Государственные провалы и возможность их исправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать проблемы провалов государства.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть провалы государства;
2) рассмотреть сущность и особенности государственного регулирования экономики;
3) проанализировать причины провалов государства и способы их исправления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………4
Общая характеристика рынка и государства………………………6
1.1 Понятие «рынок» и «государство»……………………...................8
1.2 «Провалы» рынка……………………………………………….......11
Государство в системе рыночной экономики……………………..14
2.1 Функции государства в рыночной экономике……………………16
2.2 «Провалы» государства…………………………………………….26
2.3 «Провалившиеся» государства…………………………………….33
Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях……………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….......39
Список использованных источников……………………………….....41

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_INSTITUTsIONAL_NAYa_EKONOMIKA.docx

— 123.60 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Кафедра: «Экономическая теория и

управление персоналом»

 

Работа допущена к защите

«___» _________ 201__ г.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Институциональная экономика»

на тему: «Государственные провалы и возможность их исправления»

 

Студент                                                                                   Ю.С. Петракова

Группа                                                                                     11 УП

Руководитель               Т.Н. Ямщикова

Оценка работы               _____________

 

Орел, 2014

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «ГОСУНИВЕРСИТЕТ-УНПК»

Кафедра: «Экономическая теория и

управление персоналом»

 

ЗАДАНИЕ

 

на курсовую работу

по дисциплине: «Институциональная экономика»

 

Студент   Ю.С. Петракова          Шифр 130631                  Группа 11 УП

 

Тема курсовой работы: «Государственные провалы и возможность их исправления»

План курсовой работы:

Введение

1. Общая характеристика рынка и государства

    1. Понятие «рынок» и «государство»

1.2 «Провалы» рынка

2. Государство в системе рыночной экономики

    1. Функции государства в рыночной экономике

2.2 «Провалы» государства

2.3 «Провалившиеся» государства

3. Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях

Заключение

 

Задание принял к исполнению «25»  февраля 2014 г.

Срок сдачи работы «12»  мая 2014г.

Руководитель работы ____________________

Студент _________________

 

 

Орел, 2014 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………4

  1. Общая характеристика рынка и государства………………………6
  2. 1.1 Понятие «рынок» и «государство»……………………...................8
  3. 1.2 «Провалы» рынка……………………………………………….......11
  4. Государство в системе рыночной экономики……………………..14
  5. 2.1 Функции государства в рыночной экономике……………………16
  6. 2.2 «Провалы» государства…………………………………………….26
  7. 2.3 «Провалившиеся» государства…………………………………….33
  8. Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях……………………………………………………………...36

Заключение………………………………………………………….......39

Список использованных источников……………………………….....41 
                                                ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальностью данной темы является то, что в современном мире главную роль в экономике страны играет государство. Оно призвано обеспечить эффективность и справедливость распределения ресурсов страны, принимая во внимание частные интересы, а также осуществлять контроль над индивидами и обществом в целом.

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования, она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в тоже время и более реалистично оценивают роль государства, учитывая как негативные, так и позитивные её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI веке.

С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его «провалов», на более полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

Государственное регулирование ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство в современной рыночной экономике — это и предприниматель, и крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Но практика показывает, что государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество.

Цель данной работы - проанализировать проблемы провалов государства.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть провалы государства;

2) рассмотреть сущность и особенности государственного регулирования экономики;

3) проанализировать причины провалов государства и способы их исправления.

 

 

               1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА И ГОСУДАРСТВА

 

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия [6, с. 90]. Существует несколько условий возникновения рынка.

Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои. Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ.

 

 

 

 

 

1.1 ПОНЯТИЕ «РЫНОК» И  «ГОСУДАРСТВО»

 

В самом общем виде рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров на основе движения денежных средств. [16, с.51] Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех основных элементов: предложения, спроса, цены. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным двигателем», питательной средой жизнедеятельности рынка, — конкуренция.

Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора экономических решений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции:

1) последовательное сбалансирование  предложения и спроса по объему  и структуре;

2) установление равновесной  цены, т.е. цены предложения на  уровне, отражающем общественную  значимость произведенного товара или предлагаемой услуги;

3) создание предпосылок (через  конкурентную среду) для постоянного стремления субъектов рынка к повышению экономической эффективности их деятельности.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Государство является организацией экономической, политической и идеологической власти в обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется исполнение общечеловеческих и классовых социально-экономических функций.

Государство создает условия для человеческой деятельности, удовлетворения потребностей людей в соответствии с общечеловеческими и моральными ценностями, одобренными общественными нормами, правилами и обычаями.

В основу политического регулирования государства положены не только социально-экономические интересы общественных групп, а и экономические отношения в соответствии с которыми государство может благоприятствовать развитию экономики в целом либо сдерживать ее.

Согласно последним прогнозам, мировой экономике потребуется 10 лет, чтобы снова обрести «приличную форму». Есть более резкие оценки: через 5 - 10 лет «весь западный мир будет охвачен колоссальным беспорядком». Регуляторы ряда основных стран существенно и за короткое время пересматривают собственные прогнозы в сторону ухудшения. Это свидетельствует о неясности и неопределенности перспектив дальнейшего развития. Действительно, интенсивные антикризисные меры снизили остроту прежних проблем, однако сами проблемы никуда не исчезли. Более того, ухудшилась ситуация по ряду других направлений: кризис в зоне евро, избыточная долговая нагрузка, чрезмерная глобальная ликвидность при ее одновременном дефиците в ряде сегментов рынка. Вновь - как и до кризиса - растут объемы рынка деривативов (договор, по которому стороны получают право, или берут обязательство выполнить некоторые действия в отношении базового актива), а также высокорискованных операций с «мусорными» облигациями; обостряются бюджетные проблемы: «фискальный обрыв» (fiscalcliff) в США и др. Все это вынуждает регуляторов идти на беспрецедентные по своему масштабу и характеру меры [19, c. 61].

Информация о работе Государственные провалы и возможность их исправления