Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа
В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.
Введение……………………………………………………..……………………3
Глава 1. Государственный долг…………………………………………………..5
1.1. Понятие государственного долга…………………………………….5
1.2. Внутренний государственный долг и его сущность……………….8
1.3. Состав внутреннего государственного долга………………………10
Глава 2. Структура и динамика развития внутреннего долга России………..14
2.1. Структура внутреннего долга РФ…………………………………...14
2.2. Динамика и перспективы развития внутреннего долга РФ………..22
Глава 3. Внутренняя долговая политика……………………………………….24
3.1. Основные принципы и направления внутренней долговой политики в РФ на ближайшие годы………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения……………………………………………………………………...32
Внутренний
государственный долг играет достаточно
весомую роль в экономике всех
государств и по его доле в общем,
объеме госзадолженности можно судить
об экономическом положении
В
дальнейшем под внутренним государственным
долгом будем понимать - внутреннюю
задолженность государства
1.3.
Состав внутреннего государственного
долга
В состав общего государственного долга в странах с рыночной экономикой, как правило, включается долг центрального правительства (федеральный долг), задолженность местных органов власти (коммунальный долг), государственных корпораций и предприятий и другие долги, причисленные законодательством страны к государственному долгу. Их соотношение определяется особенностями экономического и исторического развития каждой страны, но, как правило, большую часть внутреннего долга составляет задолженность центрального правительства.
Качественный анализ государственной задолженности позволяет выделить три ее составных элемента.
Первый
из них - финансовая задолженность, под
которой понимаются денежные обязательства
государства, возникшие в связи
с правительственными займами кредитных
средств (государственные ценные бумаги,
кредиты Центральных банков и
др.), предназначенные для
Второй
вид государственной
Третий
вид государственной
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации согласно бюджетного кодекса включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
- объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
- объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные
объемы внутреннего долга утверждаются
законом о бюджете на соответствующий
финансовый год (верхний предел государственного
внутреннего долга Российской Федерации
на 1 января 2009 года установлен в сумме
1 824 700 718,8 тыс. рублей). Предельный объем
может быть превышен правительством
РФ, если это снижает расходы по
обслуживанию государственного долга.
В законе о бюджете утверждается
также предельный объем заемных
средств, направляемых Россией, субъектами
Федерации или муниципальными образованиями
на финансирование бюджета соответствующего
уровня.
Глава
2. Структура и динамика развития внутреннего
долга России
2.1.
Структура внутреннего долга РФ
К
настоящему времени структура
Долговые
обязательства нерыночного
Создание рынка государственных ценных бумаг было необходимо для прекращения практики прямого (эмиссионного) кредитования Банком России Правительства Российской Федерации и создания нового сегмента финансовой системы - добровольного размещения государственных долговых инструментов через открытую торговую систему - биржу. Размещение ГКО позволило эмитенту (Минфин России) осуществлять заимствования на покрытие кассовых разрывов и на неотложные бюджетные нужды.
В истории развития внутреннего государственного долга можно выделить пять этапов долга, начиная с 1993 года:
Первый
этап относится к 1993 - 1995 годам. Он характеризуется
небольшим размером внутреннего
долга состоящий из ценных бумаг,
и его медленным ростом, поскольку
в этот период использовались только
две разновидности ценных бумаг
- облигации внутреннего
На втором этапе - начиная с 1996 года по 1997 год наблюдался резкий рост государственного внутреннего долга. В это время стали активно использоваться такие инструменты, как ГКО, Облигации Федеральных Займов (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и ОВГВЗ. Большие выпуски этих ценных бумаг и определяли динамику внутреннего долга в то время, однако наибольшее распространение получили ГКО, которые были наименее удобными и выгодными для государства.
Третий этап развития внутреннего госдолга с конца 1997 года и до августовского дефолта 1998 года, после которого рынок государственных ценных бумаг был существенно свернут. В 1998 - 2002 годах пришлось значительное сокращение темпов роста внутренних заимствований через ГКО и ОФЗ, стали погашать некоторые части нерыночного долга (векселя Минфина, долговых товарных обязательств) и постепенное восстановление рынка долговых обязательств.
После 2002 года динамика внутреннего долга стала развиваться по иному пути, это связано с тем, что изменились цели выпуска государственных ценных бумаг: т. е они стали использоваться для стерилизации лишней ликвидности и рефинансирования долга, а не для покрытия дефицита бюджета страны. Вместе с этим структура долга тоже подвергнута изменению - практически из обращения вышли ГКО и ОФЗ-ПК.
В
настоящее время, (после недавно
прошедшего юбилея дефолта 1998 года), согласно
программе государственных
Для реализации целей государственной долговой политики Минфин России осуществляет выпуск (эмиссию) государственных ценных бумаг, в соответствии с условиями выпуска (графиками) производит погашение и выплату купонного дохода (процентные платежи). Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты). Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.
Минфин России определяет объем каждого выпуска исходя из предельного объема выпуска государственных ценных бумаг, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Размещение
облигаций осуществляется в форме
аукциона (продажа с публичного торга)
или по закрытой подписке (на основании
договоров купли-продажи между
Минфином России и инвестором без
совершения этих сделок через торговую
систему). Документом, фиксирующим условия
отдельного выпуска облигаций и
удостоверяющим права на все количество
облигаций отдельного выпуска, является
глобальный сертификат. Глобальный сертификат
хранится в депозитарии. В глобальном
сертификате указываются
При неполном первичном размещении эмитированной ценной бумаги осуществляется ее доразмещение, а при наличии спроса со стороны инвесторов осуществляется выпуск (эмиссия) дополнительного транша, имеющего первичные характеристики ценной бумаги в полном объеме.
Основной объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг.
Государственные долговые обязательства Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, согласно приказа [2] Министерства Финансов РФ могут быть следующих типов:
- векселя Министерства финансов Российской Федерации;
- целевые расчетные чеки и целевые вклады;
- облигации государственных целевых беспроцентных займов СССР 1990 г.;
- государственные гарантии Российской Федерации;
- облигации внутреннего займа РСФСР 1991 г. ("Апрель", "Октябрь");
- облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.;
- государственные краткосрочные бескупонные облигации сроком обращения до 1 года;
- облигации федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;
- облигации федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
- облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
- облигации федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;