Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа
В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.
Введение……………………………………………………..……………………3
Глава 1. Государственный долг…………………………………………………..5
1.1. Понятие государственного долга…………………………………….5
1.2. Внутренний государственный долг и его сущность……………….8
1.3. Состав внутреннего государственного долга………………………10
Глава 2. Структура и динамика развития внутреннего долга России………..14
2.1. Структура внутреннего долга РФ…………………………………...14
2.2. Динамика и перспективы развития внутреннего долга РФ………..22
Глава 3. Внутренняя долговая политика……………………………………….24
3.1. Основные принципы и направления внутренней долговой политики в РФ на ближайшие годы………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения……………………………………………………………………...32
- облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации;
- государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
- государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
- облигации государственного нерыночного займа сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
- облигации федерального займа с амортизацией долга с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
- облигации федерального займа с амортизацией долга с переменной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет).
По состоянию на 24 марта 2008 года внутренний государственный долг выраженный в ценных бумагах составлял 1 292 352,404 млрд. рублей, что подтверждается данными таблицы 2.1 (в которой также приведена расшифровка сокращений ценных бумаг).
Как видно из вышеупомянутой таблицы внутренний долг Российской Федерации представлен только пятью видами ценных бумаг, все из которых являются тем или иным видом облигаций. Причем основную долю в долге - 65% занимают облигации федерального займа с амортизацией долга (см. прил. рис.2.2). ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом - Министерство Финансов РФ) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода.
При этом возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций при первичном размещении или на вторичных торгах - будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу:
- облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) в этом случае размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения;
- облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) в данном случае величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат;
- облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Впервые
были выпущены в мае 2002г. Главная
особенность ОФЗ-АД в том, что
погашение номинальной
ГСО - государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом. Сравнительно новый вид облигаций, имеющих специфические особенности по размещению, обращению, расчету купонного дохода и объему.
Реформирование
и развитие пенсионной реформы, начатое
Правительством Российской Федерации
в 2002 году, и развитие страховых институтов
вызвало необходимость выпуска
привлекательных рублевых ценных бумаг
для размещения накапливаемых
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2001 года №771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций" и приказа Минфина России от 19 августа 2004 года №68н "Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций" Минфин России приказом от 10 января 2006 года №1н утвердил Положение об обслуживании государственных сберегательных облигации. В соответствии с нормами указанных документов владельцами облигаций могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации (инвесторы): страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Феде-рации (в случае если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается.
Инвестирование
средств в ГСО дает институциональным
инвесторам ряд преимуществ по сравнению
с другими низкорискованными
инструментами размещения средств,
в частности позволяет избежать
переоценки таких вложений при изменении
рыночной стоимости, а также соответствует
зарубежной практике использования
подобными категориями
Инвесторы имеют право на предъявление облигаций к выкупу в даты, определенные в решении о выпуске облигаций, и к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в соответствии с решением о выпуске облигаций и в порядке, предусмотренном утвержденным Положением, при этом предъявление инвесторами облигаций к выкупу осуществляется на добровольной основе.
Размещение облигаций осуществляется на аукционе либо по закрытой подписке. Размещение облигаций по закрытой подписке осуществляется путем заключения договора купли - продажи облигаций между эмитентом - Минфином России и инвестором.
Минфин России может проводить аукцион по размещению облигаций как по различным ценам, так и по единой цене. Процентные ставки купонного дохода могут быть постоянными (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает). Для краткосрочных облигаций могут быть установлены нулевые процентные ставки купонного дохода.
Облигации выпускаются специально для консервативных инвесторов, являются специальным финансовым инструментом, привлекательным для инвесторов, которые ориентированы на долгосрочное инвестирование и держат, как правило, ценные бумаги в своем портфеле до наступления срока их погашения, бумаги средне - и долгосрочные.
Сбербанк
России выполняет функции агента
и депозитария по обращению ГСО.
Первое размещение ГСО-ФПС (фиксированная
процентная ставка на каждый купонный
период) было проведено Сберегательным
банком Российской Федерации по закрытой
подписке в июле 2006 года. Ставка купонного
дохода составила от 8,55% до 6% годовых.
