремление увеличить срок долга без учета структуры привлеченных средств;

    -несогласованные действия Центробанка и Министерства финансов РФ;

    -отказ Центробанка страховать иностранные инвестиции;

    -привлечение внешних инвесторов без соответствующих стерилизационных мероприятий;

    -недостаточный контроль над доходностью федеральных облигаций, в том числе и в пересчете на иностранную валюту и другие.

    А также было бы целесообразным с учетом накопленного и положительного и  отрицательного опыта рассмотреть  такие вопросы как:

    -разработка нового специализированного закона о государственном долге;

    -разработка нормативных документов, позволяющих оценивать изменения долговых обязательств во взаимосвязи с финансовыми активами;

    -разработка критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики;

    -разработка нормативной базы по операциям с досрочно выкупленными ценными бумагами;

    -целесообразно разработать механизмы и нормативную базу проведения обмена крупных пакетов (лотов) облигаций до даты их погашения на другие выпуски облигаций для сглаживания пиков платежей - значительных объемов выплат в одну дату. При этом проведение обменов, как и аукционное размещение, следует осуществлять эмитентом по заранее заданным правилам на добровольной основе.

    Федеральные облигации традиционно определяют минимальную стоимость свободных  средств в экономике России. Доходность на рынке внутреннего долга в  переходный период (1992-2003 годов), в силу высокой ликвидности и низкой рискованности данного сегмента национального финансового рынка, и с учетом отсутствия рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ РФ фактически выполняла ту роль, какую  играет ставка рефинансирования в развитых рыночных экономиках. В этом смысле контроль над доходностью федеральных облигаций, равно как и показатели оборота вторичных торгов и ликвидности, приобретают особое значение как факторы, воздействующие на состояние экономики и финансов.

    Рынок федеральных облигаций должен содействовать  экономическому росту, обеспечивая: снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних шоков, рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы, комплексное развитие смежных  сегментов национального финансового  рынка, расширение возможности денежных властей привлекать финансовые средства с внутреннего рынка, а также  эффективно использовать процентные ставки в качестве инструмента макроэкономического  регулирования.

    Прошедшее десятилетие предоставило национальным денежным властям уникальный опыт в  области управления внутренним долгом в различных аспектах - достижения финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики, развития банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик  развития одновременно с учетом стратегических и тактических ошибок позволит придать  эволюции рынка внутреннего долга  стимулирующие и стабилизирующие  характеристики на современном этапе  развития российской экономики. 

 

    

    Список  использованной литературы 

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ,

2.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов",

3.Вавилов А.Б. "Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления: Монография, Изд. Городец 2003 г.

4.Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"

5.Алехин Б.И. "Государственный долг" учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6.Алексеева И.А. "Ценные бумаги" Ч.3. Облигации: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002.

7.Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.

8.Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. Логос, 2007.

9.Брагинска Л. С "Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности" Изд. Университетская книга, 2007.

10.Воробьев  А.Е., Чекушина Т.В. "Национальная экономическая безопасность России: методология управления государственными долгами" учебное пособие. Изд. РУДН, 2006.

11.Вавилов  А.М., Трофимов Г.Д. "Стабилизация  и управление государственным  долгом России" Вопросы экономики. 2005. - №12.

12.Чумаченко  А.А. "Государственный внутренний  долг и государственные внутренние  заимствования" Рынок ценных  бумаг. - 2005 №16,Котельникова В.А. "Финансы"  консп. лекций, Изд. Эксмо, 2008.

13.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru,

14.Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru,

15.Романовский М.В. "Финансы" Учебник для вузов. - М.: Изд. "Юрайт", 2004.

16."Наставления по управлению государственным долгом" Подготовлены сотрудниками МВФ и Всемирного банка. - 2001 г. 

    Приложения 

[1] Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. Вступил в силу  с 1 января 2000 года.

[2] Приказ  Минфина РФ от 15 ноября 2004 г. N 104н  "О присвоении государственных  регистрационных номеров государственным  долговым обязательствам Российской  Федерации, номинальная стоимость  которых указана в валюте Российской  Федерации".


Информация о работе Государственный долг