Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:45, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать проблемы провалов государства.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть провалы государства;
2) рассмотреть сущность и особенности государственного регулирования экономики;
3) проанализировать причины провалов государства и способы их исправления.
Введение…………………………………………………………………4
Общая характеристика рынка и государства………………………6
1.1 Понятие «рынок» и «государство»……………………...................8
1.2 «Провалы» рынка……………………………………………….......11
Государство в системе рыночной экономики……………………..14
2.1 Функции государства в рыночной экономике……………………16
2.2 «Провалы» государства…………………………………………….26
2.3 «Провалившиеся» государства…………………………………….33
Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях……………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….......39
Список использованных источников……………………………….....41
Примером внешних издержек может служить деятельность фирмы по ремонту и очистке водного транспорта, в технологии, производства которой используется много воды.
Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха.
Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.
Деятельность предприятия, порождающая отрицательный внешний эффект, ведет к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенные выгоды этому предприятию. Например, собственник сталелитейного завода, не вкладывающий средства в очистное оборудование, экономит, на издержках производства стали. Это позволяет снизить цену на сталь и получить важное преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство обязано защитить интересы третьих лиц за счет ограничения неоправданных преимуществ, сталелитейного завода. Оно должно принять закон об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать фирмы, допускающие отрицательные внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических проблем. Одновременно у фирм, допускающих отрицательные внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.
Предоставление общественных товаров и услуг.
Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления.
Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:
1) частные блага делимы на любые необходимые количества.
2) они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит, не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага.
3) потребление частного блага
одним человеком делает
невозможным его одновременное использование
другими людьми. Если кто-то купил квартиру
и живет в ней, то никто другой пользоваться
этой квартирой без разрешения ее владельца
не сможет.
Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.
Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:
1) их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;
2) они неделимы по своей природе;
3) потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.
Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования, не желающих или не способных платить. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам. Блага, подобные национальной обороне или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно. Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов. Политика государства в отношении услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.
Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
Рынок не является идеальным механизмом и лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.
Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.
Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально – экономической поддержки.
Цель многих правительственных программ – перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории. Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.
Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.
Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал. Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения -доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны.
К ним относятся:
1) минимальная оплата труда;
2) пенсии по старости;
3) пенсии по инвалидности;
4) пенсии по случаю потери кормильца;
5) пенсии за выслугу лет;
6) пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам;
7) стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;
8) индексация доходов в условиях инфляции;
9) компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;
10) пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;
11)медицинское страхование;
12)защита условий труда;
13) социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг.
Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.
Есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым - когда рынок показывает свою «несостоятельность».
1) монополия, которая ведет к неэффективности. Существуют различные причины возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.
2) наличие внешних факторов (экстерналий), издержек или выгод, которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.
3) неспособность обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.
4) дифференциация доходов населения и возникающая при этом проблема бедности, становится бедой для всего общества.
2.2 «ПРОВАЛЫ» ГОСУДАРСТВА
Накопление отрицательных последствий государственной активности побудило экономистов параллельно категории "провалы рынка" сформулировать категорию "провалы государства".[16, c. 5]
Возрастание государственного влияния на происходящие процессы не всегда приводит к росту эффективности рыночной экономики, а иногда даже мешает её развитию, о чем свидетельствуют, так называемые, «провалы» государства.
Государство, как и рынок, вообще не может существовать без провалов, и каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, искать определенные рычаги государственного вмешательства, при которых провал рынка не будет перекрываться потерями от провалов государства и, в каждом случае, нужно находить решение, соответствующее данным условиям.
Не всегда эти решения являются желательными и оптимальными. С точки зрения общественных интересов, государство должно сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. При этом государство не должно заменять рынок, а рынок выполнять функции государства. И вмешиваться в рынок государству следует только в тех случаях, когда рынок не в состоянии справиться сам. Нужно искать механизмы, обеспечивающие наиболее эффективное решение данных проблем [18].
А. Радыгин и Р. Энтов: «Масштабы "провалов государства" в немалой степени зависят как от объема государственного вмешательства, так и от форм политической организации государства, в частности, от исторически сложившейся политической культуры, степени демократизации общества и структуры действующих общественных институтов. Именно в силу этого для России, как никогда, актуален переход от идеологии "государства для государства" к политике "не вездесущее, а эффективное государство" (по крайней мере, в сфере хозяйственных операций)» [16, с.26].
Проанализируем наиболее важные причины «провалов» государства.
Прежде всего, следует сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т. е. к фиаско государства.
Неравенство в получении информации также порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение, в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться и формировать группы давления («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т. п.).
Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.
Информация о работе Государственные провалы и возможность их исправления