Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:45, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать проблемы провалов государства.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть провалы государства;
2) рассмотреть сущность и особенности государственного регулирования экономики;
3) проанализировать причины провалов государства и способы их исправления.
Введение…………………………………………………………………4
Общая характеристика рынка и государства………………………6
1.1 Понятие «рынок» и «государство»……………………...................8
1.2 «Провалы» рынка……………………………………………….......11
Государство в системе рыночной экономики……………………..14
2.1 Функции государства в рыночной экономике……………………16
2.2 «Провалы» государства…………………………………………….26
2.3 «Провалившиеся» государства…………………………………….33
Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях……………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….......39
Список использованных источников……………………………….....41
Следует также отметить несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.
В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства [27]. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.
Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.
1) Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макроэкономической науки.
2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится достаточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.
Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.
3) Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.
Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.
Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.
Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка.
К настоящему времени выделяются следующие проявления таких несовершенств:
1) Ограниченность доступной информации. Государственный сектор обычно лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с неуклонным наращиванием ее объема.
2) Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор- лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономической системы. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.
3) Несовершенство политического процесса - в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой - расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.
4) Ограниченность контроля
над государственным аппаратом.
Большая иллюзия - наивно думать,
что госаппарат всегда
5) Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может найти проявление, например, в чрезмерной милитаризации экономики, или в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств (в условиях кризиса и нарастающего дефицита бюджета) на амбициозные проекты по украшению столиц и чиновничьих кабинетов и т.п.
6) Образование государством
через перераспределительные
7) Разбухание издержек
на содержание
8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно «перетекают» в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.
Даже в относительно либеральной американской экономике сегодня тратится примерно 100 млрд. долл. в год на ее государственное регулирование. Американские специалисты подсчитали, что правительственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста экономики на 0,4% в год по сравнению с потенциально возможным. Устранение подобных явлений достигается, прежде всего, через приватизацию и дерегулирование экономики - меры, ослабляющие влияние фиаско государства, хотя и за счет риска усилить фиаско рынка. Данные меры, безусловно, не означают прекращения регулирующей роли государства и ликвидации государственного сектора вообще. Речь здесь идет лишь о перемещении центра тяжести в инструментах и методах государственного регулирования - от «жестких» к более «мягким».
Американская экономика медленно, с большим трудом переходит из фазы оживления в фазу подъема — при условии, что не будет новых шоков и срывов. На уровне бизнеса экономика пока не в состоянии инициировать инвестиционный и кредитный бум, не вовлекая в подъем строительный и финансовый секторы. Но вложения в оборудование и интеллектуальные продукты вышли на докризисный уровень, и модернизация экономики продолжается. В стране остается много нерешенных проблем, которые могут осложнить рост в обозримом будущем, — в частности, повышение процентных ставок может резко удорожить обслуживание огромного долга. И в долгосрочном плане социально-экономические проблемы остаются на повестке дня — особенно рост неравенства доходов и ослабление позиций среднего класса [20, с.71].
2.3 «ПРОВАЛИВШИЕСЯ» ГОСУДАРСТВА
Термин «провалившегося государства» (по-английски failedstates) появился недавно, но уже используется довольно часто не только в трудах профессиональных политологов, но и в СМИ.
Начиная с 2005 г., ФЗМ (Фонд за мир) составляет глобальный индекс "провалившихся государств". Если первый раз оценивались по вышеназванным показателям только 75 стран, то в 2006 г. уже 146, а в 2007 г. - 177. Каждый из показателей оценивается по 10-балльной шкале (0 - максимальная стабильность; 10 - минимальная). Таким образом, абсолютно "провалившееся" государство наберет 120 баллов. Далее страны, в соответствии с набранными баллами, делятся по зонам. Зона от 90 до 120 баллов называется "тревога" и выделяется в таблице на интернет-сайте ФЗМ красным цветом. "Красные" страны можно отнести к "провалившимся". Вторая зона (от 60 до 89,9 баллов) называется "предупреждение" и обозначается оранжевым цветом (сразу укажем, что никакой ассоциации с оранжевой революцией здесь нет). Зона в диапазоне от 30 до 59,9 баллов обозначается желтым цветом, и ей дано название "мониторинг". Наконец, четвертая, самая далекая от провалившегося состояния, зона (от 29,9 баллов и ниже) выделяется зеленым цветом и называется "устойчивая". В индексе-2007 (понятно, что оценивается ситуация2006 г.) в "красную зону" попали 32 государства. Первую пятерку составляют Судан (балл - 113,7), Ирак (111,4), Сомали (111,1), Зимбабве (110,1) и Чад (108,8). Наиболее далекими от нее являются пять государств из "зеленой зоны": Норвегия (17,1), Финляндия (18,5), Швеция (19,3), Ирландия (19,5) и Швейцария (20,2). Между прочим, США не попадают в "зеленую зону", а находятся в "желтой" с баллом 33,6. В трех шагах от "зеленой зоны", но все - же не в ней. Из бывших советских республик в "красной зоне" только Узбекистан. Общая картина по странам бывшего СССР представлена в таблице (таблица 1).
Таблица 1- Индекс «провалившихся» государств-2007 по странам бывшего СССР
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
Государственное регулирование
экономики в условиях рыночного хозяйства
По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.
По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.
Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:
1) при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);
2) государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
3) государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
4) государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;
5) усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Методы и цели государственного регулирования экономики.
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
1) минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
2) создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
3) обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Методы достижения этих целей подразделяются:
1) на прямые (или дирижистские);
2) косвенные (или экономические).
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны. Указанные методы взаимосвязаны.
Можно назвать следующие средства (
Информация о работе Государственные провалы и возможность их исправления