Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:45, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать проблемы провалов государства.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть провалы государства;
2) рассмотреть сущность и особенности государственного регулирования экономики;
3) проанализировать причины провалов государства и способы их исправления.
Введение…………………………………………………………………4
Общая характеристика рынка и государства………………………6
1.1 Понятие «рынок» и «государство»……………………...................8
1.2 «Провалы» рынка……………………………………………….......11
Государство в системе рыночной экономики……………………..14
2.1 Функции государства в рыночной экономике……………………16
2.2 «Провалы» государства…………………………………………….26
2.3 «Провалившиеся» государства…………………………………….33
Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях……………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….......39
Список использованных источников……………………………….....41
1.2 ПРОВАЛЫ «РЫНКА»
«Провалы» (фиаско) рынка (marketfailures) - неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; фиаско рыночных отношений, не обеспечивающих рациональное распределение и использование ресурсов, свидетельствующее о необходимости государственного вмешательства в экономику.
Д. Асемоглу и Дж. Робинсон: «Мы считаем, что экономической политике свойственно - себе во вред - пренебрегать политической сферой. Мы также убеждены, что существуют системные факторы, иногда трансформирующие хорошую экономику в плохую политику, которая, к сожалению, часто сводит на нет достижения в сфере экономики. Наша основная идея такова: существующее политическое равновесие может оказаться зависимым от провалов рынка, более того, оно может быть им обусловлено»[21, с. 4].
Из многих возможных причин провала рынка три заслуживают особого внимания: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция [26].
Внешние эффекты.
Одним из типов провала рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара и услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере, равную альтернативной стоимости; в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, при которых действие производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты. Классическим примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды.
Общественные блага.
Товары и услуги имеют два общих свойства:
1) свойство исключения (лицо, осуществляющее предложение, одним предлагает товар, а другим - нет);
2) свойство соперничества (использование единицы товара одним лицом, ограничивает возможность его использования другими лицами).
Товары, не обладающие свойствами исключения и соперничества, называют общественными благами. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Нельзя защитить от ядерной атаки или вторжения одного человека, не распространив эту защиту на всех. Кроме того, затраты на защиту одного жителя какой-то зоны не больше, чем оборона целого города или района. Хотя в чистом виде общественные блага встречаются редко, целый ряд благ может характеризоваться частичным отсутствием свойств исключения или соперничества: услуги милиции, уход за городскими улицами, космическая программа и т.д.
Недостаточная конкуренция.
Третьим источником провала рынка является недостаточная конкуренция. Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов, должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, провал рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, провал рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. В качестве примера следует рассмотреть рынок, на котором действует всего один продавец какого-то товара или услуги; такой рынок называется монополией. Если будет установлена слишком высокая цена (напр. на электричество), то потребители получат ложный сигнал об альтернативной стоимости электричества и могут осуществить экономически необоснованные замены электроэнергии (напр. на нефть, газ).
Для предупреждения провалов рынка, происходящих вследствие недостаточности конкуренции, используются самые разнообразные виды целенаправленных правительственных мероприятий [24]:
3) отмена дискриминационных цен для предпочтительных групп клиентов
4) обеспечение отдельных публикуемых счетов в отношении:
5) сетей (телефонных линий, электрических кабелей, газопроводов)
6) добавленной стоимости (прибыли, извлеченные из телефонных разговоров, электричества, газа)
7) поставка аппаратуры (телефонные аппараты, телевизоры, духовки)
8) регулирование ценообразования
9) разделение процесса продажи продукции, и ее доставки, и их регулирование по отдельности (проблема взаимодействия)
2 ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Проблемы государственного вмешательства в экономику актуальны на протяжении всей истории государства [2, c. 410]. Особенно большое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночному механизму отведена роль регулятора хозяйственных связей.
Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся международными. Кроме того, современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства: ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие практически ранее отсутствовавшего социального сектора.
Государству также принадлежит важная роль в создании и развитии составных частей рыночного механизма - цены, рыночного спроса и предложения [2, c. 412]. Так, в переходный период от административно-командной модели к рыночной, государство осуществляет либерализацию цен. С этим процессом связано превращение монопольного рынка в конкурентный со всеми вытекающими последствиями как положительного свойства, когда конкуренция выступает двигателем прогресса, так и отрицательного, если конкуренция усиливает дифференциацию общества. Только государство имеет возможность смягчить остроту процесса либерализации цен, свести до минимума его отрицательные последствия и способствовать максимизации последствий положительного эффекта.
Возможны три варианта государственного воздействия на уровень цен:
1) косвенное, с помощью манипуляций с налоговыми ставками, акцизами, таможенными и другими сборами, что будет влиять на снижение или повышение цен;
2) с помощью замораживания цен на определенный ряд товаров (как правило, на жизненно необходимые товары), производство которых временно ограничено;
3) установление цены волевым решением.
Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него - и всего экономического процесса [2, с. 413]. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определенные инструменты и приемы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями: оживлением производства, восстановлением экономических связей и пропорций, т.е. созданием предпосылок для экономического роста.
С помощью финансовой системы - через Центральный банк и государственный бюджет - государство выполняет следующие функции:
1) организует денежное обращение и регулирует денежные потоки;
2) формирует условия или создает режим наибольшего благоприятствования для функционирования информационных систем, транспортных коммуникаций;
3) предоставляет территории под рынки и рыночные сооружения;
4) организует подготовку и переподготовку квалифицированных кадров и принимает участие в этом процессе;
5) разрабатывает конъюнктурные прогнозы и создает программы развития рыночной экономики.
Кроме того, государство осуществляет контроль над деятельностью всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействует повышению эффективности их работы.
2.1 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике [25]:
1) Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
2) Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
3) Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
4) Предоставление общественных товаров и услуг
5) Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
6) Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
7) Участие в хозяйственной деятельности.
Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.
Можно ли представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы за победу устанавливаются самими участниками? Интенсивность рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. В этой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стороны - арбитра, способного разработать, установить и контролировать соблюдение правил игры. В роли арбитра в условиях рынка выступает государство, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний. Права собственности лежат в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство. Если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.
Обеспечение рыночной конкуренции.
Свободное предпринимательство не всегда обеспечивает открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены.
Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914, 1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля над соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка [25]. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).
Информация о работе Государственные провалы и возможность их исправления