А в декабре 2006 года был проведен аукцион
по размещению ГСО-ППС (постоянная процентная
ставка по всем купонным периодам).
2.2.
Динамика и перспективы развития внутреннего
долга РФ
Рынок
внутреннего долга не может считаться
уникальным явлением в мировой практике
- почти все страны мира, где финансовая
сфера присутствует в более или
менее оформленном виде и имеются
хотя бы приблизительные очертания
финансовых рынков, выпускают государственные
ценные бумаги. Учреждение российского
рынка внутреннего долга было
призвано ликвидировать практику прямого
(эмиссионного) кредитования Центральным
Банком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно
решалась задача создания значительного
по размерам рынка государственных
ценных бумаг, который характеризовался
бы высокой ликвидностью и низкими
рисками федеральных облигаций.
Развитие российского рынка внутреннего
долга было непосредственно связано
с эволюцией национальной финансовой
сферы, действиями денежных властей, как
в области осуществления
Основное
увеличение внутреннего долга произошло
в предкризисный период с 1993 по 1998
годы, когда бурно рос рынок
государственных ценных бумаг, выпускаемых
для покрытия дефицита бюджета. Тогда
же задолженность различных
За последние 10 лет после кризиса 1998 года внутренний долг увеличился на 186,57% или на 841,38 млрд. рублей, что соответствует планам правительства в долгосрочной перспективе.
Эволюцию рынка государственных ценных бумаг можно вполне логично разбить на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и, наконец, посткризисную историю рынка.
На
текущий момент можно выделить 5
этапов развития российского рынка
внутреннего долга. Этап 1 связан с
переходом российских денежных властей
от прямого финансирования Центральным
банком РФ дефицита федерального бюджета
к созданию рынка федеральных
облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением
ресурсных ограничений для
Глава
3. Внутренняя долговая политика
3.1.
Основные принципы и направления внутренней
долговой политики в РФ на ближайшие годы
В ходе реформирования экономики нашей страны законодателями было принято много законов и других нормативно-правовых документов, которые должны способствовать её дальнейшему совершенствованию и развитию. Одним из них является Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 - 2010 годов ", который был принят в июле 2007 года. Этот закон не только установил финансовые показатели бюджета, но и определил цели и задачи бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы, а также на долгосрочную перспективу.
Главной
целью является повышение уровня
и качества жизни населения. Государство
будет (и должно) способствовать повышению
реальных доходов и занятости
населения, росту сбережений и имущества
граждан, развитию рынка жилья. Основой
для решения социальных проблем
должны быть высокие темпы устойчивого
экономического роста, обеспечивающие
создание новых рабочих мест, рост
заработной платы в экономике, расширению
финансовых возможностей государства.
Обеспечение обороноспособности и
безопасности - одно из необходимых
условий для устойчивого
Поэтому,
в соответствии с принципами долговой
политики в 2005 и 2006 годах Российская
Федерация осуществляла досрочное
погашение государственных
В
результате в настоящее время
уровень государственного долга
сохраняется на безопасном уровне менее
9% ВВП, что обеспечивает устойчивость
бюджетной системы и
Государственная долговая политика Российской Федерации на 2008-2010 годы не предусматривает привлечения финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке. В области внутренний заимствований проведение долговой политики в 2008-2010 годах будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут, повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальных сроков заимствования (дюрации) и доходности на рынке государственных ценных бумаг.
В
2008-2010 годах планируется
Основные принципы государственной долговой политики РФ будут:
- замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;
- развитие рынка государственных ценных бумаг;
- использование государственных гарантий, для ускорения экономического роста;
- использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации денежной массы и борьбы с инфляцией;
- увеличение количества инвесторов;
- уменьшение объемов ценных бумаг одного вида в портфеле узкой группы инвесторов (что существенно влияет на политику цен и доходность ценных бумаг);
- увеличение оборотов по ценным бумагам;
- уменьшение доходности ценных бумаг (расходов федерального бюджета);