Государственные провалы и возможность их исправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать проблемы провалов государства.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть провалы государства;
2) рассмотреть сущность и особенности государственного регулирования экономики;
3) проанализировать причины провалов государства и способы их исправления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………4
Общая характеристика рынка и государства………………………6
1.1 Понятие «рынок» и «государство»……………………...................8
1.2 «Провалы» рынка……………………………………………….......11
Государство в системе рыночной экономики……………………..14
2.1 Функции государства в рыночной экономике……………………16
2.2 «Провалы» государства…………………………………………….26
2.3 «Провалившиеся» государства…………………………………….33
Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях……………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….......39
Список использованных источников……………………………….....41

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_INSTITUTsIONAL_NAYa_EKONOMIKA.docx

— 123.60 Кб (Скачать)

Следует также отметить несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства [27]. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

1) Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макроэкономической науки.

2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится достаточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

3) Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка.

К настоящему времени выделяются следующие проявления таких несовершенств:

1) Ограниченность доступной информации. Государственный сектор обычно лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с неуклонным наращиванием ее объема.

2) Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор- лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономической системы. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.

3) Несовершенство политического  процесса - в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой - расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.

4) Ограниченность контроля  над государственным аппаратом. Большая иллюзия - наивно думать, что госаппарат всегда действует  в законных, легитимных рамках  и неуклонно преследует исключительно  интересы общества, а отнюдь не  свои собственные. Отстаивающая  подобный взгляд традиционная теория отрицает возможность того, что какая-то часть общества может использовать государство для реализации своих частных интересов за счет общественных. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства не «провалами» рынка, а так называемой «политической игрой», то есть, попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе.

5) Завышение объема производства  общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может найти проявление, например, в чрезмерной милитаризации экономики, или в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств (в условиях кризиса и нарастающего дефицита бюджета) на амбициозные проекты по украшению столиц и чиновничьих кабинетов и т.п.

6) Образование государством  через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам (например, депутатам, правительственным чиновникам, монополистическим группировкам и т.п.) может привести (и приводит в нашей стране) к тому, что главным механизмом обогащения становится сам, по идее направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения, бюджетный процесс.

7) Разбухание издержек  на содержание бюрократического  аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль над их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.). В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному (и порой и абсолютному) росту той статьи расходов российского бюджета, которая направляется на управление экономикой.

8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно «перетекают» в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.

Даже в относительно либеральной американской экономике сегодня тратится примерно 100 млрд. долл. в год на ее государственное регулирование. Американские специалисты подсчитали, что правительственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста экономики на 0,4% в год по сравнению с потенциально возможным. Устранение подобных явлений достигается, прежде всего, через приватизацию и дерегулирование экономики - меры, ослабляющие влияние фиаско государства, хотя и за счет риска усилить фиаско рынка. Данные меры, безусловно, не означают прекращения регулирующей роли государства и ликвидации государственного сектора вообще. Речь здесь идет лишь о перемещении центра тяжести в инструментах и методах государственного регулирования - от «жестких» к более «мягким».

Американская экономика медленно, с большим трудом переходит из фазы оживления в фазу подъема — при условии, что не будет новых шоков и срывов. На уровне бизнеса экономика пока не в состоянии инициировать инвестиционный и кредитный бум, не вовлекая в подъем строительный и финансовый секторы. Но вложения в оборудование и интеллектуальные продукты вышли на докризисный уровень, и модернизация экономики продолжается. В стране остается много нерешенных проблем, которые могут осложнить рост в обозримом будущем, — в частности, повышение процентных ставок может резко удорожить обслуживание огромного долга. И в долгосрочном плане социально-экономические проблемы остаются на повестке дня — особенно рост неравенства доходов и ослабление позиций среднего класса [20, с.71].

 

2.3 «ПРОВАЛИВШИЕСЯ» ГОСУДАРСТВА

 

Термин «провалившегося государства» (по-английски failedstates) появился недавно, но уже используется довольно часто не только в трудах профессиональных политологов, но и в СМИ.

Начиная с 2005 г., ФЗМ (Фонд за мир) составляет глобальный индекс "провалившихся государств". Если первый раз оценивались по вышеназванным показателям только 75 стран, то в 2006 г. уже 146, а в 2007 г. - 177. Каждый из показателей оценивается по 10-балльной шкале (0 - максимальная стабильность; 10 - минимальная). Таким образом, абсолютно "провалившееся" государство наберет 120 баллов. Далее страны, в соответствии с набранными баллами, делятся по зонам. Зона от 90 до 120 баллов называется "тревога" и выделяется в таблице на интернет-сайте ФЗМ красным цветом. "Красные" страны можно отнести к "провалившимся". Вторая зона (от 60 до 89,9 баллов) называется "предупреждение" и обозначается оранжевым цветом (сразу укажем, что никакой ассоциации с оранжевой революцией здесь нет). Зона в диапазоне от 30 до 59,9 баллов обозначается желтым цветом, и ей дано название "мониторинг". Наконец, четвертая, самая далекая от провалившегося состояния, зона (от 29,9 баллов и ниже) выделяется зеленым цветом и называется "устойчивая". В индексе-2007 (понятно, что оценивается ситуация2006 г.) в "красную зону" попали 32 государства. Первую пятерку составляют Судан (балл - 113,7), Ирак (111,4), Сомали (111,1), Зимбабве (110,1) и Чад (108,8). Наиболее далекими от нее являются пять государств из "зеленой зоны": Норвегия (17,1), Финляндия (18,5), Швеция (19,3), Ирландия (19,5) и Швейцария (20,2). Между прочим, США не попадают в "зеленую зону", а находятся в "желтой" с баллом 33,6. В трех шагах от "зеленой зоны", но все - же не в ней. Из бывших советских республик в "красной зоне" только Узбекистан. Общая картина по странам бывшего СССР представлена в таблице (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- Индекс «провалившихся» государств-2007 по странам бывшего СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [24].

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

1) при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);

2) государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

3) государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

4) государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

5) усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Методы и цели государственного регулирования экономики.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

1) минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

2) создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

3) обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

1) на прямые (или дирижистские);

2) косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда.  Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны. Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

Информация о работе Государственные провалы и возможность их исправления